Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:45, контрольная работа
Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.
Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства.
15
1. Основы конституционного строя РФ
Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.
Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.
Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. 25 декабря 1993 г. новая Конституция РФ была официально опубликована и начала действовать.
Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ [4].
Значение норм гл. 1 Конституции РФ подчеркивается и тем фактом, что они не могут изменяться иначе, чем путем принятия новой Конституции [1, ст. 135].
Элементы конституционного строя РФ:
1. республиканская форма правления (ст.1 Конституции РФ);
2. суверенитет РФ;
3. права и свободы личности;
4. источник власти – многонациональный народ России;
5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
6. федеративное государственное устройство (ст.1 Конституции РФ);
7. гражданство РФ;
8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ);
9. организация местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции «в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» [5, С. 29].
Российская Федерация – Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В п.2 ст.3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формами непосредственного осуществления народовластия являются: референдумы и свободные выборы; опросы общественного мнения; обсуждение проектов законов; формирование органов местного самоуправления.
Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную думу РФ, в парламенты субъектов РФ), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.
Таким образом, народовластие осуществляется через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по закону (п.4 ст.3 Конституции РФ) [4].
Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение, как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития [2].
По Конституции РФ объявляется правовым государством.
Конституция закрепляет идеологическое многообразие (ст.13 Конституции РФ), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь.
В России признается политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыву безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (п. 3, 4, 5 ст. 13 Конституции РФ).
Провозглашая Россию светским государством, Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных конфессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст.14 Конституции РФ).
Основы конституционного строя могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией РФ. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст.16 Конституции РФ) [3, С. 83].
Определяя цель государства в его взаимоотношениях с человеком и гражданином, Конституция устанавливает в ст.2 положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и граждан в РФ закреплены в гл.2 Конституции РФ. Традиционно они делятся в науке на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные.
Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав и т.д.
Политические права и свободы включают: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.
К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т.д.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст.60 Конституции РФ гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Положения второй главы Конституции РФ составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ (ст.64) [2].
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т.е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции РФ. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов.
Согласно Конституции РФ федеральную государственную власть в РФ осуществляют:
– Президент РФ – Глава 4 Конституции РФ;
– Федеральное Собрание – Глава 5;
– Правительство РФ – Глава 6;
– суды РФ – Глава 7.
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное собрание – Парламент РФ, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ, Указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся: решение вопроса о доверии Правительству РФ, согласие на назначение председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов.
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя, федеральных министров.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по экономической реформе; реформе социального сектора, жилищной и строительной политики; реформе научной сферы отраслей инфраструктуры; национальной, региональной политике к сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, правоохранительной деятельности; осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, указами Президента РФ.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону.
Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяется федеральным законом [3, С.146].
2. Основы государственного устройства РФ
Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства формируются система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.
Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством [5, С. 175].
Россия – государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Федерация – это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.
Система органов государственной власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта федерации по представлению Президента России и могут занимать свой пост неограниченное число раз.