Основы конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество. Специальных комплексных актов, которые бы развивали и иллюстрировали конституционные характеристики государства ( демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское (ст. 14), с республиканской формой правления

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Понятие основ конституционного строя 4 Глава II. Принципы демократического государства и республиканской формы правления 6 Глава III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления 14
Глава IV. Принципы приоритета права и свобод человека. Социальное государство 17
Глава V. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации 20
Глава VI. Принципы светского и многонационального (вненационального) государства 24
Глава VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей 26
Заключение 30

Файлы: 1 файл

курсовая по КПР.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

ленных  сепаратистских  движений,  использующих в своей

деятельности создание вооруженных  формирований и разжи-

гание  национальной и религиозной розни (вражды,  нена-

висти), и (2) организаций (объединений), цель которых -

установление террористической диктатуры  национал-социа-

листического типа, насаждающей и поддерживающей идеоло-

гию  расовой,  национальной или религиозной розни,  или

большевистского коммунистического  типа ("диктатуры про-

летариата")  с идеологией социальной ненависти и розни

("классовой борьбы"). Для этих  организаций также харак-

терно создание вооруженных формирований. В их программу

входит узурпация государственной  власти,  и уже поэтому

они угрожают безопасности государства. И национал-соци-

алистическая, и большевистская идеологии суть идеологии

человеконенавистнические;  для  достижения их целей тре-

буется уничтожение части членов общества.  Это тотали-

тарные идеологии, несовместимые  со свободой, отрицающие

права человека.                                       

   Запрет общественных объединений,  цели и действия ко-

торых  определены в ч.5 ст.  13,  может быть реализован

при условии соответствующей политической воли,  находя-

щей  поддержку  в  аппарате правоохранительных органов.

Специфика российского посттоталитарного развития состо-

ит в том, что демократические преобразования          

   "сверху" проводятся государственным  аппаратом, в це-

лом унаследованным от советского тоталитарного режима,

а  экономическая политика способствует формированию со-

циальной базы для коммунистической и национал-социалис-

тической идеологии.

 

 

 

 

 

Политический плюрализм, становление многопартийности в  России.

 

     Плюрализм –  принцип организации общества, основанный  на признании многообразия существующих  интересов и их конкуренций.  Политический плюрализм является  условием и признаком демократического  режима, он признаёт, создаёт необходимые  условия для реализации, поощряет  многообразие политических организаций  и интересов, конкурирующих между  собой. 

 

     Политическая  партия – организация, группа объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

 

     Признаки партии:

 

1) Наличие программы, целей,  стратегии.

 

2) Наличие устава,  где  говорится о нормах внутрипартийной  жизни.

 

3) Фиксированное членство

 

4) Разветвлённая сеть первичных  местных организаций.

 

Функции политических партий:

 

1) Политическая – овладение  властью для осуществлению своей программы.

 

2) Социального представительство  – выражает интересы какого-либо  социального слоя или пытается  создать себе прочную опору  в обществе

 

3) Социальная интеграция  – примирение интересов различных  социальных групп, достижение  консенсуса в обществе.

 

4) Политическое рекрутерование – подготовка и внедрение кадров для различных политических организаций.

 

5) Идеологическая – разработка  партийной идеологии и программы.

 

6) Электоратная – организация и участие в избирательной программе.

 

7) Набора новых членов  в партию и их политическое  воспитание.

 

То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между  ним и государством.

 

      Виды политических  партий:Признак классификации                                         Существующие виды

1)По способу организа - ции жизнедеятельности партии.  1) кадровые – не многочисленные, аморфные и состоящие из авто -ритетных политических деятелей организаций,  в них отсутствует институт фиксирования членства, членские взносы, механизм приёма. Их центр – парламентская фракция. 2) Массовые – сложная организационнная структура, многочисленны, источник финансирования членские взносы, управляет ими центральный орган, не совпадающий с парламентскими фракциями.

2) По степени участия  в осуществлении полити –ческой власти.  1)    Правящие 2) Оппозиционные, могут быть легальными – разрешонными и нелегальными – запрещенными

3) По устойчивости существования.   1) Стабильные 2) Не стабильные

4)По характеру членства   1) Открытые – свободное членство представителей различных социальных слоёв.2) Закрытые – с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и солжным мехонизмом приёма.

5) По характеру целей   1) Революционные – коренное преобразование общества 2) Реформисткие – постепенные изменения общества. 3) Консервативные – сохранение обжества в прежнем виде 4) Реакционные – восстановление прошлого жизни общества

6) По месту в политиче -  ском секторе  1) Левые – цель создание основ социалистического общества(комунисты, социалисты,социал-демократы) 2) Правые – за буржуазный порядок, сильную государственную власть 3) Центристкие – пытаются примерить крайние интересы к политике

 

 

 

     Партийная система  – совокупность всех существующих  и действующих в стране партий.

 

     При тоталитарном  и авторитарном режиме у власти как правило находится только одна партия.

