Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.
Цели курсовой работы:
1. показать основные механизмы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать правовую характеристику таможенно-тарифному регулированию;
3. выявить сущность таможенной пошлины, как одного из элементов ТТР;
4. определить задачи и функции таможенных пошлин;
5. рассмотреть виды таможенных пошлин;
6. определить роль таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД.

Оглавление

Введение

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД

1.1 Суть таможенно-тарифного регулирования

1.2 Законодательная основа и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ

Глава 2. Таможенная пошлина как основной элемент ТТР

2.1 Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин

2.2 Классификация видов таможенных пошлин

2.3 Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенная пошлина как инструмент таможенно.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

 

В условиях слаборазвитой  страны, ориентированной на экспорт  топливно-сырьевых товаров, этот принцип  может быть реализован только частично, в части тех видов сырья, которые  необходимы для поддержания экспортно-ориентированных  производств в обрабатывающей промышленности.

 

Одним из важных принципов  формирования ввозных таможенных пошлин является поддержание равновыгодной конкурентной среды для отечественных и зарубежных производителей на товарных рынках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики.

 

Если данная отрасль или  производство приоритетны для развития экономики страны, то условия их конкуренции с импортными товарами должны обеспечивать реализацию потребителям торов примерно по одной и той  же цене с учетом потребительских  свойств и полезности товаров, а  отечественным производителям - прибыль, достаточную для поддержания  нормального функционирования предприятий. В то же время при формировании таможенных пошлин необходимо обеспечивать равновыгодность реализации продукции в оптово-торговом звене отечественной и импортной продукции.

 

При определении ставок вывозных таможенных пошлин этот принцип трансформируется следующим образом: обеспечивать равновыгодность поставки продукции на экспорт и внутренний рынок.

 

Нарушение принципа формирования таможенных пошлин приводит к созданию дефицита товаров на внутренних рынках и росту внутренних цен.

 

Одним из принципов установления таможенных пошлин является учет социально-экономических  последствий введения новых ставок таможенных пошлин. Изменение ставок таможенных пошлин может привести к  нерентабельности собственных производств, к закрытию предприятий и высвобождению  работников, что связано с решением вопросов их трудоустройства. Особенно эти вопросы актуальны для  территорий, где такие предприятия  занимают ведущее место в экономике  региона или являются градообразующими.

 

Рассматривая критерии формирования таможенных пошлин, следует исходить из общепринятого определения критерия как признака, на основании которого производится оценка определение или  классификация чего-либо, мерило измерения. Для того чтобы, что-то определить, оценить, классифицировать, необходимо исходить из сущности той категории, которая  отражает данное явление, данную реальность.

 

Важнейшим критерием формирования таможенной пошлины является степень  достоверности отражения разницы  в уровне национальной и мировой  стоимости товаров, что предполагает использование при формировании таможенной пошлины цен, в максимально  возможной степени отражающих стоимость  и потребительские свойства товаров  и применение методов, позволяющих  определять такие цены.

 

Действующие цены под влиянием различных факторов отклоняются  от стоимости товаров. Поэтому при  обосновании пошлин их необходимо определенным образом скорректировать.

 

Важным критерием формирования таможенной пошлины является степень  ее воздействия на экономическое  поведение экспортеров, импортеров и отечественных производителей Новиков В.Е Таможенная пошлина  как инструмент государственного регулирования  экономики: Монография. -М.: РИО РТА, 2006.. С точки зрения ее соответствия интересам национальной экономики этот критерий тесно связан с критерием достоверности таможенной пошлины. Таможенные пошлины, в максимальной степени отражающие различия в уровне мировой и национальной стоимости, наиболее эффективно будут воздействовать на экономическое поведение импортеров, экспортеров и отечественных производителей. Если же достоверность таможенных пошлин невысока, то затруднительно определить, в какой степени она воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

 

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать критерий наличия собственного производства товара или его отсутствие. Этот критерий представляется достаточно важным, поскольку каждая страна должна иметь  состав и структуру производства, вытекающие из геополитического и геоэкономического  положения.

 

Пошлины, формируемые с  учетом наличия собственного производства, можно определить термином "регулярные таможенные пошлины". При их обосновании  необходимо рассчитывать цены, отражающие уровень и общественно необходимых  затрат труда на производимую продукцию, и при этом существуют более жесткие  рамки изменения ставок таможенных пошлин. Пошлины, формируемые при  отсутствии собственного производства, можно определить термином "нерегулярные таможенные пошлины", поскольку существует возможность более свободного маневрирования такими пошлинами, хотя, естественно, существуют ограничения в таком маневрировании.

 

К сожалению, в условиях отсутствия достаточно разработанной структурной  и промышленной политики этот критерий при формировании таможенных пошлин использовать достаточно сложно, но значимость такого подхода при формировании таможенных пошлин весьма высока.

 

 

2.2 Классификация таможенных  пошлин

 

В зависимости от характера  условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на:

 

· обычные таможенные пошлины;

 

· особые виды таможенных пошлин.

