Основы конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество. Специальных комплексных актов, которые бы развивали и иллюстрировали конституционные характеристики государства ( демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское (ст. 14), с республиканской формой правления

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Понятие основ конституционного строя 4 Глава II. Принципы демократического государства и республиканской формы правления 6 Глава III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления 14
Глава IV. Принципы приоритета права и свобод человека. Социальное государство 17
Глава V. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации 20
Глава VI. Принципы светского и многонационального (вненационального) государства 24
Глава VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей 26
Заключение 30

Файлы: 1 файл

курсовая по КПР.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

 

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства  и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования  его граждан. Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению  Федерации установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области социального развития.

 

ГЛАВА V. Принцип экономического, политического  и идеологического плюрализма в  Российской Федерации

 

 

Целая группа принципов конституционного строя отражает влияние государства  на различные области общественной жизни.

 

В экономической сфере  жизни общества государство признает все формы собственности, в том  числе и частную собственность, устанавливая принцип экономического плюрализма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашем государстве “гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”.

 

Государство отказалось от единого  и единственного “командного  пункта” в экономике, как это  устанавливали советские конституции 1936 и 1977 годов.

 

Через монополию государственной  собственности и единый государственный  план экономического развития страны государство полностью подчиняло  своим велениям деятельность экономических  субъектов. Переход к рыночной экономике  требует принципиального изменения  роли государства в экономической  жизни общества.

 

“Важную роль в обеспечении  единства экономического пространства играет единство правового пространства, которое обеспечивается установлением  правовых основ единого рынка” [6], а также закрепление в Конституции  принципа верховенства федерального закона.

 

Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной  политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и  бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме  рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.

 

Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано  с обеспечением свободы экономической  деятельности, которая означает право  граждан и их объединений на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательства  и иной, не запрещенной законом  экономической деятельности. Свобода  экономической деятельности - необходимое  условие формирования и функционирования рыночной экономики.

Однако, поощряя свободу  экономической деятельности, Конституция  запрещает такую экономическую  деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Для экономической системы  РФ характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений  собственности осуществляется нормами  ряда законодательных актов, центральное  место среди которых принадлежит  конституционным нормам, служащим основой  для всего правового регулирования  отношений собственности в стране.

 

Конституционное регулирование  отношений собственности имеет  свою специфику. Она выражается в  том, что главной его задачей  является юридическое закрепление  форм собственности, признаваемых и  защищаемых государством. В Российской Федерации такими формами являются частная, государственная, муниципальная  и другие формы собственности.

 

Под частной собственностью понимается собственность граждан, их объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями.

 

Государственная собственность  Российской Федерации выступает  в виде федеральной собственности  и собственности субъектов Федерации.

 

Муниципальная собственность - собственность, принадлежащая местному самоуправлению.

 

По своему юридическому содержанию любая форма собственности означает право владения, пользования и  распоряжения своим имуществом. Детально право собственности регламентировано Гражданским кодексом РФ.

 

Конституция гарантирует  равную защиту всех форм собственности. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего преимущества в защите социалистической, и в  особенности государственной, собственности, в ныне действующем законодательстве реализуется принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское государство  охраняет собственность в ее различных  формах на равных основаниях.

 

В политической жизни общества государство играет ведущую роль, ибо оно - центральный субъект  политической системы. И поэтому  в Конституции должна быть определена роль государства в политической жизни общества и пределы его  вмешательства в деятельность иных политических субъектов. Главным принципом  взаимодействия политики субъектов  в российском обществе признается политический плюрализм, т. е. многообразие и свобода  различных социальных субъектов  в борьбе за государственную власть. Это предполагает многопартийность, сознание равных возможностей всем социально-политическим силам участвовать в политическом процессе, т. е. признание их равноправными  субъектами права.

 

Многопартийная система  способствует вовлечению в политическую жизнь страны широких слоев населения, преодолению отчуждения граждан  от власти.

 

Кроме того, такая система  позволяет создавать атмосферу  здоровой и свободной конкуренции  в политической жизни, постоянного  контроля общества за деятельностью  государственных структур. однако, провозглашая свободу политической деятельности, Конституция РФ оставляет за государством функцию главного контролера за законностью в деятельности всех политических сил, которые подчинены, как и все субъекты права, Конституции, и законам государства.

 

Конституция РФ определяет и  основы правового статуса политических партий и объединений. Такие критерии определенны в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ: “Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни”. При этом сами основы конституционного строя, установленные данной Конституцией, не возводятся в ранг незыблемой догмы, истины в “последней инстанции”.

 

Принцип политического многообразия непосредственно связан с признанием свободы, мысли, свободы слова (ст. 29), а также политического плюрализма, закрепленного в ст. 13 Конституции  РФ. Это основной принцип деятельности государства в идеологической сфере. Государство не вправе возводить  какую- либо идею или теорию в ранг государственной, обязательной, предпочтительной. Свободное развитие общества возможно только в условиях свободной конкуренции различных идей.

 

Таким образом, принципы экономического, политического и идеологического  плюрализма, закрепленные в Конституции  РФ являются гарантией свободного развития личности, соблюдения прав человека и  гражданина.

 

ГЛАВА VI. Принципы светского  и многонационального (вненационального) государства

 

 

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая  Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над  духовной жизнью общества и устанавливает  принцип светского государства.

 

Светским государством следует  считать такое государство, в  котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

 

Отделение религиозных объединений  от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что  государство, его органы и должностные  лица не вмешиваются в вопросы  определения гражданами своего отношения  к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Религиозные объединения  не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов  государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем  религиозные объединения могут  принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с  законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.

Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”. [7]

 

Статья 9 Закона “О свободе  вероисповеданий” называется “Светский  характер системы государственного образования”. Она устанавливает, что  обучение в государственных и  национальных образовательных учреждениях  носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения  к религии. В то же время в негосударственных  образовательных учреждениях, частным  образом на дому или при религиозном  объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных  заведениях преподавание вероучений и  религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и  муниципальных образовательных  учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование  несовместимо с этим.

 

Таким образом, светское государство  не провозглашает какой-либо официальной  или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает определяющего  влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования.

 

Принцип вненационального государства  прямо в Конституции не закрепляется, но прослеживается. Употребляется понятие  “многонациональный народ”. Но в данном случае этот термин применим для того, чтобы усилить акцент на неделимости  власти по национальному признаку. Сегодня каждому человеку дано право  самому выбирать национальность, язык общения и обучения.

 

Раньше паспорт был  единственным источником сведений о  национальности.

Ее изменить в течении жизни нельзя, хотя государство считалось интернациональным. Сведения о национальности учитывались и влияли на карьеру. Теперь в графе “национальность” можно не писать ничего, указать несколько национальностей, считать себя лицом без национальности. Все это имеет огромное прогрессивное значение для становления человека как свободной личности.

 

ГЛАВА VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей

 

 

К основам конституционного строя относятся принципы внутренней организации самого государственно-правового  механизма. К ним в первую очередь  следует отнести государственный  суверенитет и разделение властей.

 

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции  РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении  ее на всю территорию Россию. Этот принцип  означает обязательность актов федеральных  органов власти для всех субъектов  права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4).

 

Конституция обязательна  для исполнения всеми субъектами права на территории России, она  обладает высшей юридической силой  по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации  и любым подзаконным актам  органов государственной власти, а также нормативным актам  органов местного самоуправления.

 

Важнейший принцип внутреннего  построения демократической государственной  власти - разделение властей. В российском государстве этот принцип признан  только в 1990 г. в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

 

Смысл разделения властей  состоит в относительной самостоятельности  и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола  и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм  и эффективность в выполнении различных и весьма специфических  функций власти; 3) наиболее широко представить  во власти интересы различных слоев  и групп населения.

 

В системе разделения властей  одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено:

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

 

Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в государствах, конституции которых провозглашают  такое разделение, не исчерпывается  только тремя перечисленными ветвями  власти. Каждая национальная система  разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская  власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными  полномочиями, система разделения властей  включает самостоятельную четвертую  власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.

Информация о работе Основы конституционного строя РФ