Основы нетарифного регулирования ВЭД в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть основные методы нетарифного регулирования внешней экономической деятельности и использование этих методов в современной внешнеторговой политике России. Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные методы нетарифного регулирования внешней экономической деятельности;
- определить, как методы нетарифного регулирования влияют на развитие внешнеторговой политики России;
- рассмотреть содержание внешнеторговой политики РФ;

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 134.52 Кб (Скачать)

Упаковка- средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс транспортирования, хранения и реализации продукции. Разнообразие свойств и особенностей товаров, размеры, различные условия хранения, их транспортирования вызывают необходимость производства упаковки. Также для размещения используется тара. Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для обращения продукции: ящики, бочки, канистры, баллоны, банки, мешки и прочее.

Таким образом, методы нетарифного регулирования внешней экономической деятельности должны дополняться активностью и стабильность государства для того, чтобы создавать благоприятные условия для реализации национальных интересов на внешних рынках, ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешнеторговая политика России
    1. Современный этап внешнеторговой политики России

Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика – это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.

 Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт.5

Основными принципами регулирования ВЭД в РФ являются:

  1. защита национальных интересов, защита внутреннего рынка;

  1. повышение качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию;

  1. создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

  1. создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями;

  1. обеспечение обороны страны и безопасности государства;

  1. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

Рассмотрим динамику развития внешнеторговой политики России за 2011- 2012 год (объем внешней торговли РФ в 2011- 2012 г. представлен на рисунке 2).

Рисунок 2. Объем внешней торговли Российской Федерации в 2011- 2012 году

Как видно из рисунка 1, внешнеторговый оборот России в 2012 году больше, чем в 2011 на 14,7 миллиардов долларов США. По итогам 2011 года Россия экспортировала товаров на 516,7 миллиардов долларов США, а импортировала в 2012 году 312,6 миллиардов долларов США. Повышение объемов экспорта и импорта незначительное, но экономика России стремится достичь наивысших результатов.

Динамика внешнеторгового оборота России за 2011- 2012 год представлена в приложении 1.

Обеспечение активного участия России в международном разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.

Таким образом, происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

Россия в настоящее время активно борется за улучшение своего положения на международном рынке, и внешняя торговля для России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решения внутренних экономических и социальных проблем.6

2.2 Проблемы и  направления развития внешнеторговой политики России

Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям. Кроме того, отмечается высокая зависимость благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики крайне неустойчивой.

Перспективные направления развития внешнеэкономических связей реализует Министерство экономики РФ, участвующее в разработке предложений по внешнеэкономической политике, развитию и совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями. Внешнюю торговлю необходимо контролировать, поэтому государство выделяет следующие направления в развитии и регулировании внешней экономической деятельности:

  1. необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия- экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта;
  2. осуществить максимальное стимулирование отраслей экспортной специализации при сохранении общей поддержки все эффективного экспорта и определить направления импортной специализации страны;
  3. расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации;
  4. расширить функции внешнеторгового обмена продукцией в материально- вещественной форме в процессе социально- экономического развития страны. Внешнеторговая деятельность выполняет в ней свою основную задачу- повышение национального дохода.

В последние годы роль российской таможенной системы возросла в связи с тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных процессов усиливается. Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому рейтингу, которых должно стремиться государство.7

Итак, в целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый набор инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере. Следует отметить, что нетарифные методы государственного регулирования способны не только обеспечить экономически оправданный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, но и создать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств, проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а также создавать благоприятные условия для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Важным принципом внешнеторговой деятельности является активное вмешательство государства. С помощью валютной, денежной, налоговой политики, субсидий, лицензированием внешнеторговых операций государство осуществляет регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной политики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Нормативно- правовые источники

  1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва: К65 Проспект, 2011. – 37 с.
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза с изм. и доп. на 2012 год/комментарий Е.Ю.Сафаровой. – М.: ООО «Рид Групп», 2012. – 256 с. – (Законодательство с комментариями к изменениям).
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
  5. Решение Комиссии таможенного союза № 132 от 27 ноября 2009 года (ред. от 16.08.2012) «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164- ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  7. Постановление Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении положений о лицензировании внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий».

Учебники, монографии, брошюры

  1. Вершинин А.П. Внешнеторговое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Издательство НОРМА, 2011. – 190 с.
  2. Таможенное право. Учебник для вузов / Под ред. Х.А. Андриашина- М.: ЗАО "Юстицинформ", 2010. - 289 с.
  3. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2011. – 186 с.

            

 

Периодические издания

11. Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Международное публичное и частное право. – 2010. - № 5. –С. 34-37.

                                   Электронные ресурсы

    1.   Надежная правовая поддержка «Консультант Плюс».

Режим доступа: www.consultant.ru.

  1. Официальный сайт Евразийского экономического сообщества. Режим доступа: www.evrazes.com.
  2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. Режим доступа: www.customs.ru.
  3. Официальный сайт Таможенного союза. Режим доступа: www.tsouz.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Динамика внешнеторгового оборота России

 

Внешнеторговый оборот

В том числе

Сальдо, 
млн. 
долларов 
США

млн. 
долларов США

в % к

экспорт

импорт

соот- 
ветст- 
вующе- 
му пери- 
оду пре- 
дыдуще- 
го года

преды- 
дущему периоду

млн. 
долларов США

в % к

млн. 
долларов США

в % к

соот- 
ветст- 
вующе- 
му пери- 
оду пре- 
дыдуще- 
го года

преды- 
дущему периоду

соот- 
ветст- 
вующе- 
му пери- 
оду пре- 
дыдуще- 
го года

преды- 
дущему периоду

2011г.

Январь

46655

119,5

66,9

30346

109,6

71,1

16309

143,5

60,2

14037

Февраль

61071

132,6

130,9

39246

128,5

129,3

21825

140,7

133,8

17421

Март

70588

133,7

115,6

43645

128,4

111,2

26943

143,4

123,5

16702

I квартал

17832

129,3

93,8

11326

122,8

99,7

65076

142,5

85,0

48160

Апрель

72996

138,6

103,4

45880

137,0

105,1

27116

141,5

100,6

18764

Май

71822

140,4

98,4

43645

137,2

95,1

28177

145,6

103,9

15468

Июнь

71924

139,2

100,1

44179

137,8

101,2

27745

141,6

98,5

16434

II квартал

21674

139,4

121,6

13375

137,3

118,1

83039

142,9

127,6

50666

I полугодие

39506

134,7

 

24691

130,2

 

14815

142,7

 

98826

Июль

69476

132,5

96,6

41986

133,8

95,0

27490

130,6

99,1

14496

Август

74713

134,3

107,5

44541

140,0

106,1

30172

126,6

109,8

14369

Сентябрь

71395

123,6

95,6

43841

127,8

98,4

27554

117,5

91,3

16287

III квартал

21552

130,0

99,5

13037

133,7

97,5

85215

124,7

102,6

45153

Январь-сентябрь

61068

133,0

 

37738

131,4

 

23330

135,6

 

14399

Октябрь

75448

125,8

105,7

46045

130,4

105,0

29403

119,2

106,7

16642

Ноябрь

77728

128,9

103,0

47321

133,1

102,8

30407

122,9

103,4

16914

Декабрь

82029

117,5

105,5

51338

120,3

108,5

30691

113,2

100,9

20647

IV квартал

23524

123,8

109,1

14473

127,4

111,0

90501

118,3

106,2

54202

Год

84582

130,3

 

52201

130,3

 

32381

130,2

 

19811

2012г.

Январь

59071

126,6

72,0

39728

130,9

77,4

19343

118,6

63,0

20385

Февраль

70067

114,7

118,6

45158

115,1

113,7

24909

114,1

128,8

20249

Март

75513

107,0

107,8

46810

107,3

103,7

28703

106,5

115,2

18107

I квартал

20460

114,8

87,0

13165

116,3

91,0

72955

112,1

80,6

58740

Апрель

72006

98,6

95,4

45106

98,3

96,4

26900

99,2

93,7

18206

Май

73894

102,9

102,6

45709

104,7

101,3

28185

100,0

104,8

17524

Июнь

67933

94,5

91,9

40935

92,7

89,6

26998

97,3

95,8

13937

II квартал

21385

98,7

104,5

13171

98,5

100,0

82084

98,8

112,5

49667

I полугодие

41845

105,9

 

26346

106,7

 

15509

104,7

 

10847

Июль

71014

102,2

104,5

41269

98,3

100,8

29745

108,2

110,2

11524

Август

71328

95,5

100,4

41311

92,7

100,1

30017

99,5

100,9

11294

Сентябрь

70729

99,1

99,2

43163

98,5

104,5

27566

100,0

91,8

15597

III квартал

21309

98,8

99,6

12572

96,5

95,4

87327

102,5

106,4

38415

Январь-сентябрь

63154

103,4

 

38918

103,1

 

24236

103,9

 

14682

Октябрь

77605

102,9

109,7

46052

100,0

106,7

31553

107,3

114,5

14499

Ноябрь

75538

97,2

97,3

45447

96,0

98,7

30091

99,0

95,4

15356

Декабрь

80004

97,5

105,9

48568

94,6

106,9

31436

102,4

104,5

17132

IV квартал

23317

99,1

109,4

14007

96,8

111,4

93080

102,8

106,6

46987

Год

86471

102,2

 

52925

101,4

 

33546

103,6

 

19389

Информация о работе Основы нетарифного регулирования ВЭД в РФ