Таможенное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:26, доклад

Краткое описание

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.
основными задачами которого в настоящее время являются:
поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;
повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;
поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

По объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные  товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы  таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

в) транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. Ї М., 1997.

.

По характеру:

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые -- пошлины, которые применяются в  случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем  их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит  ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной  либо в одностороннем порядке  в чисто защитных целях от попыток  недобросовестной конкуренции со стороны  ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.

По происхождению:

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего  соглашения, такое как Генеральное  соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим  таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно  установлены органами государственной  власти и не могут изменяться в  зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной  власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы Ї довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

б) эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 В связи со  значимостью финансовой деятельности  таможенных органов РФ необходимо  также уяснить и правовую природу  таможенной пошлины. Под таможенной  пошлиной понимается платеж, взимаемый  таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина - есть налог, а другие  приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.

Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный  бюджет, не нарушающий при этом конституционное  право на свободу предпринимательской  деятельности.

Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом  перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.

В-третьих, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности  перемещать грузы через таможенную границу.

В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).

В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД  таможенные пошлины стали важнейшим  регулятором международных экономических отношений. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Пошлина относится  к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п.

При определении  ввозных пошлин в прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки. В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.

Такая дифференциация таможенных пошлин требовала ее научного обоснования, изучения объективных  факторов, определяющих эту дифференциацию.

Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров  и конкретным изделиям были обусловлены  объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.

При специализации  национального производства одна и  та же страна может иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ  по другим выдам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую ее производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно.

Интернациональные издержки производства формируются  в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно - при прочих равных условиях - более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами.

Эти различия между  национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

Рассмотрение природы  таможенной пошлины позволяет сделать  вывод о двойственном характере  ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических  связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенно-тарифного регулирования в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

- определение страны  происхождения товара;

- определение таможенной  стоимости товара;

- определение таможенных  платежей.

Принятие решений  по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы. Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

http://referatwork.ru/refs/source/ref-113173.html

Информация о работе Таможенное регулирование ВЭД