Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.
Цели курсовой работы:
1. показать основные механизмы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать правовую характеристику таможенно-тарифному регулированию;
3. выявить сущность таможенной пошлины, как одного из элементов ТТР;
4. определить задачи и функции таможенных пошлин;
5. рассмотреть виды таможенных пошлин;
6. определить роль таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД.

Оглавление

Введение

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД

1.1 Суть таможенно-тарифного регулирования

1.2 Законодательная основа и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ

Глава 2. Таможенная пошлина как основной элемент ТТР

2.1 Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин

2.2 Классификация видов таможенных пошлин

2.3 Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенная пошлина как инструмент таможенно.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

 

Теория внешней торговли М. Портера исходит из положения, что в международной торговле участвуют не страны, а фирмы, имеющие  определенные конкурентные преимущества, которые они стремятся удерживать и развивать при поддержке  государства в производстве конкурентоспособной, прежде всего, высокотехнологичной  продукции.

 

Однако из этой теории не совсем ясно, какие теоретические  положения лежат в основе внешней  торговли. Поскольку М. Портер пишет, что на международном рынке конкурируют  фирмы, а не страны, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993..

 

Различные теории внешней  торговли в определенной степени  были справедливы для своего времени  и в современном мире с учетом конкретных экономических ситуаций. Однако главным фактором, определяющим эффективность внешней торговли, является экспорт высокотехнологичной  продукции.

 

Научно-технический прогресс является ведущей силой социально-экономического развития. Создание и использование  новых техники и технологий обеспечивают экономическое преимущество той  или иной стране. Разработка новых  машин, оборудования, технологических  процессов, освоение их производства требует  больших затрат высококвалифицированного труда. Увеличение доли такой продукции  в общем объеме производства повышает трудоемкость единицы производимой продукции, она концентрирует в  себе все большее и большее  количество высококвалифицированного труда. Развитые трудодефицитные страны, как показали проведенные ранее различными исследователями расчеты, экспортируют не капиталоемкую а трудоемкую продукцию, хотя являются капиталоизбыточными.

 

Экспорт трудоемкой продукции, концентрирующей в себе высококвалифицированный  труд, позволяет получать определенные социально-экономические преимущества. В обмен на такую продукцию  можно немного дешевле импортировать  топливно-сырьевые товары, которые  будут преобразовываться в продукцию  с высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсов источники  высококвалифицированного труда возобновляемы, а избыточные по сырью страны для  повышения эффективности своей  экономики вынуждены ввозить  высокотехнологичную продукцию, и  становятся технологически зависимыми от стран с высоким уровнем  развития. Таким образом, в современном  мире страны должны стремиться экспортировать на мировые рынки товары, которые  в максимальной степени в расчете  на затраченные материальные и энергетические ресурсы концентрируют затраты  высококвалифицированного труда и  ввозить топливно-сырьевые и другие товары с минимальными затратами  высококвалифицированного труда. Это  предполагает, что таможенно-тарифное регулирование должно способствовать формированию эффективной структуры  производства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей, использующих высококвалифицированный труд. В  России существуют все предпосылки  для восстановления и развития производства современной высокотехнологической  продукции.

 

Мировая торговля во все большей  степени трансформируется таким  образом, что развитые страны стремятся  обмениваться между собой товарами, концентрирующими высококвалифицированный  труд, а в торговле с развивающими и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококвалифицированный  труд, на товары, произведенные с  минимальными затратами высококвалифицированного труда.

 

Таким образом, из теории внешней  торговли вытекают определенные требования к системе таможенных пошлин, которые  могут быть реализованы только в  том случае, если последние будут  разрабатываться исходя из научно-обоснованных положений, что обусловливает необходимость  понимания экономической сущности таможенной пошлины. Таможенная пошлина  как экономическая категория  появилась на этапе возникновения  обмена результатами труда между  отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Возникновение  государственных образований обусловило появление их права на часть вновь  созданной стоимости, необходимой  для покрытия затрат по осуществлению  государственных функций. Эти затраты  покрывались путем изъятия части  вновь созданной стоимости через  налоги и взимания таможенных пошлин.

 

Таким образом, первоначально  таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства  для пополнения своих ходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обусловливалось их тесной связью с ценами.

 

По мере возрастания объемов  внешней торговли, усиления ее влияния  на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики. Однако экономическая сущность таможенной пошлины оставалась недостаточно изученной.

 

В настоящее время отсутствует  четкое понимание экономической  сущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов к определению  категории "таможенная пошлина".

 

Большинство исследователей определяют таможенную пошлину как  налог. Налоговый кодекс Российской Федерации относит таможенную пошлину  к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не дается определение  категории налога.

 

По существу, он трактуется только по своей форме - как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

 

По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как  обязательный платеж, но взимается  не в целях финансового обеспечения  деятельности государства и муниципальных  образований. По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как  обязательный платеж, но взимается  не в целях финансового обеспечения  деятельности государства и, естественно, не должна подпадать под это определение.

 

В Законе РФ "О таможенном тарифе" в редакции 1993 г. (ст. 5) таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе  товаров на территорию Российской Федерации  или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

 

В Федеральном законе от 08.11.2005 "О внесении изменений в Закон  РФ "О таможенном тарифе" таможенная пошлина определяется как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый  таможенными органами при ввозе  товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством  РФ, в целях таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

 

Некоторые авторы определяют таможенную пошлину как денежный сбор, взимаемый при ввозе и  вывозе товара Таможенное дело: Словарь-справочник. СПб.: Логос-СПб., 2000. С. 156. Новиков В.. Денежный сбор по своей экономической сущности также является инструментом перераспределения вновь созданной стоимости.

 

 Из определения следует,  что таможенная пошлина является  разницей в уровнях мировых  цен и экономически обоснованных  внутренних цен, т.е., при наличии  отечественного производства товаров  ее величина определяется сложившимися  различиями в уровнях мировых  и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных  пошлин является объективное  отражение в таможенных пошлинах  этой разницы.

 

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние  на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность  ввоза и вывоза определенных групп  товаров. Таможенные пошлины участвуют  в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции.

 

Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия  на уровень рыночных цен, которые, в  свою очередь, оказывают влияние  на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

 

Основные цели и задачи таможенные пошлины подразделяются на:

 

- фискальные;

 

- протекционистские;

 

- антидемпинговые;

 

- компенсационные;

 

- специальные;

 

- преференциальные.

 

Фискальные цели и задачи таможенной пошлины заключаются  в получении доходов в бюджет государства.

 

Протекционистские направлены на защиту национального товаропроизводителя.

 

Антидемпинговые цели и задачи таможенной пошлины - это противодействие  демпинговому импорту.

 

Компенсационные заключаются  в нейтрализации воздействия  специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных  государств) на отрасль российской экономики.

 

Специальные заключаются  в ограничении возросшего импорта  на таможенную территорию Российской Федерации.

 

Преференциальные цели - это  поддержка экономического развития развивающихся стран за счет расширения их экспорта.

 

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

 

· фискальную, которая относится  и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

 

· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство  ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

 

· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

 

Для того, чтобы таможенные пошлины служили эффективным инструментом государственного регулирования ВЭД, нужно правильно их сформировать.

 

Рассмотрим важнейшие  принципы, факторы и критерии формирования таможенной пошлины.

 

Важнейший принцип формирования таможенных пошлин - принцип научной  обоснованности. Таможенная пошлина  должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для  решения поставленных задач.

 

Принцип научной обоснованности предполагает, что при определении  таможенных пошлин необходимо учитывать  действие экономических законов. Это, прежде всего, закон стоимости, который  предусматривает необходимость  эквивалентности обмена и является регулятором производства. При нарушении  действия этого закона прекращается поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в обмене результатами труда между  отдельными отраслями производства, в результате чего отдельные отрасли  приходят в упадок.

 

Нарушение этого закона определило те тенденции, которые сформировались в ходе экономических процесса в 1992-2001 гг. Из принципа научной обоснованности следует, что в условиях рыночной экономики таможенные пошлины должны формироваться также с учетом закона соотношения спроса и предложения  товаров. В конечном итоге система  таможенных пошлин должна отвечать требованиям  закона экономии общественного времени  и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.

 

В современном мире основой  ускорения социально-экономического развития является максимизация темпов научно-технического прогресса, которая  определяется возможностями каждой страны в развитии научных исследований и эффективности хозяйственного механизма, позволяющего, с одной  стороны, реализовать достижения этих исследований, а с другой стороны, создать экономическую заинтересованность в развитии научных исследований.

 

В условиях углубляющегося развития международного обмена результатами таможенные пошлины должны способствовать развитию направлений научно-технического процесса и комплекса производств, позволяющих  постигнуть поставленных тактических  и стратегических целей. Поэтому  одним из основных принципов формирования таможенных пошлин может являться учет приоритетов развития отдельных  производств и отраслей, которые  должны существовать и получать дальнейшее развитие в стране, специализацию  в тех или иных областях научно-технической  политики.

 

Например, Россия, безусловно, должна иметь собственную базу производства элементных основ для создания продукции  радиоэлектронной промышленности, а  какие изделия радиоэлектроники производить в стране, можно решить с учетом специализации и эффективности  производства в отельных странах, например, производить собственные компьютеры и ввозить телевизоры.

 

С этим принципом тесно  связан принцип эскалации таможенных пошлин, из которого следует, что ввозные  таможенные пошлины на топливно-сырьевые товары и продукты первичной обработки  должны устанавливаться на более  низком уровне, чем на продукцию  обрабатывающей промышленности, что  позволяет увеличить объемы переработки  ввозимых топливно-сырьевых товаров  и поставки на экспорт продукции  высоких переделов с большей  долей добавленной стоимости.

 

Однако этот принцип в  полной мере может быть реализован только в условиях высокоразвитой экономики, позволяющей эффективно перерабатывать сырье и использовать топливо  для производства современной, высокотехнологичной  продукции, пользующейся спросом на мировых рынках.

Информация о работе Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства