Таможенное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:26, доклад

Краткое описание

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.
основными задачами которого в настоящее время являются:
поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;
повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;
поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой  совокупность методов, приемов и  способов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

основными задачами которого в настоящее время являются:

поддержка конкурентоспособности  продукции отечественных предприятий  на внутреннем рынке;

повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;

поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

повышение конкурентоспособности  российского экспорта;

интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования  Таможенного союза.

Введение таможенного  тарифа в России преследовало цели:

1. рационализации  товарной структуры ввоза товаров в РФ;

2. поддержания рационального  соотношения валютных доходов  и расходов на территории РФ  путем корректировки объемов  ввоза и вывоза товаров;

3. создания условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров на территории РФ;

4. защиты отечественной  экономики от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

5. обеспечения условий  для эффективной интеграции российской  экономики в мировую. 

Глава 1:Понятие и  сущность таможенно-тарифного регулирования. 

1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования 

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Элементами таможенно-тарифного  регулирования являются:

• Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин

• Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу

• Таможенный режим

• Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Таможенный та¬риф - это систематизированный перечень таможенных по-шлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных  случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновид¬ностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собствен¬ных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо при¬чинам является нежелательным.

    Фактически  ни одно государство, при формировании  своего бюджета, не может обойтись  без использования в своей  налоговой системе, сборов и  пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Таможенная пошлина (customs duty) обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта .

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции:

1. фискальную, которая  относится к импортным, и к  экспортным пошлинам, поскольку  они являются одной из статей  доходной части государственного  бюджета;

2. протекционистскую  (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3. балансировочную,  которая относится к экспортным  пошлинам, установленным с целью  предотвращения нежелательного  экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. 

В современных условиях глобализации мировой экономики  построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

• Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)

• Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров

• Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП

• Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле)

Учитывая особенности, присущие тамо¬женным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

• Тарифы промышленно  развитые государств;

• Тарифы развивающихся  стран.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагать¬ся разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государ¬ства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприят-ствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понима¬ется условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление до¬говаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсут¬ствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты со¬ветские товары в весьма неблагоприятное положение по срав¬нению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам- и тор¬говле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называе¬мых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации.

Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) по¬шлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств   входят в образован¬ную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преферен-ций.Ограничительная функция таможенных тарифов в ос¬новном реализуется посредством сохранения высоких ста¬вок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обра-ботки импортируемой продукции.

Наиболее часто  высокими пошлинами облагается про¬дукция традиционных трудоемких отраслей промышленно¬сти - текстильной, кожевенно-обувной, а  также отдельные категории машин  и оборудования, в первую очередь - элект-ротехнического машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. по¬вышение их ставок в зависимости от степени обработки то¬варов, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабри-каты и особенно на готовые изделия ставки пошлин суще¬ственно возрастают.

 Характерной особенностью  таможенных тарифов стран Запада  является то, что все они основываются  на Гармони¬зированной системе  описания и кодирования товаров  (ГС), которая была разработана  Советом таможенного сотрудниче¬ства (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле  с  января 1988 г.

Появление ГС обусловлено  тем, что развитие междуна¬родного  разделения труда, сравнительно быстрые  темпы ро¬ста международной торговли, появление многих новых товаров  и другие факторы вызвали необходимость разработ¬ки более детализированного и унифицированного внешне¬торгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных междуна¬родной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом ста¬тистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешне¬торговой, промышленной и транспортной национальной ста¬тистикой.

Таможенные тарифы развивающихся стран. Та¬моженным тарифам принадлежит важная роль в регулиро¬вании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них то-варов намного выше, чем в промышленно развитых государ¬ствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифны¬ми барьерами можно выделить три  группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложе¬ния, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В  эту группу входят ряд афри¬канских и латиноамериканских государств, в  том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

Ко второй группе относятся государства с более  высоки¬ми ставками пошлин, варьирующимися в основном в разме¬ре 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся  стран, где пошлины пре¬вышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относят¬ся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками по¬шлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Наряду с национальными  тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме тамо¬женных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный та¬риф в торговле с третьими странами. Примером таможенно¬го союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

Все более важную роль в регулировании внешнеэконо¬мической деятельности приобретают мероприятия  междуна¬родных организаций, членами  которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых про¬цедур и документов.

1.2 Классификация  таможенных пошлин

Существует следующая  классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические -- начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины  аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые  имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов Ї сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины  обычно накладываются на стандартизованные  товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании  и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с  помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Информация о работе Таможенное регулирование ВЭД