Таможенное тарифное и нетарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Таможенной службе принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства и внешнеэкономического регулирования. Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. В мире происходят серьезные изменения, и Республика Беларусь не может находиться от них в стороне. Тем более что изменения эти происходят в непосредственной близости от территории РБ. Вступление 1 мая 2004 года трех стран – соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) в Европейский Союз принесло с собой немало изменений и, прежде всего, в сфере таможенно – тарифного регулирования. Поэтому я выбрал тему своей курсовой работы «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ». Думаю, она очень актуальна в связи с происходящими в мире событиями.
Считаю, что тема эта достаточно разработана. В первую очередь, при написании работы, я использовала нормативно-правовые акты, регулирующие таможенное законодательство в РБ. Это Таможенный кодекс РБ, Законы РБ «О государственном регулировании ВЭД», «О Таможенном тарифе» и другие документы. Также помогли мне в написании работы статьи Забавского Г. В., Моториной О. И., Мацкевича В. В. и другие.
Предметом моего исследования явились тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД, а также последствия осуществления этих методов регулирования странами - новыми членами ЕС по отношению к Республике Беларусь.
Основной целью моего исследования является изучение тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД в РБ.
Проведя это исследование, основными результатами его явилось получение мною дополнительных систематизированных знаний по данной проблеме, всестороннее изучение предмета исследования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Сущность и организация таможенного регулирования ВЭД…………………………….....4
1.1 Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД в РБ………...4
1.2 Основные понятия и категории таможенного регулирования……………………..…8
1.3 Органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД в РБ....………………………………………………………………...……………………………….11
Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД………………………………...…………….14
2.1 Основные методы нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, декларирование)………………………………………………………………………………….14
2.2 Таможенно-тарифное регулирование при различных таможенных режимах………..24
2.3 Понятие таможенного тарифа, его виды………………………………………...............27
2.4 Методы определения таможенной стоимости товаров………………………………...29
3 Проблемы таможенного регулирования ВЭД в РБ...……………………………………….42
Заключение…….…………………………………………………………………………………48
Список литературы……..………………………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

курсовая по таможенному регулированию.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

                    Министерство образования Республики  Беларусь

Учреждение образования "Гомельский Государственный 

Университет им. Ф. Скорины"

                                         Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета, контроля и АХД

            

Курсовая  работа на тему

’’Таможенное  регулирование ВЭД и его проблемы’’

                                                                            

Выполнил: студент группы БУ- 51                                         Фирсов Д. В.

Руководитель: ст. преподаватель                                     Делидович Л. П.

                                                                               

                

ГОМЕЛЬ, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1 Сущность и организация таможенного регулирования ВЭД…………………………….....4

    1.1  Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД в РБ………...4

    1.2  Основные понятия и категории таможенного     регулирования……………………..…8

    1.3  Органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД в    РБ....………………………………………………………………...……………………………….11

  1. Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД………………………………...…………….14

   2.1   Основные методы нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, декларирование)………………………………………………………………………………….14

     2.2   Таможенно-тарифное регулирование при различных  таможенных режимах………..24

   2.3   Понятие таможенного тарифа, его виды………………………………………...............27

   2.4   Методы определения таможенной стоимости товаров………………………………...29

  3   Проблемы таможенного регулирования ВЭД в РБ...……………………………………….42

Заключение…….…………………………………………………………………………………48

  Список литературы……..………………………………………………………………………..50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Таможенной службе принадлежит  важнейшая роль в деле обеспечения  экономических интересов государства  и внешнеэкономического регулирования. Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. В мире происходят серьезные изменения, и Республика Беларусь не может находиться от них в стороне. Тем более что изменения эти происходят в непосредственной близости от территории РБ. Вступление 1 мая 2004 года трех стран – соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) в Европейский Союз принесло с собой немало изменений и, прежде всего, в сфере таможенно – тарифного регулирования. Поэтому я выбрал тему своей курсовой работы «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ». Думаю, она очень актуальна в связи с происходящими в мире событиями.

  Считаю, что тема эта достаточно разработана. В первую очередь, при написании работы, я использовала нормативно-правовые акты, регулирующие таможенное законодательство в РБ. Это Таможенный кодекс РБ, Законы РБ «О государственном регулировании ВЭД», «О Таможенном тарифе» и другие документы. Также помогли мне в написании работы статьи Забавского Г. В., Моториной О. И., Мацкевича В. В. и другие.

 Предметом моего исследования явились тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД, а также последствия осуществления этих методов регулирования странами - новыми членами ЕС по отношению к Республике Беларусь.

  Основной целью моего исследования является изучение тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД в РБ.

 Проведя это исследование, основными результатами его явилось  получение мною дополнительных  систематизированных знаний по  данной проблеме, всестороннее изучение  предмета исследования.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Сущность и организация таможенного регулирования ВЭД

 

1.1 Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД в РБ

 

 Главными законодательными  источниками таможенного права  Республики Беларусь являются  Таможенный кодекс, принятый 17 декабря 1997 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренный Советом Республики 20 декабря 1997 г., и Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе» (в редакции от 5 декабря 1997 г., с изменениями и дополнениями). [13]

 Таможенный кодекс  Республики Беларусь (ТК РБ) состоит  из 15 разделов, 45 глав, включающих 273 статьи. Раздел I содержит общие положения  (основные понятия таможенного  права, механизм государственного  управления таможенным делом,  источники таможенного права), раздел II посвящен перемещению через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, а также таможенным режимам, раздел III - таможенным платежам, IV - таможенному оформлению, V - положениям, касающимся таможенного контроля, VI - валютному контролю, VII - таможенным льготам отдельным категориям иностранных лиц, VIII - ведению таможенной статистики и ТН ВЭД, IX - контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Раздел X содержит положения, касающиеся административных таможенных правонарушений и производства по делам о таких правонарушениях, XI - общие сведения об информировании и консультировании, XII - о распоряжении товарами и транспортными средствами, XIII определяет ответственность таможенных органов Республики Беларусь и их должностных лиц, XIV - ответственность должностных лиц таможенных органов, в разделе XV приведены заключительные положения. [1]

 Другой базовый  документ таможенного права Беларуси - Закон «О таможенном тарифе». Он состоит из 8 разделов и 41 статьи. Данный закон регламентирует такие важные аспекты, как таможенная стоимость товара и методы ее определения, определение страны происхождения товара, тарифные льготы.

 Очень важную роль  в осуществлении регулирования  ВЭД в РБ играет Закон Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Этот «Закон определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику».

 Контроль за проведением  внешнеторговых операций осуществляется  в соответствии с Указом Президента  РБ от 4 января 2000г. №7 «О совершенствовании  порядка проведения и контроля  внешнеторговых операций». В соответствии с указом при осуществлении экспортно-импортных операций помимо грузовой таможенной декларации заполняются паспорт сделки и статистическая декларация (периодическая статистическая декларация). Содержание и порядок заполнения грузовой таможенной декларации регламентированы Положением о таможенном документе "грузовая таможенная декларация", а также Инструкцией «О порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров» (утверждены Приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09 июля 1998 г. N246-ОД).

 Заполнение паспорта  сделки регламентируется постановлением  Правления Национального банка  РБ от 13 июня 2000 г. N13.2г “Об утверждении  правил визирования банками паспорта  сделки и осуществления контроля внешнеторговых операций”, а также постановлением Государственного таможенного комитета РБ от 7 июля 2001г. №32 «О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами» (с изменениями и дополнениями). Заполнение статистической декларации регламентируется постановлением Государственного таможенного комитета РБ от 10 июля 2001г. №33 «О статистическом декларировании товаров». [15]

 Действующие в РБ  ставки импортных пошлин регламентируются  Постановлением Совета Министров  РБ №72 от 10 февраля 1997 года “О таможенном тарифе Республики Беларусь” (с изменениями и дополнениями).

 Основу системы  нетарифного регулирования экспорта  и импорта товаров составляют  Закон Республики Беларусь "О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8.04.2002 г. № 440 "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров".

 Также в нормативно-правовую  базу, которая определяет систему  и порядок применения мер нетарифного  регулирования экспорта-импорта товаров в Республике Беларусь, входят следующие акты законодательства (кроме названных выше):

- Декрет Президента  Республики Беларусь от 04.09.1998г.  № 15 "О неотложных мерах  по защите потребительского рынка" (в редакции, установленной Декретом Президента Республики Беларусь от 15.04.1999г. 18);

- Закон Республики  Беларусь "О государственном регулировании  производства и оборота алкогольной  продукции" (принят 24.06.1998 г., вступил  в силу 30.06.1998 г.);

- Закон Республики  Беларусь "Об экспортном контроле" (принят 6.01.1998 г.);

- Закон Республики  Беларусь "О мерах по защите  экономических интересов Республики  Беларусь при осуществлении внешней  торговли товарами" (вступил в  силу 09.06.2000 г.);

- Указ Президента  Республики Беларусь от 05.05.1995г. № 179 "О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней";

- Указ Президента  Республики Беларусь от 17.05.1995г.  № 191 "Об упорядочении распоряжением  государственным имуществом" (с последующими изменениями и дополнениями);

- Указ Президента  Республики Беларусь от 24.02.1999г.  № 112 "О некоторых вопросах  регулирования рынка нефтепродуктов";

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 21.02.1997г. №117 "О введении временного государственного регулирования импорта алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья";

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 18 марта 1997 года №218 "Об установлении  запретов и ограничений на  перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь";

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 10.01.1998 г. № 27 "О совершенствовании  государственного контроля за  перемещением через таможенную  границу Республики Беларусь  специфических товаров (работ, услуг)";

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 10.07.1998г. №1091 "О некоторых  мерах по совершенствованию государственного  регулирования экспорта отдельных  видов товаров, производимых в  Республике Беларусь";

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.11.1998 г. № 1781 "О товарах, не подлежащих поставкам по товарообменным (бартерным) операциям";

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 01.12.1998 г. № 1846 "О дополнительных  мерах по упорядочению экспорта лесоматериалов";

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 05.06.2000 г. № 800 "Об утверждении  положения о порядке проведения  расследования, предшествующего  введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных  мер". [12]

 Одним из важных  направлений унификации таможенных  законодательств является создание единой классификационной системы для обеспечения единообразия классификации товаров в национальных таможенных тарифах.

 Такой единой классификационной  системой для большинства стран мировой торговли стала Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) Всемирной таможенной организации (ВТО), вступившая в силу с 1 января 1988 года. Страны, подписавшие Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее — Конвенция), обязаны применять ее в полном объеме, то есть сохранять в своих национальных торговых классификаторах тексты позиций, субпозиций и соответствующие им цифровые коды (первые 6 знаков кодового обозначения товара), примечания к разделам, группам и субпозициям, Основные правила интерпретации. Это позволяет обеспечить сопоставимость статистических данных о товарах, участвующих в мировой торговле, на уровне шестизначного кодового обозначения. Республика Беларусь присоединилась к Koнвенции в 1998 году после подписания Указа Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» и стала полноправным ее членом. Однако Гармонизированная система как международная основа национального классификатора Республики Беларусь использовалась и раньше. Вышеназванная система согласно ст. 1 Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 03.11.1995 г. стала также международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). [2]

 С 1 июля 2002 года  на территории Республики Беларусь  вступила в силу Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее - ТН ВЭД РБ), утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 2002 года № 791 «О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». ТН ВЭД РБ основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, вступившей в действие с 1 января 2002г., и 9-значной единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, утвержденной решением СРТС СНГ от 13.09.2001г. № 3/32. В данной номенклатуре осуществлена детализация на уровне 10-го знака кодового обозначения. [14]

Информация о работе Таможенное тарифное и нетарифное регулирование