 

     Многопартийность  – один из признаков демократического  режима. При этом реальна в  осуществлении власти могут принимать  участие только две партии (Республиканская  и демократическая в С.Ш.А. ,консервативная  и лейбористская в Великобритании). Такие системы называют  двухпартийные,  что не исключает свободного  функционирования и участия в  политической жизни других партий.

 

     В конституции  РФ (принята на референдуме 12 декабря  1993 года) признаются политическое  многообразие и  многопартийность (статья 13).

 

     Все общественные  объединения равноправны. В настоящее  время в нашей стране действуют  десятки политических партий,  но говорить о стабильности  партийной системы пока не  приходится. У многих партий отсутствует  реальная социальная база, нет  разветвлённой сети первичных  организаций, крайне не велика  численность. С другой стороны  интересы социальных групп представлены  в партийной системе не в  полной мере.

 

 

§ 4. Идеологическое и политическое многообразие

 

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать  в политической деятельности. Люди от природы неодинаковы, различны и  их интересы, условия жизни. Никто  не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной  цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.

С. 147

В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление  соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического  многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано  и из-за опасности возврата к тоталитарному  прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих  прав человека.

Разумеется, государству  намного проще осуществлять свои функции в условиях принудительного  идейно-политического монизма. Оно  не сталкивается тогда с организованной оппозицией, не нуждается в проведении сложных и дорогостоящих избирательных  кампаний, не испытывает неудобств  с неуправляемой прессой и  т.д. В таком положении как раз  и находилась советская тоталитарная система, несколько десятилетий  убеждавшая народ в его «морально-политическом единстве». На деле же это только маскировало  репрессии и в конце концов привело систему к краху вследствие неудержимого стремления людей к свободе.

Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования  общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская  и др.

Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность  отразить в одной теории все многообразие мира. Еще Платон говорил, что не может быть одной философской  системы, охватывающей все многообразие мира, а если это так, то нужно  предоставить возможность творить  другим, т.е. проявлять терпимость к  иным взглядам, признать необходимость  свободы мысли. С тех пор мир  невероятно усложнился, что привело  к бурному развитию наук об общественном устройстве. Каждая теория или доктрина стремится дать идеальные принципы, но только все они в своей совокупности обеспечивают самопознание человеческого  общества. Напротив, попытки создать  монопольную универсальную теорию, объясняющую всю сложную социальную, экономическую, Духовную и т.д. основу жизни, а тем более попытки  переуст-

С. 148

ройства мира на основе такой теории, неизменно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспрестанные войны и репрессии.

Гражданское общество не только фиксирует идеологический плюрализм  как проявление свободы духа и  мысли, но оно в нем глубоко  заинтересовано. Плюрализм взглядов, мнений, учений и идеологических доктрин  рождает здоровую конкуренцию умов, составляет совокупный общественный интеллект. Только так могут происходить  самопознание общества, своевременное  осознание им грозящих опасностей и  поиски путей к совершенствованию

Признание идеологического  многообразия означает право каждого  человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям  и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т.д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство  не имеет права

Российское общество в  настоящем – общество без официальной  идеологии, хотя совсем недавно оно  было тотально заидеологизированным Отсюда растерянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, следовать идеологическим установкам «свыше» Общество не нуждается в господстве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может произойти только в результате навязывания, т.е. насилия над свободным разумом. И если обществу все-таки требуется какая-то внутренняя философская основа, то ею может выступить только признание свободы человека и порождаемого этой свободой идеологического плюрализма.

Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой в  литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли  и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство  ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции) Но государство  не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические  споры В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом – главная причина признания Конституцией принципа идеологического мно-

С. 149

гообразия в качестве основы конституционного строя (ч. 1 ст. 13).

Особую опасность представляет установление одной идеологии в  качестве государственной или обязательной, что как раз запрещается в  ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталитаризму.

История ясно показала, что  тоталитарное государство (фашистское или социалистическое) не может допустить  идеологического плюрализма. Оно  неминуемо закрепляет в конституции  идеологию правящей верхушки, принуждая  население к следованию ей. В СССР, например, эта идеология пронизывала дошкольное воспитание, среднюю и высшую школу, навязывалась прессе и науке. В разного рода кружках и «университетах» марксизма-ленинизма происходила массовая обработка людей, исключавшая возможность выбора системы взглядов по собственному желанию. Более того, за «чуждые взгляды» привлекали к уголовной ответственности, судили, ссылали и уничтожали. Аналогичное положение существовало в гитлеровской Германии и других фашистских государствах.

Запрещение устанавливать  какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным  органам, правящим политическим партиям  и высшим должностным лицам. Это  означает, что ни конституция, ни законодательный  или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание людей в государственных школах и высших учебных заведениях, в государственных средствах массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппарате и в армии.

Идеологическая нейтральность  государственных структур не исключает  возможности прихода к власти путем свободных выборов тех  или иных политических сил со своей  идеологией. В этом случае должностные  лица законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить  соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к  той или иной идеологии, программным  установкам их партий очень трудно. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузов-

Информация о работе Основы конституционного строя РФ