Таможенно-тарифное регулирование импорта автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

С 6 июля 2010 года с введением Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) образована единая таможенная территория, объединяющая территории России, Беларуси и Казахстана. Полномочия по установлению, изменению или обнулению ставок ввозных таможенных пошлин переданы Комиссии Таможенного союза, функции которой с 1 января 2012 года выполняет Евразийская Экономическая Комиссия.
Товары, происходящие с территорий государств – членов Таможенного союза (далее – ТС), а также иностранные товары, выпущенные для свободного обращения на территории хотя бы одного из государств-членов Таможенного союза, могут перемещаться по единой таможенной территории без совершения таможенных формальностей.
С августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО). В связи с этим по ряду товарных позиций стране необходимо снизить ставки таможенных пошлин. Это касается и ставок пошлин на автомобили, ввозимы в Россию.
На момент присоединения к ВТО ставки таможенных пошлин на автомобили снижены до 25%. Более того, в период с 2015 по 2019 гг. Россия должна поэтапно снижать таможенные пошлины на автомобили. При этом остальные страны-члены Таможенного союза оставляют в неизменности действующие меры тарифного регулирования в отношении ввоза данных товаров. В связи с этим будет наблюдаться сильный разрыв в уровне пошлин между странами Таможенного союза. Эти факты указывают на актуальность выбранной темы исследования.
В соответствии с названием курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности автор ставит перед собой целью выявить особенности порядка таможенно-тарифного регулирования импорта автомобилей в условиях присоединения к ВТО.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следую-щие задачи:
1. Определить роль таможенно-тарифное регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2. Рассмотреть таможенные пошлины в качестве основного инструмента таможенно-тарифного регулирования.
3. Проанализировать нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования.
4. Изучить особенности ввоза автомобилей физическими лицами в Российскую Федерацию.
5. Раскрыть специфику импорта автомобилей юридическими лицами.
6. Рассмотреть статистические данные по ввозу автомобилей физиче-скими и юридическими лицами в 2011 и в 2012 гг.
7. Исследовать тенденции изменения ставок таможенных пошлин в отношении автомобилей старше 3 лет, ввозимых юридическими лицами, в условиях присоединения к ВТО.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования 5
1.1. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД 5
1.2. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования 8
1.3. Анализ нормативно-правовой базы 11
2. Особенности ввоза автомобилей на таможенную территорию Таможенного союза 14
2.1. Порядок ввоза автомобилей физическими лицами 14
2.2. Порядок ввоза автомобилей юридическими лицами 20
3. Актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования импорта автомобилей 28
3.1. Динамика импорта автомобилей в Российскую Федерацию 28
3.2. Перспективы изменения ставок таможенных пошлин на автомобили в условиях присоединения к ВТО 31
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Импорт авто. Курсовая.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

2. Особые пошлины устанавливаются  в случае нанесения ущерба  национальной экономике. К их числу относят специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Специальные пошлины могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в страну товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы страны; как способ пресечения недобросовестной конкуренции. Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера. Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров.

В таможенных тарифах используются ставки таможенных пошлин, выделяемые в зависимости от происхождения:

1. Автономные – вводятся  на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

2. Конвенционные – устанавливаются  на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например, ГАТТ/ВТО.

3. Преференциальные –  имеют более низкие ставки  по сравнению с обычно действующим  таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран

В зависимости от способа вычислений различают номинальные и эффективные таможенные пошлины. Номинальные таможенные пошлины указаны в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт. В свою очередь эффективные таможенные пошлины показывают реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Таможенные пошлины по типу ставок разделяются на постоянные и переменные. Постоянные пошлины представляют собой таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками. Переменные пошлины – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях.

 

1.3. Анализ  нормативно-правовой базы

Принятие и вступление в юридическую силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза означало формирование единого механизма таможенно-тарифного регулирования в странах-членах ТС. В результате этого была сформирована единая таможенная территория России, Беларуси и Казахстана, национальное законодательство приведено в соответствии с нормами ТК ТС.

В настоящее время полностью реализованы мероприятия по созданию нормативно-правовой базы единой системы таможенно-тарифного регулирования в ТС. Нормативно-правовую базу данной сферы составляют международные договоры государств-членов ТС, решения Комиссии ТС.

Основным правовым документом в регулировании перемещения данной категории товаров является Таможенный кодекс ТС, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17. В Кодексе закреплены основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

В части таможенно-тарифного регулирования ТК ТС устанавливает общие положения, касающиеся правил определения страны происхождения товаров, порядка формирования таможенной стоимости, особенности взимания таможенных пошлин.

В настоящее время в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 действуют следующие правовые акты:

1. Соглашение о едином таможеннно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года. Оно определяет Единый таможенный тариф (далее – ЕТТ ТС) в качестве инструмента торговой политики ТС. Соглашение устанавливает принципы применения единого таможенного тарифного регулирования на территории государств-членов ТС. В том числе применение освобождения от уплаты таможенных пошлин, перечень категорий товаров, а также случаев их освобождения от уплаты таможенных пошлин.

2. Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года, которое регламентирует возможность предоставления льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на ввоз сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, на единую таможенную территорию.

3. Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года определяет формы предоставления тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС из третьих стран, а также дает их характеристику.

4. Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года регулирует вопросы предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых и развивающихся и наименее развитых стран, путем установления для них более низких ставок таможенных пошлин.

Решение Комиссии ТС от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» определяет применение на таможенной территории ТС единого таможенного тарифа, который устанавливает свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД ТС).

Таким образом, основу нормативной базы таможенного тарифного регулирования составляю правовые документы, принимаемые на уровне таможенного союза.

 

 

2. Особенности ввоза автомобилей  
на таможенную территорию Таможенного союза

 

2.1. Порядок  ввоза автомобилей физическими лицами

Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования, регламентированы положениями главы 49 ТК ТС, а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

При ввозе товаров с территории Республики Беларусь и Республики Казахстан в РФ устанавливается статус товаров для таможенных целей, исходя из того, что товары могут быть:

а) происходящими с территории Республики Беларусь, Республики Казахстан или РФ;

б) происходящими с территории иного государства.

В соответствии с данным статусом определяется дальнейший порядок оформления товаров. При этом необходимо отметить, что совершение таможенных операций по выпуску автомобилей осуществляется исключительно таможенными органами, перечень которых определен приказом ФТС РФ от 22.09.2010 № 1746 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами»5.

В отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами в Россию из Беларуси или Казахстана, таможенное оформление не производится, если страной происхождения ввозимого автомобиля является одна из этих стран. Этот статус должен быть подтвержден представлением сертификата СТ-1, выданного Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь или Республики Казахстан.

Производство таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых для личного пользования, которые считаются товарами ТС, таможенным законодательством не предусмотрено6.

В остальных случаях, применяются правила производства таможенных операций и проведения таможенного контроля, определенные ТК ТС и указанным Соглашением.

Соглашением предусмотрено, что автомобили, ввезенные после 01.01.2010 на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных в РФ, признаются иностранными товарами7:

а) до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным в РФ (согласно Приложению 5 к Соглашению);

б) до 01.01.2013. 

Если в отношении таких автомобилей разница уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в ЕТТ ТС, не уплачена в бюджет Беларуси или Казахстана до ввоза на территорию РФ, эти таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет России при их таможенном декларировании таможенному органу РФ.

Данные правила не распространяется на автомобили, ввезенные после 01.01.2010, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ТС.

Таможенные операции совершаются только в отношении автомобилей, ввезенных после 01.01.2010 на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных ЕТТ, при необходимости уплаты таможенных платежей.

Определение для таможенных целей статуса незарегистрированных на территории Беларуси или Казахстана автомобилей осуществляется таможенными органами при условии представления физическими лицами, их перемещающими, следующих документов:

а) документов, оформленных на таможенной границе ТС при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита;

б) свидетельства о регистрации транспортного средства или технического паспорта транспортного средства с отметками о снятии автомобиля с регистрационного учета, заверенного подписью начальника регистрационного подразделения и печатью этого подразделения;

в) документов, подтверждающих дату ввоза на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан;

г) при необходимости – документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов.

До перемещения транспортного средства иностранного производства на территорию таможенного союза необходимо внести денежный залог на счет таможенного органа для обеспечения уплаты таможенных платежей.

Оформление транспортных средств производится в местах прибытия на территорию того государства-члена ТС, где постоянно или временно проживает физическое лицо, либо в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, или в местах убытия, путем подачи пассажирской таможенной декларации. Дополнительно предоставляются транспортные, товаросопроводительные и иные документы, в том числе8:

а) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство;

б) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством

в) документы, удостоверяющие личность

г) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов при ввозе автомобилей могут принять решение о необходимости проведения одной (нескольких) форм таможенного контроля в срок не более 10 минут с момента подачи документов.

Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены в пределах установленного срока, должностное лицо таможенного органа обязано запросить в произвольной письменной форме недостающие документы и сведения. При этом по желанию физического лица, перемещающего транспортные средства, автомобиль может быть:

а) подвергнут таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о его происхождении;

б) размещен в зоне таможенного контроля, расположенной на территории места проведения таможенного контроля, для представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений в 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия9.

При отсутствии или невозможности представления таможенному органу указанных документов и/или сведений, такие автомобили могут быть:

а) помещены на склад временного хранения, расположенный в непосредственной близости от места проведения таможенного контроля (на срок, необходимый для проведения проверки, оформления документов);

б) вывезены по решению физического лица за пределы территории РФ при отсутствии административных правонарушений и признаков преступлений в области таможенного дела.

После завершения оформления таможенные органы выдают на транспортное средство следующие документы:

а) паспорт транспортного средства (за исключением временно ввозимых транспортных средств);

б) таможенный приходный ордер, если производилась уплата таможенных пошлин, налогов.

Паспорт транспортного средства оформляется на имя его собственника и выдается владельцу транспортного средства.

Существуют определенные ограничения при ввозе автомобилей на территорию Российской Федерации. С 01.01.2010 вся ввозимая автомобильная техника должна соответствовать экологическому классу не ниже «евро-4» в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование импорта автомобилей