Основы конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество. Специальных комплексных актов, которые бы развивали и иллюстрировали конституционные характеристики государства ( демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское (ст. 14), с республиканской формой правления

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Понятие основ конституционного строя 4 Глава II. Принципы демократического государства и республиканской формы правления 6 Глава III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления 14
Глава IV. Принципы приоритета права и свобод человека. Социальное государство 17
Глава V. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации 20
Глава VI. Принципы светского и многонационального (вненационального) государства 24
Глава VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей 26
Заключение 30

Файлы: 1 файл

курсовая по КПР.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

 

КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по правоведению на тему:

 

“Основы конституционного строя  РФ”

 

 

Калуга 2007

 

Содержание

 

 

Введение. 3

Глава I. Понятие основ  конституционного строя 4 Глава II. Принципы демократического государства и  республиканской формы правления 6 Глава III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления 14

Глава IV. Принципы приоритета права и свобод человека. Социальное государство 17

Глава V. Принцип экономического, политического и идеологического  плюрализма в Российской Федерации 20

Глава VI. Принципы светского  и многонационального (вненационального) государства 24

Глава VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей 26

 

Заключение 30

 

Литература 31

 

Введение

 

 

Каждая страна, считающая  себя цивилизованной, имеет свою конституцию.

И это закономерно. Конституция  важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что  в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и  основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает  пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения  государства с человеком и  гражданином. Самое главное - конституция  придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и  достоинство.

 

Конституцию справедливо  называют основным, главным законом  государства. Основы Конституционного строя - это совокупность закрепленных

Конституцией основных положений  и принципов, в соответствии с  которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все  нормативные акты, принимаемые в  Российской Федерации. В то же время  основы конституционного строя как  бы моделируют новое российское государство  и гражданское общество. Специальных  комплексных актов, которые бы развивали  и иллюстрировали конституционные  характеристики государства ( демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское (ст. 14), с республиканской формой правления

(ст. 1) и принципы конституционного  строя: народовластие (ст. 3), разделение  властей (ст. 10), идеологическое и  политическое многообразие

(ст. 13) и др. ), нет. Есть, разумеется, законодательные и другие нормативно-правовые акты прямо или косвенно иллюстрирующие положения новой главы Конституции Российской Федерации, и это работа является попыткой подтверждения этого.

 

ГЛАВА I. Понятие основ  конституционного строя

 

 

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она  применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в

Конституции РСФСР 1937 г. понятие  “общественное устройство” и  в Конституции

РСФСР 1978 г. понятие “основа  общественного строя и политики”.

 

В каждом обществе имеется  свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой  для государства и права.

 

Конституционный строй - это  совокупность закрепленных в конституции  принципов, основных ее положений, в  соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо.

 

Положения главы 1 Конституции  РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в  иерархии конституционных норм. Это  находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции  не могут противоречить основам  конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации”. [1] Данное предписание адресовано, прежде всего, второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию

РФ, не должен противоречить  основам конституционного строя. Все  нормы, содержащиеся в последующих  главах Конституции РФ, должны толковаться  в соответствии с положениями  главы 1. Положения гл. 1 Конституции  РФ могут быть изменены только в  ходе полного пересмотра всей Конституции.[2]

 

Таким образом, статьи 1 главы  Конституции РФ имеют высшую юридическую  силу над другими статьями, любые  изменения этих статей недопустимо.

 

Статья 16 завершает важнейшую  главу Конституции России “Основы  конституционного строя”, которая  определяет главные черты государственного и общественного строя, форму  правления и политический режим (на этих моментах мы остановимся более  подробно в дальнейших главах данной работы).

 

Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие  главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1, из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы.

 

Данное конституционное  установление дает стабильность нашей  Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений Конституции будут  поддержаны 3/5 голосов от общего числа  членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, то они могут  быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции  с соблюдением весьма сложной  процедуры.

 

ГЛАВА II. Принципы демократического государства и республиканской  формы правления

 

 

Принципу демократизма следуют  многий государства. Первые демократические государства возникли еще в период античности. Само слово демократия происходит от греческого слова (demos - народ, kratos - власть).

 

"Демократический политический  режим характеризуется выборностью,  сменяемостью, отчетностью высших  должностных лиц, юридическим  равенством граждан, гарантиями  прав меньшинства и недопущением  произвола большинства.

 

Он предусматривает четкое определение границ возможного вмешательства  государства в сферу гражданского общества и обеспечивает эффективное  функционирование механизма ограничения произвола бюрократического аппарата государства. Демократический политический режим предполагает существование определенного порядка, законности, прогнозируемости поведения граждан, государственных организации и легальных организаций". [3]

 

Таким образом, наиболее существенными  признаками демократии являются следующие:

 

1) наличие у граждан  широкого круга прав и свобод, которые гарантированы государством;

 

2) отсутствие у органов  власти вне правовых дискреционных  полномочий;

 

3) открытость государственных  решений и доступность общество  значимой информации;

 

4) право исполнительных  органов государственной власти  издавать лишь подзаконные акты, но не законы;

 

5) широкое применение в  деятельности государства метода  политического компромисса.

 

Следует принципу демократизма и Россия. в соответствии с ч. 1 ст. 1

Конституции РФ: “Российская  Федерация - Россия есть демократическое  федеральное правовое государство  с республиканской формой правления”. Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти.

 

Первый принцип - это демократичность.

 

Определение Российской Федерации  в качестве демократического государства  раскрывается, прежде всего, в положении  о том, что единственным источником власти в России является народ. В  Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной  власти осуществляется в различных  правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении  правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12).

 

Демократичность государства  проявляется в том, что граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том  числе участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Конституцией РФ и законодательством предусмотрена  выборность, непосредственно населением, законодательной власти (ст. ст. 94-97), представительных органов местного самоуправления (ст. 130), таких руководящих  должностных лиц, как Президент

РФ (ст. 81), главы администраций  субъектов федерации. Участие представителей народа в осуществлении судебной власти в качестве народных и присяжных  заседателей предусмотрено в  ст. ст. 32, 47, 123 Конституции РФ.

 

Второй принцип - это республиканская  форма правления.

 

Республиканская форма правления - принцип внутренней организации  государственной власти, непосредственно  связанной с демократией. Он характеризует  государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими  выборными (т. е. представительными) органами. Кроме того, представительные органы избираются на определенный срок, а  решения в коллегиальных органах (состоящих из трех и более депутатов) принимаются голосованием большинством голосов. Такая форма правления  отличается от монархии, где власть целиком или частично принадлежит одному лицу и как правило, передается по наследству, и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть.

 

Главой государства в  Российской Федерации является ее президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (ст. ст. 80, 81), а представительным и законодательным органом - Федеральное  Собрание

(парламент), одна из палат  которого - Совет Федерации составляется  из двух представителей от  каждого субъекта РФ: по одному  из представительного и исполнительного  органов государственной власти, а другая - Государственная Дума, избирается населением сроком  на четыре года (ст. ст. 94, 95, 96).

 

Итак, исходя из положений  ст. 1 Конституции РФ, по форме правления

Россия - республика. Республика - это такая форма правления, при  которой все высшие органы государственной  власти избираются прямо или формируются  парламентом. Существуют две основные разновидности республиканской  формы правления: президентская  и парламентская. В президентской  республике полномочия главы государства  и главы правительства сосредоточенны в руках президента. А в парламентских  республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство  ответственно за свою деятельность.

 

 

Какая же форма правления  существует в нашей стране - президентская  или парламентская? В прямом, классическом виде - ни президентская, ни парламентская. Думается, что в России парламентско-президентская форма правления. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие, ему действовать независимо от правительства и в то же время наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.

 

Третий принцип - Российская Федерация как федеративное государство.

 

Федеративное государство  характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой  суверенная власть государства разделена  между центральными, т. е. федеральными органами власти, входящих в федерацию  государственных образований - субъектов  федерации.

 

Субъекты федерации - территориальные  единицы, подобные государству по статусу, обладающие не всеми, но некоторыми признаками государства

(например, конституцией, законодательными  органами). Поэтому современное понимание  федерации означает государство,  в состав которого входят территориальные  образования - субъекты федерации,  обладающие определенной частью  суверенитета, т. е. относительной  самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Государственная власть разделена между центральными общегосударственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами членов федерации, представляющими интересы данных регионов и соответствующего им населения.

 

Согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация состоит  из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с общефедеральными органами.

Это республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Принципы распределения власти по территории, т. е. принципы федерального устройства, закрепляются в Конституции РФ. Такими принципами согласно ст. 5 Конституции РФ являются: " государственная целостность, единство системы государственной власти, "открытость" (т.е. возможность принятия нового субъекта), равноправие и самоопределение народов, возможность изменения статуса субъекта, равноправие субъектов федерации в отношениях с федеральными органами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации"[4].

 

Принцип федерализма дает правовую гарантию целостности, как  территории

Федерации, так и территорий ее субъектов, где обязательным условием федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов  федерации.

Информация о работе Основы конституционного строя РФ