Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи работы:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания об особенностях Таможенного кодекса РФ в части регулирования ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
3. Рассмотреть сущность и специфику таможенного регулирования ВЭД в России.

Оглавление

1. Структура таможенных органов Российской Федерации и их основные функции
2. Понятие и значение таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
3. Правовые основы регулирования таможенной деятельности
4. Таможенный контроль внешнеэкономической деятельности
5. Таможенное оформление товаров и транспортных средств
6. Декларирование товаров и транспортных средств
7. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
7.1 Лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров (услуг)
7.2 Процедура экспортного контроля
7.3 Разрешения иных контролирующих органов РФ
7.4 Сертификация товаров
8. Понятие, значение и виды таможенных платежей
Выводы
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Таможня.docx

— 51.82 Кб (Скачать)

Тема: Таможенное регулирование  внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Выполнила студентка:

Группа:

Шифр:

Адрес:

Проверил преподаватель:

 

Содержание

1. Структура таможенных  органов Российской Федерации  и их основные функции

2. Понятие и значение  таможенного регулирования внешнеэкономической  деятельности

3. Правовые основы регулирования  таможенной деятельности

4. Таможенный контроль  внешнеэкономической деятельности

5. Таможенное оформление  товаров и транспортных средств

6. Декларирование товаров  и транспортных средств

7. Меры нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности

7.1 Лицензирование и квотирование  экспорта и импорта товаров  (услуг)

7.2 Процедура экспортного  контроля

7.3 Разрешения иных контролирующих  органов РФ

7.4 Сертификация товаров

8. Понятие, значение и  виды таможенных платежей

Выводы

Список использованных источников и литературы

 

1. Структура таможенных  органов Российской Федерации  и их основные функции

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД) особая роль отводится  таможенной службе РФ, которая на данный момент переживает новый этап своего развит и реформирования.

Законом РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ был принят новый Таможенный кодекс РФ. Это был уже второй кодифицированный нормативный правовой акт в сфере таможенного законодательства, вступивший в действие с 1 января 2004 г[1].

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 о  системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти, Государственный  таможенный комитет РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу РФ (п.15)[2], находящуюся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Во исполнение данного  подзаконного нормативного правового  акта министр экономического развития и торговли РФ принял приказ от 5 июля 2004 г. № 190 «Об организационных мероприятиях по преобразованию ГТК России в федеральную  таможенную службу[3].

21 августа 2004 г. постановлением  Правительства РФ было утверждено  Положение о федеральной таможенной  службе[4].

Целью таможенных органов  РФ является осуществление таможенного  регулирования посредством наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования  товарообмена, участия в реализации задач по содействию внешней торговле, стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей.

Основные задачи таможенных органов РФ:

взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет;

осуществление государственного контроля соблюдения участниками ВЭД  запретов и ограничений при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ;

контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности с использованием средств тарифного и нетарифного регулирования;

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также  розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности России.

Согласно ст. 403 Таможенного  кодекса РФ (далее ТК РФ) таможенные органы выполняют следующие основные функции:

осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению  товарообмена через таможенную границу  РФ;

взимают таможенные пошлины, налоги, пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов, сборов, принимают меры по их принудительному  взысканию;

обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу;

обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с  законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу;

обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических  средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой  исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также  оказывают содействие в борьбе с  международным терроризмом и  пресечении незаконного вмешательства  в аэропортах РФ в деятельность международной  гражданской авиации;

осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

ведут таможенную статистику внешней торговли;

обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в  части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными  и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями;

осуществляют информирование и консультирование в области  таможенного дела, обеспечивают в  установленном порядке государственные  органы, организации и граждан  информацией по таможенным вопросам;

проводят научно-исследовательские  работы по вопросам таможенного дела.

Таможенные органы РФ являются правоохранительными органами и  составляют единую федеральную централизованную систему (Рис.1)[5] .

Рис. 1. Система таможенных органов РФ.

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) − центральный  орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом. Она  вправе создавать учреждения, которые входят в систему таможенных органов, однако не осуществляют правоохрану. В соответствии с постановлением Правительства РФ №429 от 21 августа 2004 г. ФТС в качестве одного из полномочий «осуществляет производство по делам об административных правонарушениях»[6].

Региональные таможенные управления РФ (РТУ) являются промежуточным  звеном между ФТС России таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов РВ и осуществляют оперативное  руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов под непосредственным руководством ФТС России.

Таможни непосредственно  реализуют основную часть задач  таможенного дела в зоне своей  ответственности и управляют  деятельностью подведомственных таможенных постов. Они в зависимости от своего территориального размещения подразделяются на пограничные и внутренние.

К пограничным относят  таможни и таможенные посты, расположенные  в местах пересечения транспортными  магистралями границы РФ, а также  в аэропортах, морских портах. К  ним относятся и пункты перехода (пропуска) всех видов автотранспорта через границу РФ. Как правило, они фиксируют прохождение товаров  и транспортных средств через  границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль.

К внутренним относятся таможни  и таможенные посты, расположенные  в местах сосредоточения участников ВЭД (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории РФ. Они  осуществляют таможенное оформление товаров  и контроль за их доставкой, сборы причитающихся к оплате таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах.

 

2. Понятие и значение  таможенного регулирования внешнеэкономической  деятельности

Одной из функций таможенных органов является обеспечение таможенного  регулирования внешнеэкономической  деятельности (далее ВЭД).

Под таможенным регулированием понимается совокупность организационно-экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования  ВЭД в России, осуществляемых в  целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, эффективного регулирования  структуры экспорта и импорта  товаров, обеспечения источников пополнения доходной части федерального бюджета[7]. Таможенно-тарифные меры, как разъясняет Г.В. Арутюнян, представляют «такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Основной принцип таможенного регулирования − это принцип одностороннего установления государственных таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин»[8].

Инструментом таможенного  регулирования является тариф. Порядок  формирования и применения таможенного  тарифа России урегулирован Законом  РФ «О таможенном режиме» от 21 мая 1993 г.[9], с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. Данный Закон воспринял целый ряд положений Закона СССР «О таможенном тарифе» от 26 марта 1991г[10], который, однако, следует признать утратившим юридическую силу.

Таможенный тариф России − это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России и вывоза товаров с этой территории.

Обеспечение таможенного  регулирования предполагает обязанность  управомоченных лиц к уплате таможенных платежей.

 

3. Правовые основы регулирования  таможенной деятельности

Источниками таможенного  права являются:

Международные договоры и  конвенции. Они обладают приоритетом  перед нормами внутреннего права, т.е. если международным договором  РФ установлены иные правила, чем  предусмотренные законом РФ, то применяются  правила международного договора.

Конституция РФ − является основополагающим звеном системы правовых норм, регулирующих права и обязанности  участников ВЭД в РФ.

Нормативные акты законодательной  власти.

Таможенный кодекс РФ содержит основные понятия, которые в нем  используются (ст. 11 ТК РФ), определяет виды таможенных режимов (16 таможенных режимов установлено ст. 155 ТК РФ и 5 таможенных режимов − ст. 268 ТК РФ) и платежей (ст. 318 ТК РФ), порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, фиксирует статус таможенных органов, регулирует правоотношения между ними и участниками ВЭД при пересечении таможенной границы РФ, состоит из 6 разделов, 42 глав и 439 статей. Наименование разделов и количество статей по каждому разделу Кодекса характеризуют основные сферы и объем его применения:

Раздел I

Общие положения

57 статей

Раздел II

Таможенные процедуры

 

подраздел 1

Таможенное оформление

97 статей

подраздел 2

Таможенные режимы

115 статей

подраздел 3

Специальные таможенные процедуры

48 статей

Раздел III

Таможенные платежи

40 статей

Раздел IV

Таможенный контроль

43 статей

Раздел V

Таможенные органы

36 статей

Раздел VI

Заключительные положения

3 статьи


4. Нормативные акты исполнительной  власти: постановления Правительства  РФ и нормативные акты ФТС  России. Они обязательны для исполнения  всеми таможенными органами РФ  и иными государственными органами  РФ, предприятиями, учреждениями, организациями  независимо от форм собственности  и подчиненности, а также должностными  лицами и гражданами. Указанные  нормативные акты подлежат регистрации  в соответствии с законодательством  РФ.

В таможенном деле применяются  нормативные акты законодательства, действующие на день принятия грузовой таможенной декларации (далее ГТД).

 

4. Таможенный контроль  внешнеэкономической деятельности

Таможенный контроль −  одно из средств реализации таможенной политики РФ[11]. Он представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства РФ.

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)