Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.
Цели курсовой работы:
1. показать основные механизмы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать правовую характеристику таможенно-тарифному регулированию;
3. выявить сущность таможенной пошлины, как одного из элементов ТТР;
4. определить задачи и функции таможенных пошлин;
5. рассмотреть виды таможенных пошлин;
6. определить роль таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД.

Оглавление

Введение

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД

1.1 Суть таможенно-тарифного регулирования

1.2 Законодательная основа и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ

Глава 2. Таможенная пошлина как основной элемент ТТР

2.1 Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин

2.2 Классификация видов таможенных пошлин

2.3 Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенная пошлина как инструмент таможенно.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

Таможенная  пошлина как инструмент таможенно-тарифного  регулирования ВЭД государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД

 

1.1 Суть таможенно-тарифного  регулирования

 

1.2 Законодательная основа  и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ

 

Глава 2. Таможенная пошлина  как основной элемент ТТР

 

2.1 Сущность, цели, задачи  и функции таможенных пошлин 

 

2.2 Классификация видов  таможенных пошлин 

 

2.3 Роль и значение таможенных  пошлин для государственного  регулирования ВЭД

 

Заключение

 

Список литературы

 

 Введение

 

Таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним  из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства  и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка  или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, -- привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет.

 

 В рыночной экономике  государство осуществляет регулирование  внешнеэкономической деятельности  в целях обеспечения безопасности  страны и защиты общенациональных  интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию ВЭД  осуществляется практически во  всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели  и задачи определяются каждой  страной, исходя из ее масштабов,  положения в современном мире, внешней и внутренней политики  государства.

 

Меры таможенно-тарифного  регулирования представляют собой  совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством  порядке государственными органами и направленных на регулирование  внешнеэкономической деятельности.

 

Таможенно-тарифные меры - это  такие меры государственного воздействия  на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании  ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования  включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений  заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и  других аспектов уплаты пошлины.

 

Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний  день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.

 

Цели курсовой работы:

 

1. показать основные механизмы  таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

 

2. дать правовую характеристику  таможенно-тарифному регулированию;

 

3. выявить сущность таможенной  пошлины, как одного из элементов  ТТР;

 

4. определить задачи и  функции таможенных пошлин;

 

5. рассмотреть виды таможенных  пошлин;

 

6. определить роль таможенных  пошлин для государственного  регулирования ВЭД.

 

Объектом исследования является таможенная пошлина, как инструмент государственного регулирования экспорта и импорта.

 

 Глава 1. Таможенно - тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД

 

1.1 Суть таможенно - тарифного регулирования

 

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ФЗ «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации посредством:

 

1) таможенно-тарифного регулирования;

 

2) нетарифного регулирования;

 

3) запретов и ограничений  внешней торговли услугами и  интеллектуальной собственностью;

 

4) мер экономического и  административного характера, способствующих  развитию внешнеторговой деятельности  и предусмотренных ФЗ №164.

 

 Подробнее остановимся  на таможенно-тарифном регулировании.

 

Суть таможенно-тарифного  регулирования закреплена в ст. 19 Федерального закона "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности": "В целях регулирования  внешней торговли товарами, в том  числе для защиты внутреннего  рынка Российской Федерации и  стимулирования прогрессивных структурных  изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные  и вывозные таможенные пошлины".

 

На современном этапе  государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не столько  административными запретами и  ограничениями, сколько путем создания благоприятных экономических условий  для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению  эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И, наоборот, для операций, которые могут оказать  неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее  благоприятные экономические условия.

 

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование представляет собой  экономический метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которого лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

 

В целях таможенно-тарифного  регулирования используется богатый  арсенал инструментов - таможенные пошлины, таможенная товарная номенклатура, порядок определения страны происхождения  товара и расчета (установления) таможенной стоимости, система льгот и преференций  по таможенному обложению и др.

 

1.2 Законодательная основа  и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ

 

При осуществлении внешнеэкономической  и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ посредством  таможенного регулирования и  регулируемой определенными нормами  и правилами.

 

Согласно ч. 2 ст. 3 Таможенного  Кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) таможенное законодательство состоит  из действующего Таможенного кодекса  РФ и принятых в соответствии с  ним иных федеральных законов. Они  именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного  права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного  права, является традиционной: Конституция  РФ, законы и подзаконные акты Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 30..

 

Таможенно-тарифное регулирование  относится к экономико-финансовому  разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в ФЗ РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. ВВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821. и  в других правовых актах.

 

Согласно Конституции  РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование  находится в ведении Российской Федерации.

 

Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное  регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное  регулирование внешнеэкономической  и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования  заключается в установлении порядка  и правил, при соблюдении которых  лица реализуют право на перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ.

 

Таможенное регулирование  в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной  власти и осуществляется нормами  законодательства РФ.

 

Согласно законодательству государственное регулирование  ВЭД осуществляется посредством  таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и  таможенного дела.

 

Система мер таможенного  и нетарифного регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным  законом от 13 октября 1995 г. № 157 - ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3923..

 

Следующим звеном правового  регулирования в рассматриваемой  сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято  большое количество решений, связанных  с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов.

 

Разработку соответствующих  нормативных актов на ведомственном  уровне обеспечивал ранее ГТК  РФ, поскольку на практике именно на таможенные органы возлагалось применение таможенно-тарифных мер. Но с принятием  Указа Президента РФ от 20.05.2004 г. «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» СЗ РФ 24.05.2004. № 21. Ст. 2023. ГТК РФ преобразован в  Федеральную таможенную службу, передав  его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ (далее по тексту Министерство РФ).

 

Главное управление тарифного  и нетарифного регулирования, входящее в структуру Министерства РФ, непосредственно  обеспечивает подготовку предложений  о тарифном регулировании и ведении  этих мер в действие, а также  организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.

 

Таким образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения:

 

· в области таможенного  дела;

 

· по установлению порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

 

· возникающие в процессе таможенного оформления;

 

· возникающие в процессе таможенного контроля;

 

· возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных  лиц;

 

· по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

 

В основу определения места  таможенного законодательства в  системе российского права через  определение понятия «таможенное  дело», данное в ст.1 ТК РФ, законодательно заложена служебная роль таможенного  законодательства по отношению к  законодательству, регулирующему ВЭД.

 

Таможенно-тарифное регулирование  является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

 

- определение страны прохождения  товара;

 

- определение таможенной  стоимости товара;

 

- определение таможенных  платежей.

 

Принятие решений по таможенно-тарифному  регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 23..

 

Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали  предметом регулирования нового Таможенного кодекса. До этого они  регламентировались Законом РФ «О таможенном тарифе» (заметим, что соответствующие  нормы Закона «О таможенном тарифе»  продолжают действовать и в настоящий  день). Согласно ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется Правительство РФ.

 

Так, например, Постановлением от 23 апреля 1998 г. № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной  промышленности» был утвержден  Порядок определения страны происхождения  средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов  при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового  регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации.

 

В ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике. Отдельные проблемы, связанные с  правилами происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции: в приложениях о правилах происхождения  товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учебное пособие. - Спб., 1999. С. 191.. В рамках СНГ было заключено Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

 

В соответствии с общепринятым в международной практике определением страны происхождения товара под  ней понимается та страна, в которой  товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке  в соответствии с критериями, установленными в статьях 31 и 32 ТК РФ. Аналогичное  определение содержится в ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе».

 

Таможенное законодательство допускает использование понятие  страны происхождения товара в широком  смысле слова - как место происхождения  товара. В этом смысле могут выступать  группа государств, таможенный союз, регион или часть государства.

 

Наиболее часто встречаемый  пример использования в практике внешнеторгового регулирования  понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз государств, - Европейский Союз.

 

Другой важный аспект, который  необходимо выделить для целей определения  происхождения товара содержится в  Федеральном законе от 22.01.1996 года № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» в  редакции ФЗ от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об  Особой экономической зоне в Калининградской  области и о внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации». В п.2 ст. 30 ТК РФ оговаривается возможность  принятия таможенным органом предварительного решения об определении страны происхождения. Оно принимается по письменному  запросу декларанта или иного  заинтересованного лица (ст. 42 ТК РФ).

Информация о работе Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства