Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение сущности государственного регулирования ВЭД и выявление роли таможенных органов в государственном регулировании ВЭД, где главным объектом является ВЭД России, а предметом методологические и организационно-правовые основы государственного регулирования ВЭД.
Задачи исследования:
1.Определить основные методы государственного регулирования.
2.Выяснить, что представляет собой таможенно-тарифное регулирование.
3.Охарактеризовать, как на государственное регулирование влияют:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….............3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ
ГОУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...……..5
1.1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД…………..........5
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД……..…..
1.3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД …….………….....8
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В ПРОЦЕС
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………….……11
2.1 ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ……………………………………………..11
2.2 ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ………………….………………………………….18
2.3 Роль таможенных органов в процессе государственного
регулирования …………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………………27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………28
Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер.
В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей, государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Но цели и задачи этого регулирования, его формы и методы и получаемые результаты различны.
Необходимость государственного вмешательства определяется потребностями самого рыночного механизма. Государство явилось единственным институтом, который был создан для обеспечения правил и порядка, без которых рынок существовать не может.
Уход государства из экономики приводит к негативным социально-экономическим последствиям и, как следствие, к разрушению экономического потенциала страны.
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В ПРОЦЕССЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ввоз и вывоз товаров является объектом государственного регулирования ВЭД и таможенного контроля. Национальная территория объявляется таможенной территорией государства, она окружается таможенной границей. Государство устанавливает процедуры, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы. Товар, перевозимый через таможенную границу, должен быть обязательно оформлен на таможне. Участники внешнеэкономической деятельности, перемещая через таможенную границу Таможенного союза товары, представляют на таможнях базовый документ - таможенную декларацию (далее - ТД). Она воспроизводит по существу так называемый Единый административный документ (далее - ЕАД), применяемый для этих целей в Европейском союзе и Европейской ассоциации свободной торговли.
При импорте и экспорте товаров к ним применяются меры тарифного и нетарифного регулирования.
Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанное на применении мер экономического воздействия, регулируют структуру экспорта и импорта.
Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляет Единый таможенный тариф Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации с многочисленными редакционными правками и принятыми изменениями.2
Единый таможенный тариф состоит из принципов применения тарифного воздействия на внешнеторговую деятельность, видов таможенной пошлины и их ставок, принципов формирования базы для обложения и, в частности, таможенной стоимости товаров, а также методов ее определения, установления тарифных льгот и преференций.
К базовым принципам, формирующим тарифную политику, можно отнести следующие:
1. Таможенный
тариф является единым
2. Таможенный
тариф применяется к товарам,
ввозимым на таможенную
3. Ставки
таможенных пошлин едины и
не подлежат изменению в
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза ставки таможенной пошлины применяются в соответствии с действующим таможенным тарифом, разработанным в соответствии с настоящим Законом. В этом случае таможенный тариф необходимо рассматривать как систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Например, в Таможенном союзе таможенные пошлины являются видом таможенных платежей. В мировой практике таможенная пошлина признана косвенным налогом.
Назначение таможенной пошлины, установленной таможенным тарифом, характеризуется двумя факторами:
Объектом обложения таможенной пошлины и других таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и их количественные либо весовые показатели.
Таможенная стоимость – стоимость сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы ТС.
При ввозе товаров на таможенную территорию ТС таможенная стоимость определяется исходя из принципов, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, одним из следующих методов: по стоимости сделки с ввозимыми товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитанием; сложением или резервным методом. Первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена методом стоимости сделки с ввозными товарами, то она рассчитывается другими методами, установленными Единым таможенным тарифом Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)
Тарифные льготы - это льготы, предоставленные в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты таможенной пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Порядок представления льгот устанавливается ТС. Тарифная льгота рассматривается как инструмент тарифной политики и предоставляется как в одностороннем порядке, так и на принципах взаимности.
Тарифные
преференции – это
Тарифные преференции выражены в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины полностью, снижения ставки таможенной пошлины и установления тарифных квот.
Меры
нетарифного воздействия
В нашей стране принципы и основы применения мер нетарифного регулирования закреплены в Федеральном законе № 164-ФЗ. В соответствии с пп. 17 ст. 2 этого Закона нетарифное регулирование определено как метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Цели
нетарифного регулирования
В настоящее время система мер нетарифного регулирования, применяемых в ТС, определена в ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ. Эти меры характеризуются по направленности действий к получению экономического результата:
Количественные
ограничения устанавливаются
Правом ведения количественных ограничений на экспорт и (или) импорт товаров в стране имеет Комиссией ТС в следующих случаях:
Одной из мер, установленных Федеральным законом № 164-ФЗ, является квотирование, которое заключается во введении ограничений на экспорт или импорт товаров. Под квотой понимаются количественные или стоимостные ограничения товаров, перемещаемых через границу РФ.
Виды квотирования:
Лицензирование определяется как регулирование компетентными государственными органами ввоза товаров путем выдачи специальных разрешений на вид деятельности, требующей разрешения в соответствии с законодательством государства.
В соответствии с ст. 24 Федерального закона №164-ФЗ лицензирование во внешней торговле устанавливается при:
- введении
временных количественных
- реализации
временных количественных
- реализации
разрешительного порядка
- реализации
представления исключительного
права на экспорт и (или)
импорт отдельных видов
- выполнении ТС международных обязательств.
В современной мировой практике в основном применяются генеральная и разовая лицензии. Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение в течение года. Разовая лицензия выдается на определенную операцию или партию товара.
Порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер регламентирован Федеральным законом № 165-ФЗ3. Целью этого Закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом и применением демпинговых цен или субсидированном импорте на таможенную территорию РФ.
В качестве специальной защитной меры может быть применена импортная квота. При этом уровень такой квоты не должен быть ниже среднегодового (в количественном или стоимостном выражении) объема импорта товара, являющегося объектом расследования, за предыдущий период. При распределении импортной квоты между иностранными государствами, импортирующими товар и заинтересованными в поставках этого товара на таможенную территорию ТС, может быть предложена консультация по вопросу распределения между ними импортной квоты.
Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, подтвержденного результатами специального расследования, а также в случае, если этот импорт причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Компенсационные меры применяются к импортируемому товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства, подтвержденная специальным расследованием, а также в случае нанесения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики как следствия такого импорта.