 

Обычные таможенные пошлины  используются при регулировании  внешней торговли в нормальных экономических  условиях и отражаются в таможенном тарифе.

 

Особые таможенные пошлины  применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли.

 

В зависимости от характера  движения внешнеторговых товарных потоков  обычные таможенные пошлины подразделяются на:

 

- ввозные (импортные);

 

- вывозные (экспортные);

 

- транзитные.

 

Ввозные таможенные пошлины  применяются к импортным товарам  при выпуске их для внутреннего  потребления. Они являются преобладающей  формой пошлин и используются всеми  странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

 

Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при  выпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен  мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых  сырьевых товаров.

 

В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются.

 

Транзитные таможенные пошлины  применяются к товарам, перевозимым  транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко  и используются преимущественно  как средство торговой войны. В России этот вид пошлин не используется.

 

Сезонные пошлины, применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами  тарифа. Обычно срок их действия не может  превышать нескольких месяцев в  год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам  приостанавливается. В отечественной  практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза  сахара-сырца, обычно применяется при  регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

 

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на:

 

- антидемпинговые;

 

- компенсационные;

 

- специальные таможенные  пошлины.

 

Антидемпинговые пошлины, применяются  при ввозе на территорию страны товаров  по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких  товаров.

 

Антидемпинговая пошлина - рассматривается  как составляющая антидемпинговой  меры и взимается таможенными  органами независимо от взимания ввозной  таможенной пошлины. Антидемпинговая  мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством  введения антидемпинговой пошлины  или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом.

 

Компенсационные пошлины  взимаются при импорте тех  товаров, в процессе производства которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров.

 

Компенсационная пошлина  является составляющей компенсационной  меры и взимается таможенными  органами независимо от взимания ввозной  таможенной пошлины. Компенсационная  мера - мера по нейтрализации воздействия  специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных  государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том  числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

 

Специальные пошлины устанавливаются  на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется  в таких количествах, что причиняет  или угрожает причинить серьезный  ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

 

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается  таможенными органами Российской Федерации  независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта  на таможенную территорию страны посредством  введения импортной квоты или  специальной пошлины, в том числе  предварительной специальной пошлины.

 

Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем  порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

 

Специальные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, устанавливаемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о мерах  по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами, устанавливаются  на определенный срок и взимаются  по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для  взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного  ущерба отрасли российской экономики  или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение  понятия "существенный ущерб" содержится в Антидемпинговом кодексе ГАТТ-ВТО 1994 г. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

 

Антидемпинговая пошлина  применяется в отношении товара, поставляемого всеми экспортерами, являющегося предметом демпингового импорта и причиняющего ущерб  отрасли российской экономики, за исключением  товара тех экспортеров, которые  приняли обязательства.

 

Ставка антидемпинговой  пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.

 

Ставка компенсационной  пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных  государств), рассчитанный на единицу  субсидируемого и экспортированного  товара. Различные виды таможенных пошлин являются инструментом реализации функций таможенной пошлины.

 

2.3 Роль и значение таможенных  пошлин для государственного  регулирования ВЭД

 

Установленные государством таможенные пошлины выполняют двойную  роль. С одной стороны, они реализует  фискальные интересы государства. НК РФ, отнеся в ст. 13 таможенную пошлину  и иные обязательные безвозмездные  платежи, взимаемые при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ, к федеральным налогам и  сборам, в ст. 8 определяет, что они  взимаются в целях финансового  обеспечения деятельности государства.

 

Как показывают последние  годы, таможенные платежи составляют значительную долю в доходной части  федерального бюджета. Вместе с тем  такие показатели, в свою очередь, говорят о зависимости экономики  страны от внешней торговли, о слабом развитии отечественного производства, высоких технологий и сельского  хозяйства. Именно из этих подходов берет  начало вторая протекционистская задача таможенных пошлин и налогов. Основную роль здесь играет таможенная пошлина  как тонкий инструмент настройки  внешней торговли, оказывающий значительное влияние на экономику страны.

 

В отличие от иных налогов  таможенная пошлина ориентирована  не только на правоотношения государства  и налогоплательщиков, но и непосредственно  затрагивает интересы отечественных  производителей в стимулируемых  отраслях экономики, делая их товары более конкурентоспособными за счет увеличения стоимости иностранных  товаров того же вида.

 

Изъятие из общих принципов  налогообложения в отношении  таможенной пошлины содержится непосредственно  в НК РФ, который устанавливает  возможность дифференциации ее ставок в зависимости от страны происхождения  товаров (п. 2 ст. 3). В соответствии с  Таможенным тарифом дифференциация ставок таможенной пошлины применяется  также в зависимости от конечного  потребителя, целей использования  товаров, что НК РФ не предусматривает. Исключение таких инструментов таможенно-тарифного  регулирования поставило бы РФ в  невыгодное положение по сравнению  со странами, являющимися ее торговыми  партнерами.

Информация о работе Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства