Конституционные основы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Россия также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель президента России.

Субъекты федерации имеют свое административно-территориальное деление. Как правило, основными административно-территориальными единицами в составе субъекта федерации являются районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения.

РФ имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же РФ шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами РФ [2].

В ведении РФ находятся:

–        принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

–        федеративное устройство и территория РФ;

–        регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

–        установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

–        федеральная государственная собственность и управление ею;

–        установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ (см. Приложение 1 Статья 71 Конституции РФ).

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

–        обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

–        защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

–        вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

–        разграничение государственной собственности;

–        природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

–        общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (см. Приложение 2 ст.72 Конституции РФ).

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов [1, гл.3 ст.76].

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется единая система исполнительной власти в РФ [1, ст.77 п.2].

 

3.      Пути и способы укрепления федеративных начал в 2000-е годы

Первоочередными целями развития России в начале XXI века были выдвинуты: создание эффективного, стабильного демократического государства; возвращение России статуса сильной державы, которая обладает авторитетом власти государства внутри страны и способной повлиять на политику других государств. Одним из действенных способов для достижения поставленных целей стоит отметить разумную организацию федеративного устройства России.

Другое направление развития федеративных отношений – введение института публично-правовой ответственности за нарушение Конституции РФ и федеральных законов, а также в активизации федеральной властью правовой политики перераспределения прав между Федерацией и ее субъектами в пользу первой [3, C. 305].

В 2000-2001гг. по инициативе Президента РФ был предпринят ряд мер по укреплению федерации, созданию вертикали федеральной власти и формированию в стране единого правового пространства.

В мае 2000г. Президент РФ подписал Указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», согласно которому институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ преобразовывался в институт полномочных представителей в семи федеральных округах (в настоящее время федеральных округов восемь).

Во многом благодаря деятельности полномочных представителей в стране началось формирование единого правового поля, что выразилось в приведении в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативно-правовых актов субъектов РФ. Кроме того, полномочные представители способствовали повышению координации деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, действующих в регионах.

Помимо приведения в соответствие с федеральным законодательством региональных нормативно-правовых актов, укреплению правового поля страны способствовало принятие федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (2001). Данный закон устранил противоречие, когда в Совет Федерации, который является законодательным органом, входили руководители исполнительной власти субъектов РФ.

В 2002г. для координации законотворческой деятельности в регионах и на федеральном уровне был создан Совет по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов РФ (Совет законодателей).

В 2003г. в РФ начался процесс укрупнения субъектов РФ.

В 2004г. Были отменены прямые выборы руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и установлен новый порядок замещения должности высшего должностного лица региона. Данный порядок предусматривает, что решение о наделении гражданина РФ полномочиями по должности руководителя субъекта РФ принимает законодательный орган государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Важным этапом на пути становления российского федерализма и укрепления правого пространства страны стало создание межведомственной комиссии по разграничению полномочий между федеральным центром и регионами по предметам совместного ведения. Результатом ее работы явилось принятие федеральных законов, в которых разграничиваются предметы совместного ведения различных уровней государственной власти и местного самоуправления.

С 2000 года в стране проводился политический курс укрепления федеральной и ослаблению региональной властей, что способствовало укреплению политического влияния федеральных властей и прекращению политики «парада суверенитетов», которая вела к распаду единого государства [2].

 

4. Тесты

1. Для федеративного государства не характерны:

1) однопалатный парламент;

2) двухпалатный парламент;

3) двухканальная налоговая система.

Ответ: 1 (однопалатный парламент).

2. Форма правления в Российской Федерации:

1) президентская республика

2) парламентская республика

3) президентско-парламентская республика

4) авторитарно-демократическая республика.

Ответ: 1 (президентская республика).

 



Информация о работе Конституционные основы РФ