Этапы формирования ВЭД в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:16, доклад

Краткое описание

Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России с приходом к власти большевиков. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 г. декретом "О национализации внешней торговли".

Оглавление

1. Основные этапы развития организации управления ВЭД в РФ .................... 2
1.1. Основные этапы развития организации управления ВЭД..................... 2
1.2. Организация управления ВЭД в России.................................................. 6
1.3. Методы государственного регулирования ВЭД..................................... 7
1.4. Управление ВЭД на уровне региона ........................................................ 9
2. Интернет в ВЭД.............................................................................................. 10
2.1. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ
УЧАСТНИКАМИ ВЭД..................................................................................... 10
2.2. Использование Интернет-технологий для решения проблемы
ограниченности экономических ресурсов при осуществлении ВЭД........... 14
Список использованной литературы............

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью в РФ.docx

— 46.42 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы развития организации управления ВЭД в РФ

    1. Основные этапы развития организации управления ВЭД

Можно выделить четыре этапа развития управления внешнеэкономической деятельностью в России:

 

            I.     – до 1918 г. – дореволюционный;

 

            II.     – 1918–1986 гг. – советский;

 

            III.     – 1986–1991 гг. – перестроечный;

 

            IV.     – с 1991 г. – современный.

До прихода к власти большевиков внешнеэкономическая деятельность в Российской империи развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах.

Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России с приходом к власти большевиков. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 г. декретом "О национализации внешней торговли". В этом декрете говорилось: "Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами". Декретом устанавливался орган, ведающий национализированной внешней торговлей – Народный комиссариат торговли и промышленности, при котором был Совет внешней торговли, в 1920 г. преобразованный в Народный комиссариат внешней торговли.

С тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР. Например, в ст. 73 последней Конституции СССР было записано, что "ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат: ... внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии".

Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986 г. Именно в этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций, по самостоятельному выходу их на внешний рынок, углублению экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СМ СССР, на которую были возложены задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с этим Постановлением было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.

Следующим шагом, направленным на развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, были постановления СМ СССР от 13 января 1987 г. № 48 и № 49, в соответствии с которыми юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее СМ СССР постановлением № 412 от 16 мая 1989 г. "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом" разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.

Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности все больше делегировались от центральных органов на места. Создавались республиканские министерства внешней торговли и региональные ассоциации делового сотрудничества.

В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 г. самостоятельного выхода на внешний рынок и ведения на нем оперативно-коммерческой деятельности главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие.

Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций".

Таким образом, практически любое государственное и кооперативное предприятие могло выйти на внешний рынок.

В основе осуществления экспортно-импортных операций с самого начала был заложен принцип валютной самоокупаемости.

В соответствии с указанным Постановлением, а также Постановлением от 7 марта 1989 г. № 203 "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

•   регистрация участников внешнеэкономических связей;

•   декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;

•   порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;

•   оперативное регулирование внешнеэкономических связей.

Лицензионный порядок осуществления экспорта и импорта товаров общегосударственного значения был введен с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом, а также упорядочения конкуренции экспортеров на внешних рынках. Причинами его были слабая осведомленность советских экспортеров (предприятий, кооперативов, организаций) в особенностях работы на внешнем рынке, отсутствие необходимых знаний в области международных правил, обычаев, коммерческой практики, законодательства, конъюнктуры конкретных рынков, порядке расчета и установления внешнеторговой цены.

Массовое стремление многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок привело к неорганизованному экспорту из страны ряда товаров, например, угля, металлолома, макулатуры, древесины, цветных и редких металлов, что вызвало нехватку их в стране и падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам. Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на 1989–1990 гг., который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и около 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины, других предметов, представляющих значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность, а также наркотических и психотропных веществ.

Однако принятые меры привели к снижению возможностей предприятий, кооперативов и организаций самостоятельного выхода на внешний рынок. В условиях действия преимущественно административных методов управления внешнеэкономическими связями жесткая привязка, особенно по экспорту, к необходимости лицензирования значительно ограничивала возможности в экспортно-импортных операциях у непосредственных производителей продукции и услуг и ставила их в зависимость от централизованных органов управления. Последующее Постановление СМ СССР от 11 декабря 1989 г. № 1104 "О дополнительных мерах государственного регулирования в 1990 г. внешнеэкономической деятельности" еще более ужесточало отношения между государственными органами управления внешнеэкономической деятельностью в стране и непосредственными товаропроизводителями, в значительной степени монополизируя действия МТ СССР в сфере экспортно-импортных операций.

