Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.
Цели курсовой работы:
1. показать основные механизмы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать правовую характеристику таможенно-тарифному регулированию;
3. выявить сущность таможенной пошлины, как одного из элементов ТТР;
4. определить задачи и функции таможенных пошлин;
5. рассмотреть виды таможенных пошлин;
6. определить роль таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД.

Оглавление

Введение

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД

1.1 Суть таможенно-тарифного регулирования

1.2 Законодательная основа и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ

Глава 2. Таможенная пошлина как основной элемент ТТР

2.1 Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин

2.2 Классификация видов таможенных пошлин

2.3 Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенная пошлина как инструмент таможенно.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

 

Предварительное решение  обязательно для всех таможенных органов. Оно действует в течение  пяти лет со дня его принятия (с. 43 ТК РФ).

 

В ст. 31 ТК РФ перечислены  товары, считающиеся полностью произведенными в данной стране. (Аналогичный список содержится в ст. 27 Закона РФ «О таможенном тарифе».)

 

Статья 32 ТК РФ посвящена  критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более  страны, и означает, что товар  считается происходящим из той страны, в которой он был, подвергнут существенной последней переработке, достаточной  для придания товару его характерных  свойств.

 

Документами, подтверждающими  происхождение товаров из данной страны, являются:

 

а) декларация о происхождении  товара - документ, составленный в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения  товара (ст. 35 ТК РФ). В качестве такой  декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся  к товарам и содержащие заявление  о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом  или экспортером в связи с  вывозом товаром;

 

б) сертификат о происхождении  товара - документ, однозначно свидетельствующий  о стране происхождения товара и  выданный компетентными органами или  организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе, полученных из страны происхождения  товара) (ст. 36 ТК РФ). В таможенной практике используются сертификаты о происхождении  по форме «Ст-1» и по форме «А»  Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.

 

8 Никольский С.О внешних  таможенных пошлинах. М.: 1995. С. 12..

 

ТК РФ 2003 г. впервые упоминает  Декларацию о происхождении товара. В ст. 35 ТК РФ предусматривается, что  для удостоверения страны происхождения  в таможенный орган может быть предоставлена декларация о происхождении  товара. Такая декларация составляется в произвольной форме и содержит сведения, позволяющие определить страну происхождения товара.

 

Как правило, в международной  практике сертификаты происхождения  выдаются неправительственными организациями  и учреждениями. В России правом удостоверять сертификаты о происхождении  товаров наделены торгово-промышленные палаты негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей (ст. 12 Закона РФ « О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

 

Сертификат может быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ.

 

Выдавший сертификат орган  обязан хранить его копию и  иные документы, на основании которых  удостоверено происхождение товаров, не менее двух лет со дня его  выдачи9 Комментарии к ТК РФ / Под  общ. ред. Ю.Ф.Азарова.- М., 2004. С. 81..

 

В ст. 38 ТК РФ регламентируются отдельные ситуации, возникающие  в связи с отсутствием у  декларанта документов, подтверждающих страну происхождения товара.

 

Особое место института  страны происхождения товара в механизме  государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что  при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает  определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.

 

Следующей операцией правового  регулирования в рассматриваемой  сфере является таможенная стоимость  товаров.

 

Принятый в 1993 г. Закон  Российской Федерации «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского  таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения  таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров  для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса  таможенной стоимости.

 

Система определения таможенной стоимости включает в себя:

 

· Комплекс по таможенной стоимости  ВТО/ГАТТ;

 

· соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 (г. Марракеш) по результатам  Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;

 

· Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе»;

 

· методические положения  ГТК РФ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации;

 

· организационно-правовые вопросы  взаимодействия таможенных органов  и декларантов в ходе их решения.

 

В ст. 322 ТК РФ определен объект налогообложения при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ, а также обозначена основа налоговой  базы, применяемой при исчислении сумм таможенных пошлин, налогов Комментарии  к ТК РФ / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. - М., 2004. С. 541..

 

Объектом обложения таможенными  пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения  в ТК РФ обусловлено особенностями  взимания таможенных пошлин, налогов  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу. При этом положения ст.38 НК РФ, касающиеся объекта  налогообложения, не применяются.

 

Налоговой базой для целей  исчисления таможенных пошлин, налогов  являются таможенная стоимость товаров  и (или) их количество, что соответствует  правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости. В случае обложения товаров таможенными  пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу  облагаемых товаров) либо комбинированным  ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном  размере за единицу товаров) при  определении налоговой базы учитывается  количество товаров.

 

Порядок определения и  заявления таможенной стоимости  определен в ст. 323 ТК РФ. При этом положения ст. 53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1998. С. 20..

 

В ст. 323 ТК РФ установлена  процедура определения и заявления  таможенной стоимости товаров, являющейся основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 322 ТК РФ.

 

Права и обязанности таможенного  органа и декларанта при определении  таможенной стоимости товаров определены статьями 15 и 16 Закона РФ «О таможенном тарифе». Так, декларант имеет право  доказывать достоверность заявленной таможенной стоимости всеми доступными ему способами. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества, гарантию банка или внесение денежных средств на депозит таможенного органа. Таможенный орган Российской Федерации по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины. При несогласии декларанта с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в вышестоящей таможенный орган или в судебном порядке.

 

Таможенное законодательство исходит из того, что процедура  принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в  возможно короткие сроки с целью  недопущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства  в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно - программной операции.

 

В ст. 318 ТК РФ установлены  общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными  органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ, а также перечислены виды этих платежей.

 

Таможенная пошлина в  соответствии с НК РФ является видом  налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость  и акциз, взимаемые при ввозе  товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных  ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.

 

При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой  является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу  РФ, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК РФ.

 

ТК РФ определяет порядок  исчисления, уплаты, взыскания и  возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28,29,32,33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы НК РФ в  этих случаях не применяются.

 

Нормы гл. 28-33 ТК РФ применимы  и для сезонных пошлин, имеющих  тарифный характер и взимаемых таможенными  органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при  ввозе определенных видов товаров.

 

Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые  таможенными органами, размер которой  соразмерен стоимости оказываемых  услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством  РФ о налогах и сборах Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20..

 

Законом «О таможенном тарифе»  установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении  торговой политики Российской Федерации  в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины.

 

Принятие решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной  операцией. Без четкой организации  и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.

 

В механизме таможенно-тарифного  регулирования важнейшая роль отводится  Закону «О таможенном тарифе». В нем  устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров при  его взаимосвязи с мировым  рынком, а также правила обложения  товаров пошлинами при их перемещении  через таможенную границу России.

 

Правовые основы тарифного  регулирования содержатся и в  Федеральных законах от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических  интересов России при осуществлении  внешней торговли товарами» и  Федеральном законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

 

Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона «О таможенном тарифе». В них установлены  основы государственного регулирования  ВЭД, определен правовой статус органов  исполнительной власти в области  экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны  государства в данной сфере.

 

Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. А принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ "О Таможенном тарифе" усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов, таких как:

 

- Таможенный тариф - свод  ставок таможенных пошлин

 

- таможенное декларирование  товаров, перемещаемых через таможенную  границу

 

- таможенный режим

 

- товарная номенклатура  внешнеэкономической деятельности

 

В основе таможенно-тарифного  метода регулирования ВЭД лежит  механизм применения таможенной пошлины, которая подробно будет рассмотрена  далее.

 

 Глава 2. Таможенная  пошлина как основной элемент  ТТР

 

2.1 Сущность, цели, задачи  и функции таможенных пошлин

 

внешнеэкономический пошлина таможенный

 

Рассмотрим экономическую  сущность таможенной пошлины.

 

С возникновением обмена товарами между отдельными государствами  возникла проблема: какие факторы предопределяют экономичную целесообразность ввоза и вывоза тех или иных товаров. Первоначально теория международной торговли исходила из того, что внешняя торговля должна осуществляться в целях накопления в стране золота. Однако теоретически оставалось неясным, почему выгодно накапливать золото.

 

А. Смит показал, что в торговле между странами выгоднее продавать  товары, производство которых в данной стране осуществляется с более низкими  затратами, чем в другой стране, а  не накапливать золото. Этот теоретический  подход развил Д. Рикардо. Он считал, что обмен товарами между странами осуществляется таким образом, что следует вывозить товары, которые производятся с относительно более высокой производительностью труда и ввозить товары, которые производятся в данной стране с относительно более низкой производительностью труда.

 

Теория сравнительных  преимуществ Д. Рикардо получила развитие в XX в. в теории избыточных производственных факторов, из которой следует, что экономически целесообразно экспортировать товары, в производстве которых в основном используются избыточные факторы, например, вывозить капиталоемкую или трудоемкую продукцию. Однако эта теория не получила достаточного подтверждения на основе анализа внешней торговли различных стран.

Информация о работе Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства