Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа
Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.
Цели курсовой работы:
1. показать основные механизмы  таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать правовую характеристику  таможенно-тарифному регулированию;
3. выявить сущность таможенной  пошлины, как одного из элементов  ТТР;
4. определить задачи и  функции таможенных пошлин;
5. рассмотреть виды таможенных  пошлин;
6. определить роль таможенных  пошлин для государственного  регулирования ВЭД.
Введение
 
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД
 
1.1 Суть таможенно-тарифного  регулирования
 
1.2 Законодательная основа  и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ
 
Глава 2. Таможенная пошлина  как основной элемент ТТР
 
2.1 Сущность, цели, задачи  и функции таможенных пошлин 
 
2.2 Классификация видов  таможенных пошлин 
 
2.3 Роль и значение таможенных  пошлин для государственного  регулирования ВЭД
 
Заключение
 
Список литературы
Предварительное решение обязательно для всех таможенных органов. Оно действует в течение пяти лет со дня его принятия (с. 43 ТК РФ).
В ст. 31 ТК РФ перечислены 
товары, считающиеся полностью 
Статья 32 ТК РФ посвящена критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был, подвергнут существенной последней переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.
Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются:
а) декларация о происхождении товара - документ, составленный в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара (ст. 35 ТК РФ). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром;
б) сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами или организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе, полученных из страны происхождения товара) (ст. 36 ТК РФ). В таможенной практике используются сертификаты о происхождении по форме «Ст-1» и по форме «А» Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.
8 Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1995. С. 12..
ТК РФ 2003 г. впервые упоминает Декларацию о происхождении товара. В ст. 35 ТК РФ предусматривается, что для удостоверения страны происхождения в таможенный орган может быть предоставлена декларация о происхождении товара. Такая декларация составляется в произвольной форме и содержит сведения, позволяющие определить страну происхождения товара.
Как правило, в международной 
практике сертификаты происхождения 
выдаются неправительственными организациями 
и учреждениями. В России правом 
удостоверять сертификаты о происхождении 
товаров наделены торгово-промышленные 
палаты негосударственные 
Сертификат может быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ.
Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи9 Комментарии к ТК РФ / Под общ. ред. Ю.Ф.Азарова.- М., 2004. С. 81..
В ст. 38 ТК РФ регламентируются отдельные ситуации, возникающие в связи с отсутствием у декларанта документов, подтверждающих страну происхождения товара.
Особое место института 
страны происхождения товара в механизме 
государственного регулирования внешнеторговой 
деятельности определяется тем, что 
при решении вопроса о 
Следующей операцией правового 
регулирования в 
Принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса таможенной стоимости.
Система определения таможенной стоимости включает в себя:
· Комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ;
· соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 (г. Марракеш) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;
· Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»;
· методические положения ГТК РФ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации;
· организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения.
В ст. 322 ТК РФ определен объект 
налогообложения при 
Объектом обложения 
Налоговой базой для целей 
исчисления таможенных пошлин, налогов 
являются таможенная стоимость товаров 
и (или) их количество, что соответствует 
правилам Соглашения о применении ст. 
VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется 
в зависимости от избранного метода 
определения таможенной стоимости. 
В случае обложения товаров таможенными 
пошлинами по специфическим ставкам 
(в установленном размере за единицу 
облагаемых товаров) либо комбинированным 
ставкам (в процентах к таможенной 
стоимости товаров в 
Порядок определения и заявления таможенной стоимости определен в ст. 323 ТК РФ. При этом положения ст. 53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1998. С. 20..
В ст. 323 ТК РФ установлена 
процедура определения и 
Права и обязанности таможенного органа и декларанта при определении таможенной стоимости товаров определены статьями 15 и 16 Закона РФ «О таможенном тарифе». Так, декларант имеет право доказывать достоверность заявленной таможенной стоимости всеми доступными ему способами. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества, гарантию банка или внесение денежных средств на депозит таможенного органа. Таможенный орган Российской Федерации по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины. При несогласии декларанта с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в вышестоящей таможенный орган или в судебном порядке.
Таможенное законодательство исходит из того, что процедура принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно - программной операции.
В ст. 318 ТК РФ установлены общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также перечислены виды этих платежей.
Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.
При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК РФ.
ТК РФ определяет порядок 
исчисления, уплаты, взыскания и 
возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28,29,32,33), 
а также особенности 
Нормы гл. 28-33 ТК РФ применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.
Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20..
Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины.
Принятие решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.
В механизме таможенно-тарифного 
регулирования важнейшая роль отводится 
Закону «О таможенном тарифе». В нем 
устанавливается порядок 
Правовые основы тарифного регулирования содержатся и в Федеральных законах от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами» и Федеральном законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона «О таможенном тарифе». В них установлены основы государственного регулирования ВЭД, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере.
Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. А принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ "О Таможенном тарифе" усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов, таких как:
- Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
- таможенное декларирование 
товаров, перемещаемых через 
- таможенный режим
- товарная номенклатура 
внешнеэкономической 
В основе таможенно-тарифного метода регулирования ВЭД лежит механизм применения таможенной пошлины, которая подробно будет рассмотрена далее.
Глава 2. Таможенная пошлина как основной элемент ТТР
2.1 Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин
внешнеэкономический пошлина таможенный
Рассмотрим экономическую сущность таможенной пошлины.
С возникновением обмена товарами между отдельными государствами возникла проблема: какие факторы предопределяют экономичную целесообразность ввоза и вывоза тех или иных товаров. Первоначально теория международной торговли исходила из того, что внешняя торговля должна осуществляться в целях накопления в стране золота. Однако теоретически оставалось неясным, почему выгодно накапливать золото.
А. Смит показал, что в торговле между странами выгоднее продавать товары, производство которых в данной стране осуществляется с более низкими затратами, чем в другой стране, а не накапливать золото. Этот теоретический подход развил Д. Рикардо. Он считал, что обмен товарами между странами осуществляется таким образом, что следует вывозить товары, которые производятся с относительно более высокой производительностью труда и ввозить товары, которые производятся в данной стране с относительно более низкой производительностью труда.
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо получила развитие в XX в. в теории избыточных производственных факторов, из которой следует, что экономически целесообразно экспортировать товары, в производстве которых в основном используются избыточные факторы, например, вывозить капиталоемкую или трудоемкую продукцию. Однако эта теория не получила достаточного подтверждения на основе анализа внешней торговли различных стран.