С созданием суверенного государства в Российской Федерации (РФ) были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности.

Основы становления новой системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в России были заложены Указом Президента "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. № 213.

Прежде всего Указ отменил специальную регистрацию предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и для осуществления посреднической деятельности, которая была обязательной последние три года. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента их создания, т.е. с даты регистрации их в местных органах исполнительной власти. Определенные шаги были сделаны в области валютного и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, снятия ограничений на бартер, сокращения перечня подлежащих лицензированию и квотированию товаров (работ и услуг), изменения порядка налогообложения и др.

В настоящее время происходит дальнейшее становление системы управления внешнеэкономической деятельностью в России.

 

Этап

Годы

Сущность

I

до 1918 г.

На этом этапе ВЭД до прихода к власти большевиков развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах, т.е. практически многие

предприятия царской России имели доступ на Внешнеэкономический рынок.

II

1918–1986 гг.

С приходом к власти большевиков была установлена государственная монополия на ВЭД. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 года декретом «О национализации внешней торговли». Этим декретом был определен государственный орган, ведающий национализированной внешней торговлей – Совет внешней торговли. В 1920 году он был преобразован в народный комиссариат внешней торговли.

III

1986–1991 гг.

Реформа ВЭД в СССР началась в 1986 году. В этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу их на внешний рынок. (Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 19.08.86. № 991 «О мерах по совершенствованию управления ВЭС»).

Следующим шагом, юридические лица (1987-1989 гг.) получили возможность создавать совместные предприятия (СП) с участием иностранных фирм, а так же создавать предприятия на территории зарубежных стран.

IV 

с 1991 г.

В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 года самостоятельного выхода на внешний рынок, они становятся главным звеном ВЭД. Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 02.12.1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии ВЭД государственных, кооперативных и иных предприятий, объединений, организаций», т.е. в основеьВЭД был заложен принцип валютной самоокупаемости.

С созданием суверенного государства РФ были заложены основы становления новой системы государственного регулирования ВЭС Указом Президента «О либерализации ВЭД на территории РФ от 15.11.91 г. № 213. В настоящее время осуществляется дальнейшее становление системы управления ВЭД в России.


 

 

 

 

    1. Организация управления ВЭД в России

Основы ВЭД заложены Конституцией РФ. Президент РФ наделен определенными полномочиями в области государственного регулирования ВЭД:

  • осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
  • определяет порядок экспорта драгоценных металлов, камней расщепляющих материалов;
  • вводит экономические санкции, в т.ч. во ВЭД;
  • приостанавливает действие исполнительной власти в вопросахВЭД.

В области государственного регулирования ВЭД Правительство РФ:

  • обеспечивает проведение единой внешнеторговой политики;
  • разрабатывает и представляет на утверждение Федерального собрания РФ программу развития внешнеторговой деятельности;
  • принимает меры по защите внутреннего рынка;
  • регулирует величину ставок таможенного тарифа;
  • вводит количественные ограничения экспорта и импорта и др.

В управлении ВЭД России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти: Министерство торговли РФ (МТ), которому преданы функции упраздненного Министерства внешнеэкономических связей, Министерство экономики РФ; Государственный таможенный комитет; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК); Центральный банк РФ и др.

 

 

    1. Методы государственного регулирования ВЭД

ВЭД РФ является частью внешней политики государства, поэтому подлежит регулированию с его стороны. Основные принципы государственного регулирования ВЭД в РФ:

  • единство ВЭ политики как части внешней политики РФ;
  • единство системы государственного регулирования ВЭД и контроля за ее осуществлением;
  • единство таможенной территории РФ;
  • приоритет экономических мер регулирования;
  • равенство всех участников ВЭД и их не дискриминация;
  • защита государством прав и законных интересов участников ВЭД.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер. Во-первых, все меры могут быть разделены от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализационные.

Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле.

Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на экономические и административные. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго и другие). К экономическим могут быть отнесены  меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников.

Информация о работе Этапы формирования ВЭД в РФ