Таможенное тарифное и нетарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Таможенной службе принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства и внешнеэкономического регулирования. Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. В мире происходят серьезные изменения, и Республика Беларусь не может находиться от них в стороне. Тем более что изменения эти происходят в непосредственной близости от территории РБ. Вступление 1 мая 2004 года трех стран – соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) в Европейский Союз принесло с собой немало изменений и, прежде всего, в сфере таможенно – тарифного регулирования. Поэтому я выбрал тему своей курсовой работы «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ». Думаю, она очень актуальна в связи с происходящими в мире событиями.
Считаю, что тема эта достаточно разработана. В первую очередь, при написании работы, я использовала нормативно-правовые акты, регулирующие таможенное законодательство в РБ. Это Таможенный кодекс РБ, Законы РБ «О государственном регулировании ВЭД», «О Таможенном тарифе» и другие документы. Также помогли мне в написании работы статьи Забавского Г. В., Моториной О. И., Мацкевича В. В. и другие.
Предметом моего исследования явились тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД, а также последствия осуществления этих методов регулирования странами - новыми членами ЕС по отношению к Республике Беларусь.
Основной целью моего исследования является изучение тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД в РБ.
Проведя это исследование, основными результатами его явилось получение мною дополнительных систематизированных знаний по данной проблеме, всестороннее изучение предмета исследования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Сущность и организация таможенного регулирования ВЭД…………………………….....4
1.1 Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД в РБ………...4
1.2 Основные понятия и категории таможенного регулирования……………………..…8
1.3 Органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД в РБ....………………………………………………………………...……………………………….11
Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД………………………………...…………….14
2.1 Основные методы нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, декларирование)………………………………………………………………………………….14
2.2 Таможенно-тарифное регулирование при различных таможенных режимах………..24
2.3 Понятие таможенного тарифа, его виды………………………………………...............27
2.4 Методы определения таможенной стоимости товаров………………………………...29
3 Проблемы таможенного регулирования ВЭД в РБ...……………………………………….42
Заключение…….…………………………………………………………………………………48
Список литературы……..………………………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

курсовая по таможенному регулированию.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов:

    • по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
    • по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);
    • по цене сделки с однородными товарами (метод 3);
    • вычитания стоимости (метод 4);
    • сложения стоимости (метод 5);
    • резервный метод (метод 6).

Основным методом определения  таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.

При первом методе под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

В таможенную стоимость  вещей при оценке по цене сделки с ввозимыми товарами должны быть включены отнесенные за счет покупателя и исчисленные отдельно следующие расходы:

• затраты на транспортировку  ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке-выгрузке, складированию товаров, их страхованию, по выплате посреднических вознаграждений, стоимость контейнеров и иной оборотной тары, которые рассматриваются как единое целое с оцениваемыми вещами;

• расходы, связанные  с упаковкой ввозимых вещей, включая  стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

• стоимость вещей, работ  и услуг, которые были предоставлены  покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оцениваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и опытно-конструкторскую проработку;

• лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

• величина части прямого  или косвенного дохода, получаемого  продавцами от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых вещей.

Основной метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции совершают взаимосвязанные  партнеры. К ним относятся, в частности, юридически признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей собственности не менее 5 % в уставном капитале другого участника, прямо или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо либо они являются близкими родственниками.

При использовании второго  метода в качестве базы для определения  таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными товарами.

Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам:

• назначение и характеристики;

• качество, наличие товарного  знака и репутация на рынке;

• страна происхождения;

• производитель.

Цена сделки с идентичными  товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если товар продается  в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым  товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичные товары ввозятся в ином количестве или на других коммерческих условиях, то цены корректируются с учетом этих различий и таможенным органом документально подтверждается их обоснованность.

Метод оценки по цене с однородными товарами предполагает использование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным с импортируемым товарам.

Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются их характеристики, назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения. В случае, когда выявляется более одной цены внешнеторговой сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых вещей применяется самая низкая из них.

Метод оценки на основе вычитания  стоимости используется при возникновении  у экспортера расходов на территории импортера и включении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного  применения пяти указанных методов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой таможенной практики и ст. VII ГАТТ «Оценка в таможенных целях». При этом могут использоваться цены СИФ и ФОБ. Так, США при таможенной оценке используют цены ФОБ, тогда как большинство других стран применяют цены СИФ.

В качестве базы определения  таможенной стоимости не могут быть использованы:

    • цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;
    • цена на товары отечественного происхождения;
    • цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;
    • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.

 

 

3. Проблемы таможенного регулирования ВЭД в РБ

 

В реализации стратегии  глубоких преобразований экономики  Республики Беларусь решающее значение имеет мобилизация качественно  новых источников роста эффективности  общественного производства. Особая роль в выполнении этой задачи принадлежит внешнеэкономическому сектору и совершенствованию механизма его действия.

С 1996 г. режим внешней  торговли в Республике Беларусь формируется  под воздействием Таможенного союза  четырех стран – России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (в 1998 г. к Таможенному союзу присоединился Таджикистан). Внутри этого союза Беларусь развивает особо тесное сотрудничество с Россией, на которую в настоящее время приходится около 55% внешней торговли страны. Таможенный союз призывает к полному согласованию внешних тарифов на импорт, введению единых правил торговли с третьими странами, а также к отмене всех налогов на экспорт. В этих областях с начала 1997 г. отмечается прогресс: все внутренние тарифы на торговлю с членами союза отменены, что привело к возникновению зоны свободной торговли. Беларусь и Россия практически полностью согласовали все тарифные ставки в торговле с третьими странами. Казахстан и Кыргызская Республика согласовали около 50% своих внешнеторговых тарифов. С начала 1998 г. вступил в силу порядок приобретения гражданства, обеспечения свободного передвижения физических лиц и облегчения перевода денежных средств.

В 1998г. в Республике Беларусь был принят новый Таможенный кодекс, унифицированный с российским, а  также Закон о таможенном тарифе и Закон об экспортном контроле, идентичные существующим в Российской Федерации. В результате принятия новых законов общий режим внешней торговли Республики Беларусь выглядит следующим образом:

    1. средняя ставка тарифов составляет 14%;
    2. максимальная тарифная ставка равна 30% (не считая 100% тарифа на этиловый спирт);
    3. минимальная тарифная ставка составляет 1%, причем существуют и нулевые ставки;
    4. ненулевые тарифные ставки распространяются примерно на 10 тыс. наименований продукции.

При более внимательном рассмотрении новые ставки таможенных пошлин не соответствуют экономическим интересам белорусских товаропроизводителей. Так, ставка на импортный картофель-корнеплод, который успешно и повсеместно производится в Беларуси, оказалась ниже, чем, к примеру, на рыбу (в том числе осетровую и изделия из нее), хотя наша страна выхода к морю не имеет и рыболовство как промысел на промышленную основу не поставлено.

Некоторые ставки таможенных тарифов могут иметь серьезные  последствия. В первую очередь это касается пошлин на социально значимые категории товаров, в частности, на фармацевтическую продукцию. Если раньше многие ее виды ввозились на территорию страны беспошлинно, поскольку отечественная фармацевтическая отрасль еще недостаточно развита и слабо обеспечена сырьем, то теперь беспошлинный ввоз разрешен только для препаратов, содержащих инсулин.

В республике продолжают существовать некоторые нетарифные ограничения. Это касается квот на экспорт  сырья, имеющегося в недостаточном  количестве. Помимо контроля над экспортом вооружений, наркотиков, радиоактивных и токсичных отходов, а также других товаров особого назначения, Беларусь установила экспортные квоты на отдельные виды удобрений, цены на которые внутри страны ограничиваются с целью защиты крестьянских хозяйств, а также на гербициды, лом черных металлов, алюминий, медь и никель. Существует также подписанное в 1993 г. с Европейским союзом Соглашение о квотах текстильных изделий из Беларуси. С 1 апреля 1997 г. с целью защиты внутреннего рынка и интересов отечественных производителей для подачи заявления на импорт алкоголя и алкогольных напитков в пределах установленной квоты требуется предварительное получение лицензии; реэкспорт разрешенного к импорту алкоголя может осуществляться без ограничений. в 1998 г. был введен временный запрет на экспорт необработанной древесины, призванный остановить вывоз этой продукции в Россию, где цены на нее выше. По-прежнему продолжает отслеживаться экспорт зерна, хотя он и не ограничивается, а экспорт драгоценных металлов и камней подлежит лицензированию, но также не ограничивается.

В рамках СНГ были подписаны  соглашения, согласно которым применение косвенных налогов в торговле между странами Содружества основывается на использовании принципа "страны происхождения" товара (за исключением Украины, Казахстана и Молдовы). В торговых отношениях с дальним зарубежьем предусматривается другой принцип - "страна назначения", когда товары облагаются импортной стороной. Однако государствами Содружества, в том числе участниками Таможенного союза, все настойчивее поднимается вопрос о полном переходе на принятую в мировой практике схему взимания НДС по принципу "страны назначения", когда товар поступает в страну очищенный от налога.

Продолжаются переговоры о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию. Присоединение Беларуси к ГААТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку наша республика является малой страной с открытой экономикой, чрезвычайно зависящей от внешнеторговых связей. Для Беларуси является чувствительным ударом введение со стороны Европейского союза антидемпинговых мер по нашим стратегическим экспортным позициям. Поэтому республика должна окончательно определить свое отношение к ГАТТ/ВТО и последовательно осуществлять шаги в избранном направлении.

Всемирная торговая организация – законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации. Само возникновение ВТО было инициировано ведущими экономически развитыми странами, внутренние рынки которых были переполнены, а развитие производства требовало доступа к внешним неосвоенным рынкам. Об этом свидетельствуют основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО, как-то: предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Для вступления в ВТО  стране необходимо предоставить уступку  странам-членам этой организации, обеспечивая  доступ на ее рынок товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

Одним из главных условий  присоединения новых стран к  ВТО является приведение их национального  законодательства в области тарифного  и нетарифного регулирования экспорта и импорта, антимонопольной, антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности и т.п. в соответствие с требованиями к участникам данной организации.

Присоединение Беларуси к ВТО потребует последовательного снижения импортных таможенных пошлин, так как средний уровень таможенного обложения импорта в промышленно развитых странах составляет 6 %. Как заявлено в меморандуме о внешнеторговом режиме республики, в настоящее время средневзвешенная тарифная ставка составляет 14,2%, что более чем в 2 раза превышает данный показатель по странам-членам ВТО. В связи с этим правительством РБ был предложен подкрепленный расчетами министерств механизм последовательного снижения импортных пошлин по развернутой номенклатуре изделий. Однако снижение таможенных пошлин поставит под удар отечественных товаропроизводителей, которые еще не могут в полной мере конкурировать с более сильными зарубежными фирмами. Оптимальным будет дифференцированный подход к уровню тарифов по отношению к различным отраслям и сохранение протекционизма в наиболее чувствительных из них к открытию границ (АПК, легкая и химическая промышленность). В отношении агропромышленного сектора предлагается более длительный (10 лет) период адаптации к новым правилам ВТО вместо общепринятых 6 лет, что допускается этой организацией в отношении некоторых развивающихся и транзитивных стран. Параллельно в республике была разработана программа импортозамещения и повышения конкурентоспособности секторов экономики.

Информация о работе Таможенное тарифное и нетарифное регулирование