Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа
Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество. Специальных комплексных актов, которые бы развивали и иллюстрировали конституционные характеристики государства ( демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское (ст. 14), с республиканской формой правления
Введение. 3
Глава I. Понятие основ конституционного строя 4 Глава II. Принципы демократического государства и республиканской формы правления 6 Глава III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления 14
Глава IV. Принципы приоритета права и свобод человека. Социальное государство 17
Глава V. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации 20
Глава VI. Принципы светского и многонационального (вненационального) государства 24
Глава VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей 26
Заключение 30
И, наконец, четвертый принцип - Российская Федерация как правовое государство.
Правовое государство - государство,
само ограничивающее свою власть правом,
т.е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых
обществом для упорядочивания, стабилизации
жизни людей. Правовое государство
“связано” правом, исходит из признания
неотчуждаемых (прирожденных) прав и
свобод человека и возложения на государство
обязанности соблюдать и
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:
- верховенство закона (в
правовом государстве ни один
государственный орган, ни
- взаимная ответственность
государства и личности - важным
гарантом незыблемости прав и
свобод граждан является
- разделение властей -
это правовой принцип, суть
которого заключается в
- гарантия прав и свобод
личности (реальная гарантия прав
и свобод личности является
чрезвычайно важным
Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.
Кроме того, важнейшая характеристика права - это отражение в его содержании возможных для реализации потребностей общества (народа), прав и свобод человека, легитимность, т. е. одобрение народом. Закон, принятый не легитимной властью, игнорирующий интересы народа, свободы человека, может быть и не правовым (например, нормативные акты, согласно которым ссылке и иным репрессиям подвергались члены семей осужденных за государственные преступления). Именно в Конституции страны должны быть сформулированы основные принципы права, которые могут и должны использоваться как критерии проверки “правового” и “не правового” в действиях государственной власти, прежде всего принятых ею законодательных актах. Конституция страны и должна выступать тем исходным правовым законом, который содержит в себе свод принципов национального права.
Поэтому верховенство Конституции
РФ в правовой системе страны (ст.
4, 15), как и верховенство права (ст.
1) должны служить одной общей
цели - подчинению государственной
власти, законов и подзаконных
нормативных актов, деятельности государственных
органов, должностных лиц, т.е. праву
как общепризнанному
Правовая деятельность государства (т. е. деятельность, протекающая в рамках права) отличается от деятельности не правовой, в рамках которой превалируют мотивы политической целесообразности (а целесообразность каждым индивидом может пониматься по-своему), под которым чаще всего кроются интересы конкретной властной верхушки. Так, Указ Президиума Верховного
Собрания от 17 февраля 1967 г. № 818, утвержденный парламентом страны, узаконил не правовой порядок автоматической утраты гражданства лицами, отъезжающими на постоянное жительство в Израиль. Закон “ О гражданстве
СССР” 1978 г. такой способ утраты не предусматривал.
Указанные в части первой ст. 1 Конституции характеристики РФ как государства, только взятые в совокупности, выражают его политически- юридическую природу. Они дополняют и уточняют друг друга, находятся во взаимозависимости.
ГЛАВА III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления
Важнейшей основой конституционного
строя России признается принцип
суверенитета народа (ст. 3). Его смысл
состоит в том, народ (постоянно
проживающее население страны, имеющее
избирательные права) выступают
важнейшим субъектом
Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона
(референдум), формирует конституцию
страны и важнейшие органы
государственной власти (выборы). В
Конституции установлено, что
“носителем суверенитета и
Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:
1) Президент Российской Федерации;
2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;
3) законодательные органы субъектов РФ;
4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;
5) народные заседатели
и присяжные заседатели в
6) представительные органы местного самоуправления.
Важнейшей формой осуществления
суверенитета народа России является
всенародное принятие или утверждение
Конституции. Народ также вправе
формировать важнейший
Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.
ГЛАВА IV. Принципы приоритета права и свобод человека.
Социальное государство
Принципы демократического,
правового, федеративного государства
и республиканской формы
Признание прав и свобод высшей
ценностью непосредственно
По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека. По словам А.Е. Сукало, само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот. [5] Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.
Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.
Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).
В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.
Конституция рассматривает
принцип социального
Понятие “социальное государство”
ново для российского
Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан
(ст. 1 и 19 Конституции).
В социальном государстве
демократические формы власти должны
строиться с учетом ее социального
предназначения. Высокоразвитая правовая
система как важнейший признак
правового государства должна непременно
включать в себя гарантии социальных
прав. Связанность всех государственных
органов, общественных объединений
и лиц нормами права