Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа
Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.
Цели курсовой работы:
1. показать основные механизмы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать правовую характеристику таможенно-тарифному регулированию;
3. выявить сущность таможенной пошлины, как одного из элементов ТТР;
4. определить задачи и функции таможенных пошлин;
5. рассмотреть виды таможенных пошлин;
6. определить роль таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД.
Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД
1.1 Суть таможенно-тарифного регулирования
1.2 Законодательная основа и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ
Глава 2. Таможенная пошлина как основной элемент ТТР
2.1 Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин
2.2 Классификация видов таможенных пошлин
2.3 Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД
Заключение
Список литературы
Теория внешней торговли
М. Портера исходит из положения,
что в международной торговле
участвуют не страны, а фирмы, имеющие
определенные конкурентные преимущества,
которые они стремятся
Однако из этой теории не
совсем ясно, какие теоретические
положения лежат в основе внешней
торговли. Поскольку М. Портер пишет,
что на международном рынке
Различные теории внешней
торговли в определенной степени
были справедливы для своего времени
и в современном мире с учетом
конкретных экономических ситуаций.
Однако главным фактором, определяющим
эффективность внешней
Научно-технический прогресс
является ведущей силой социально-
Экспорт трудоемкой продукции,
концентрирующей в себе высококвалифицированный
труд, позволяет получать определенные
социально-экономические
Мировая торговля во все большей
степени трансформируется таким
образом, что развитые страны стремятся
обмениваться между собой товарами,
концентрирующими высококвалифицированный
труд, а в торговле с развивающими
и менее развитыми странами обменивать
товары, концентрирующие в максимальной
степени
Таким образом, из теории внешней
торговли вытекают определенные требования
к системе таможенных пошлин, которые
могут быть реализованы только в
том случае, если последние будут
разрабатываться исходя из научно-обоснованных
положений, что обусловливает
Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих ходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обусловливалось их тесной связью с ценами.
По мере возрастания объемов внешней торговли, усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики. Однако экономическая сущность таможенной пошлины оставалась недостаточно изученной.
В настоящее время отсутствует четкое понимание экономической сущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов к определению категории "таможенная пошлина".
Большинство исследователей определяют таможенную пошлину как налог. Налоговый кодекс Российской Федерации относит таможенную пошлину к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не дается определение категории налога.
По существу, он трактуется
только по своей форме - как обязательный,
индивидуально безвозмездный
По своей форме таможенная
пошлина хотя и выступает как
обязательный платеж, но взимается
не в целях финансового
В Законе РФ "О таможенном тарифе" в редакции 1993 г. (ст. 5) таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В Федеральном законе от 08.11.2005
"О внесении изменений в Закон
РФ "О таможенном тарифе" таможенная
пошлина определяется как обязательный
платеж в федеральный бюджет, взимаемый
таможенными органами при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ
или при вывозе товаров с этой
территории, а также в иных случаях,
установленных таможенным законодательством
РФ, в целях таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности
в экономических интересах
Некоторые авторы определяют таможенную пошлину как денежный сбор, взимаемый при ввозе и вывозе товара Таможенное дело: Словарь-справочник. СПб.: Логос-СПб., 2000. С. 156. Новиков В.. Денежный сбор по своей экономической сущности также является инструментом перераспределения вновь созданной стоимости.
Из определения следует,
что таможенная пошлина
Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции.
Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.
Основные цели и задачи таможенные пошлины подразделяются на:
- фискальные;
- протекционистские;
- антидемпинговые;
- компенсационные;
- специальные;
- преференциальные.
Фискальные цели и задачи таможенной пошлины заключаются в получении доходов в бюджет государства.
Протекционистские направлены на защиту национального товаропроизводителя.
Антидемпинговые цели и задачи таможенной пошлины - это противодействие демпинговому импорту.
Компенсационные заключаются в нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики.
Специальные заключаются в ограничении возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации.
Преференциальные цели - это поддержка экономического развития развивающихся стран за счет расширения их экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
· протекционистскую (защитную),
относящуюся к импортным
· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Для того, чтобы таможенные пошлины служили эффективным инструментом государственного регулирования ВЭД, нужно правильно их сформировать.
Рассмотрим важнейшие принципы, факторы и критерии формирования таможенной пошлины.
Важнейший принцип формирования таможенных пошлин - принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных задач.
Принцип научной обоснованности
предполагает, что при определении
таможенных пошлин необходимо учитывать
действие экономических законов. Это,
прежде всего, закон стоимости, который
предусматривает необходимость
эквивалентности обмена и является
регулятором производства. При нарушении
действия этого закона прекращается
поступательное экономическое развитие,
возникают и углубляются
Нарушение этого закона определило те тенденции, которые сформировались в ходе экономических процесса в 1992-2001 гг. Из принципа научной обоснованности следует, что в условиях рыночной экономики таможенные пошлины должны формироваться также с учетом закона соотношения спроса и предложения товаров. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.
В современном мире основой
ускорения социально-
В условиях углубляющегося развития
международного обмена результатами таможенные
пошлины должны способствовать развитию
направлений научно-
Например, Россия, безусловно,
должна иметь собственную базу производства
элементных основ для создания продукции
радиоэлектронной промышленности, а
какие изделия радиоэлектроники
производить в стране, можно решить
с учетом специализации и эффективности
производства в отельных странах, например,
производить собственные
С этим принципом тесно связан принцип эскалации таможенных пошлин, из которого следует, что ввозные таможенные пошлины на топливно-сырьевые товары и продукты первичной обработки должны устанавливаться на более низком уровне, чем на продукцию обрабатывающей промышленности, что позволяет увеличить объемы переработки ввозимых топливно-сырьевых товаров и поставки на экспорт продукции высоких переделов с большей долей добавленной стоимости.
Однако этот принцип в полной мере может быть реализован только в условиях высокоразвитой экономики, позволяющей эффективно перерабатывать сырье и использовать топливо для производства современной, высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на мировых рынках.