Назначение и основные направления государственного регулирования ВЭД в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности государственного регулирования ВЭД и выявление роли таможенных органов в государственном регулировании ВЭД, где главным объектом является ВЭД России, а предметом методологические и организационно-правовые основы государственного регулирования ВЭД.
Задачи исследования:
1.Определить основные методы государственного регулирования.
2.Выяснить, что представляет собой таможенно-тарифное регулирование.
3.Охарактеризовать, как на государственное регулирование влияют:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….............3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ
ГОУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...……..5
1.1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД…………..........5
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД……..…..
1.3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД …….………….....8
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В ПРОЦЕС
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………….……11
2.1 ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ……………………………………………..11
2.2 ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ………………….………………………………….18
2.3 Роль таможенных органов в процессе государственного
регулирования …………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………………27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Чекстер Курсовая.docx

— 75.41 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….............3

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ 

ГОУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...……..5

1.1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД…………..........5

1.2  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД……..…..7

1.3  МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД …….………….....8

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В ПРОЦЕССЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ……………………………….……11

2.1 ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ……………………………………………..11

2.2 ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ………………….………………………………….18

2.3 Роль таможенных органов в процессе государственного

регулирования …………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………………27

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной  особенностью современной мировой  экономики является опережающий рост международной торговли по сравнению с ростом производства. Для большинства стран мира стабильное развитие ВЭД стало одним из факторов в процессе формирования в них модели устойчивого развития. Поэтому вопрос совершенствования государственного регулирования ВЭД в наше время весьма актуален.

Целью данной курсовой работы является определение сущности государственного регулирования ВЭД и выявление роли таможенных органов в государственном  регулировании ВЭД, где главным объектом является ВЭД России, а предметом методологические и организационно-правовые основы государственного регулирования ВЭД.

Задачи исследования:

  1. Определить основные методы государственного регулирования.
  2. Выяснить, что представляет собой таможенно-тарифное регулирование.
  3. Охарактеризовать, как на государственное регулирование влияют:

- количественные ограничения;

- квотирование;

- лицензирование;

- специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные

   меры;

- сертификация.

      4. Выяснить, роль таможенных органов при осуществлении ВЭД.

Информационная база, используемая при сборе информации:

      1 Законы ТС.

      2. Нормативно правовые акты ТС.

      3. Учебно-методические материалы.

      4. Ресурсы сети Интернет.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ

ГОУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность представляет сферу экономики, подверженную наиболее сильному воздействию со стороны государства в лице его законодательных, исполнительных, судебных органов.

Государство устанавливает на основе законов  и других нормативно-правовых актов  общие и специальные правила  экспорта и импорта товаров, осуществления  валютных операций, валютного, налогового и таможенного регулирования, культурно-экономических связей, научно-технического обмена с другими странами.

Практика  ряда промышленно развитых стран  свидетельствует о том, что успехи этих стран в области социально-экономического развития были достигнуты в значительной мере благодаря успешному регулированию ВЭД этих стран со стороны государства. К числу этих стран относятся в первую очередь Япония и Германия, а также новые индустриальные страны юго-восточной Азии - Южная Корея, Тайвань, Сингапур и другие. Подтверждение этому может служить увеличение быстрыми темпами в 90-е годы ВВП в новых индустриальных странах.

Составной частью внешнеэкономической деятельности являются внешнеторговые отношения, возникающие при совершении сделок в области внешней торговли. В ст. 2 Федерального закона № 164-ФЗ1 понятие «внешнеторговая деятельность» определено как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

На современном  этапе участники внешнеэкономической  деятельности руководствуются собственным представлением о предполагаемых прибылях от деятельности на внешних рынках и допустимости возникающих в связи с этим рисков. Основой внешнеэкономической деятельности является наличие возможности повышения нормы прибыли, а также расширения перечня, объема и качества получаемых или реализуемых услуг за счет иностранных партнеров. К факторам, оказывающим прямое влияние на активизацию внешнеэкономической деятельности, можно отнести неравномерность экономического развития разных стран мира, различия в людских, сырьевых и финансовых ресурсах, уровень научно-технического развития национальных производств, особенности географического положения государств, природных и климатических условий.

Согласно  международной практике внешнеэкономическая  деятельность может классифицироваться на:

  • внешнеторговые операции;
  • операции в процессе производственной кооперации;
  • деятельность в сфере международного инвестиционного сотрудничества;
  • валютно-финансовые операции.

В основу формирования принципов государственного регулирования в мировой практике положены различные точки зрения. Эти принципы основываются на требованиях государственной власти по развитию экономики той или иной страны в целом. История экономики отмечает огромную роль внешней торговли как фискального источника формирования государственных бюджетов в различных странах. Некоторые экономисты и историки в своих работах отмечают, что в отдельных странах доля поступлений государственных бюджетов в виде таможенных платежей составляла до 80%. При таких показателях руководства всех государств практически всегда держали вопросы регулирования внешней торговли под постоянным контролем, привлекая наиболее значимые умы к поиску более эффективных инструментов воздействия на общественные отношения, возникающие во внешнеэкономической деятельности.

Роль  внешней торговли в экономике  различных стран можно проследить по трем направлениям. Первый путь основан  на принципах, формирующих роль государственной политики во внешнеэкономических отношениях свободной торговли, второй - на принципах протекционизма и третий - на принципах автаркии. Выбор направления имеет различное применение и соответственно разные результаты.

Переход экономики Российской Федерации  к рыночным отношениям и либерализация экономики в целом и внешней торговли в частности вовсе не означают отказ государства от участия во внешнеэкономических связях. Государство не отказывается от своего участия, видя, а этой сфере общественных отношений залог формирования доходной части своего бюджета. Неизменными остались государственное участие в обеспечение экспортных поставок ресурсов топливно-энергетического предназначения и в соблюдении международных экономических соглашений Российской Федерации, а также участия при разработке международных планов и целевых внешнеторговых программ и обеспечении их исполнения.

Основные  цели, задачи, принципы и инструменты  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

 

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

Для понимания роли государства  в системе государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности можно выделить цели и задачи, выделяющиеся в учебной и научной литературе:

  • удовлетворение потребностей государства, регионов, отраслей, организаций, населения в товарах и услугах, видах деятельности, благах и ценностях, не производимых в достаточном количестве в стране или производство которых экономически невыгодно в сравнении с импортом;
  • обеспечение положительного платежного баланса страны, получение доходов за счет развития экспорта, использование экспорта как источника валютных поступлений в страну, сбыт избыточной отечественной продукции;
  • развитие научно-технических и культурных связей, обмен специалистами и информацией, предоставление образовательных услуг, содействие международному туризму;
  • участие страны в международном разделении и кооперации труда, в основании мировых рынков;
  • осуществление совместных международных научно-технических, социальных, экологических проектов;
  • координация действий при возникновении чрезвычайных ситуаций мирового масштаба, в борьбе с международным терроризмом;
  • укрепление положительного имиджа страны в мире.

Основной  же задачей государственного управления внешнеэкономической деятельностью является обеспечение экономических и политических интересов страны.

В то же время государство само склонно  принимать на себя осуществление  ряда видов внешнеэкономических  действий, приносящих доходы и требующих  государственного участия.

Таким образом, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами.

Государственное регулирование внешней торговли основывается на сочетании экономических и административных методов регулирования.

 

1.3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

Методы или меры регулирования  действуют исходя из национальных интересов государства:

    • обеспечение экономической безопасности
    • защита нравственности населения
    • защита политического строя
    • охрана религиозных верований
    • охрана отечественного производителя
    • охрана отечественного потребителя

Экономические методы характеризуются воздействием государства на деятельность хозяйствующих субъектов способами, с помощью которых участник, самостоятельно оценивая результаты своей деятельности, видит их целесообразность и выгоду после подведения баланса расходов и полученных доходов. Из них можно выделить следующие инструменты регулирования:

    • Экономические   регуляторы   прямого   действия включают государственное бюджетное и внебюджетное финансирование отдельных отраслей регионов, федеральных и региональных социально-экономических программ, национальных и международных инвестиционных проектов. К этой же группе относят государственные дотации, субсидии, субвенции, налоговые и иные льготы, кредиты, предоставляемые на льготной основе, ставки арендной платы и платы за пользование природными ресурсами.
    • К экономическим регуляторам косвенного действия относят налоговые ставки, ставку рефинансирования Центрального банка, валютный курс, таможенные пошлины, тарифы на государственные услуги.

Административные  методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют систему нетарифного регулирования внешнеторговых операций, а также методов государственного воздействия разрешительно запретительного свойства. К административным методам государственного регулирования относят законы, указы, постановления органов государственной власти, государственные планы и программы директивного действия, другие государственные нормативно-правовые акты, регулирующие экономическую, хозяйственную деятельность.

Сюда  также относятся Количественные, или нетарифные ограничения, которые представляют собой устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством товаров иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены.

Существует  несколько видов количественных ограничений:

  • Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.
  • Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.
  • Лицензирование — получение и выдача лицензий (разрешений) на экспорт или импорт товаров, на совершение определенных операций или деятельности.

Информация о работе Назначение и основные направления государственного регулирования ВЭД в Таможенном союзе