Введение
Многие
страны уже оценили преимущества методов
нетарифного регулирования, и активно
применяют их. По заключению экспертов
ЮНКТАД, по общему объему используемых
нетарифных ограничений в международной
торговле в лидирующую тройку входят США,
Япония, ЕС. Если такие экономически сильные
страны понимают всю необходимость использования
инструментов нетарифного регулирования,
то можно говорить об их реальной эффективности.
Все государства должны регулировать
свою внешнеэкономическую деятельность,
чтобы достичь своих интересов. Главная
цель внешнеторговой политики любого
государства – обеспечение благоприятных
условий для результативного бизнеса
в сфере внешней торговли. Поэтому тема
нетарифного регулирования ВЭД будет
актуальна.
Объектом исследования курсовой
работы является таможенное дело.
Предметом исследования являются
методы нетарифного регулирования внешней
экономической деятельности РФ.
Цель данной работы – рассмотреть
основные методы нетарифного регулирования
внешней экономической деятельности и
использование этих методов в современной
внешнеторговой политике России. Исходя
из цели курсовой работы, необходимо решить
следующие задачи:
- раскрыть основные методы
нетарифного регулирования внешней
экономической деятельности;
- определить, как методы
нетарифного регулирования влияют
на развитие внешнеторговой политики
России;
- рассмотреть содержание
внешнеторговой политики РФ;
- проанализировать динамику
развития внешней торговли России
на современном этапе.
- Основы нетарифного
регулирования ВЭД в РФ
- Понятие, сущность
и виды методов нетарифного регулирования
ВЭД
Политика государства в области
внешней торговли осуществляется с помощью
тарифных и нетарифных методов регулирования.
Под методами государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности следует
понимать способы влияния государства
в лице законодательных или исполнительных
органов на сферу внешнеэкономической
деятельности с целью создания или обеспечения
условий деятельности субъектов ВЭД в
соответствии с национальной экономической
политикой.
Нетарифные методы регулирования
внешнеэкономической деятельности - это
совокупность методов государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности,
имеющих целью воздействие на процессы
в сфере внешнеэкономической деятельности,
но не относящихся к таможенно-тарифным
методам государственного регулирования.
В соответствии с международными соглашениями
нетарифные методы применяются в виде
исключения из общего правила свободной
торговли в следующих случаях:
1. Введение временных
количественных ограничений экспорта
или импорта отдельных товаров,
вызванных необходимостью защиты
национального рынка.
2. Реализация разрешительного
порядка экспорта или импорта
отдельных товаров, которые могут
оказать неблагоприятное воздействие
на безопасность государства, жизнь
или здоровье граждан, имущество
физических или юридических лиц,
государственное или муниципальное
имущество, окружающую среду, жизнь
или здоровье животных и растений.
3. Выполнение международных
обязательств.
4. Введение исключительного
права на экспорт или импорт отдельных
товаров.
5. Введение специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных
мер.
6. Защита общественной морали
и правопорядка.
7. Обеспечение национальной
безопасности.
Нетарифные методы включают
широкий круг инструментов современной
экономической и торговой политики государств.
Некоторые из них непосредственно не связаны
с внешнеэкономическим регулированием,
но тем не менее оказывают существенное
влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности,
согласно наиболее распространенной классификации
нетарифных методов регулирования во
внешней торговле, принятой в ООН, они
делятся на два вида.
К первому виду относятся
методы, направленные на прямое
ограничение экспорта и импорта
в целях защиты определенных
отраслей национального производства:
лицензирование и квотирование,
антидемпинговые и компенсационные
пошлины, импортные депозиты, система
минимальных импортных цен, эмбарго,
наблюдение за экспортом и (или)
импортом отдельных видов товаров,
и т.д. Это самый многочисленный
вид.
Второй вид включает методы,
непосредственно не направленные на ограничение
внешней торговли и относящиеся больше
к административным формальностям, которые
в то же время ограничивают торговлю: таможенные
формальности, технические стандарты
и нормы, требования к упаковке и маркировке,
санитарные и ветеринарные нормы.
В отношении торговли с третьими
странами на единой таможенной территории
применяются единые меры нетарифного
регулирования. Порядок введения и применения
единых мер нетарифного регулирования
определяется отдельными соглашениями
стран-участниц таможенного союза. Решения
о применении мер нетарифного регулирования
в отношении ввоза товаров на единую таможенную
территорию и (или) вывоза их с этой территории
принимаются Евразийской экономической
комиссией (классификация методов нетарифного
регулирования представлена на рисунке
1).
Рисунок 1. Методы нетарифного
регулирования внешнеэкономической деятельности
Методы нетарифного регулирования
внешней экономической деятельности отличаются
большим разнообразием, поэтому применение
их на практике довольно частое.
1.2 Порядок реализации
методов нетарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности
Нетарифные методы государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности
отличаются большим разнообразием. Все
методы нетарифного регулирования делят
на две группы:
- Меры прямого ограничения внешней
торговли.
- Таможенные и административные
формальности.
Самыми распространенными инструментами
прямого регулирования импорта являются
лицензии и квоты.
Лицензирование как метод государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
применяется в России с 1989 года. Лицензирование
предполагает, что на экспорт и (или) импорт
отдельных товаров необходимо получать
у соответствующего государственного
органа специальное разрешение - лицензию.
В России лицензию выдает Министерство
экономического развития и торговли. Постановлением
Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 364 (ред.
от 08.12.2010) «Об утверждении положений о
лицензировании в сфере внешней торговли
товарами и о формировании и ведении федерального
банка выданных лицензий»1 утверждено Положение о лицензировании
в сфере внешней торговли товарами.
Лицензирование применяется
при следующих обстоятельствах:
- при необходимости рационального
использования иностранной валюты;
- при отсутствии таможенных
пошлин или их неэффективного
использования;
- в качестве дискриминационных
действий.
Выделяют следующие виды лицензий:
- Генеральная лицензия - постоянно действующее
разрешение фирме на право импорта определенных
товаров из перечисленных в ней государств
без ограничения объема и стоимости.
- Индивидуальная лицензия – разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара, содержит сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара, является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия
(до 1 года).
- Открытые индивидуальные лицензии – разрешение на ввоз неограниченного объема товара.
- Автоматические лицензии с упрощенным процессом выдачи.
- Неавтоматические лицензии – свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в случаях, когда квоты на ввоз продукции заранее не установлены.
Лицензирование внешнеторговых операций
тесно взаимодействует с количественными
ограничениями – квотами на экспорт и
импорт отдельных товаров.
Квоты – это ограничения
в стоимостном и физическом
выражении, вводимые на импорт
и экспорт определенных товаров
на определенный период времени.
Квоты бывают:
1. Индивидуальными, ограничивающими
ввоз (вывоз) в одну конкретную страну.
2. Групповыми, устанавливающие объем
ввоза(вывоза) в определенную группу стран.
3. Глобальными, когда импорт (экспорт)
ограничивается без указания стран, на
которые это ограничение распространяется.
4. Экспортные, вводятся либо в
соответствии с международными
стабилизационными соглашениями
устанавливающие долю каждой
страны, либо правительством страны
для предотвращения вывоза товаров
дефицитного на внутреннем рынке.
Экспортные квоты могут обеспечивать
отечественным производителям достаточные
запасы товаров по низким ценам, также
экспортные квоты могут быть использованы
для предупреждения использования природных
ресурсов, а также для повышения цен на
экспорт данных видов тарифа.
5. Импортные квоты - вводятся национальным
правительством для защиты местных
производителей; для достижения
сбалансированности торгового баланса,
регулирование спроса и предложения
на внутреннем рынке, а также
как ответ на дискриминационную
политику других государств.
Государство осуществляет квотирование
путем выдачи лицензий на ввоз или вывоз
ограниченного объема. В России фиксированный
объем квот устанавливается Правительством
РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых
товаров осуществляется только при предъявлении
лицензии, выданной уполномоченным ведомством.
Специфическим типом квотирования,
который полностью запрещает торговлю,
называется эмбарго. Торговое эмбарго
- запрещение государством ввоза в какую-либо
страну или вывоза из какой-либо страны
определенных видов продукции. Эмбарго
наносит ущерб всем участникам международной
торговли и является крайней формой нетарифных
ограничений во внешней торговле:
наложение государством запрета
на ввоз другими странами или вывоз из
страны золота или иностранной валюты,
отдельных видов товаров - оружия, современных
технологий и др.;
запрещение государственной
властью захода в порты совей страны судов,
принадлежащих другим странам, или выхода
из своих портов судов других стран;
частичное или полное прекращение
торговли с определенными странами по
решению ООН или другого межгосударственного
объединения в качестве репрессивной
меры по отношению к данной стране за нарушение
Устава ООН или другие неблаговидные действия.
Количественные ограничения
импорта и экспорта – прямая административная
форма государственного регулирования
внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают
самостоятельность предприятий в отношении
выхода на внешний рынок, сужают круг стран,
с которыми могут быть заключены сделки,
регламентируют количество и номенклатуру
товаров, разрешенных к ввозу и вывозу.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской
экономической комиссии от 27.11.2009 № 132 (ред.
от 16.08.2012) «О едином нетарифном регулировании
таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации»
Правительства Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации с 1 января
2010 года применяют в торговле с третьими
странами запреты и ограничения к товарам,
включенным в Единый перечень товаров,
к которым применяются запреты или ограничения
на ввоз или вывоз государствами - участниками
таможенного союза в рамках Евразийского
экономического сообщества в торговле
с третьими странами в соответствии с
Положениями о применении ограничений,
утвержденными данным решением.2
В перечень включены следующие
товары:
озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на таможенную территорию
таможенного союза и вывозу с таможенной территории
таможенного союза;
опасные отходы, ввоз которых
на таможенную территорию таможенного союза запрещен;
информация на печатных, аудиовизуальных
и иных носителях информации, запрещенная
для ввоза на таможенную территорию
таможенного союза, вывоза с таможенной территории
таможенного союза и транзита
по таможенной территории таможенного союза;
лесоматериалы, регенерируемая
бумага, картон, макулатура, вывоз которых с таможенной территории таможенного союза запрещен;
служебное и гражданское оружие,
его основные части и патроны к нему, запрещенные
для ввоза на таможенную территорию, вывоза
с таможенной территории и транзита по таможенной территории
таможенного союза;
орудия добычи (вылова) водных
биологических ресурсов, запрещенные
к ввозу на таможенную территорию
таможенного союза;