Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.
Цели курсовой работы:
1. показать основные механизмы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать правовую характеристику таможенно-тарифному регулированию;
3. выявить сущность таможенной пошлины, как одного из элементов ТТР;
4. определить задачи и функции таможенных пошлин;
5. рассмотреть виды таможенных пошлин;
6. определить роль таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД.

Оглавление

Введение

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД

1.1 Суть таможенно-тарифного регулирования

1.2 Законодательная основа и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ

Глава 2. Таможенная пошлина как основной элемент ТТР

2.1 Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин

2.2 Классификация видов таможенных пошлин

2.3 Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенная пошлина как инструмент таможенно.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

 

Состав элементов налогообложения (отсутствие налогового периода), порядок  исчисления, порядок и сроки уплаты таможенной пошлины отличаются от общих  положений, установленных в отношении  остаточных налогов.

 

Сама роль таможенных органов  отличается от роли налоговых органов  при исчислении обязательных платежей. Таможенное законодательство предусматривает  право таможенных органов на принятие решений по классификации товаров  в соответствии с ТН ВЭД России, обязательных для лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов, что непосредственно влияет на размер подлежащей уплате суммы таможенных платежей. НК РФ такие полномочия исключает.

 

Для определения размера  подлежащей уплате таможенной пошлины  в отношении конкретного товара необходимо знать ее ставку. Это, в  свою очередь, требует отнесения  товара к тому или иному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной Постановлением Правительства  РФ от 30 ноября 2001 г. №830. Товарная номенклатура представляет собой перечень товаров  с их описанием и присвоением  каждому из них соответствующего цифрового кода. ТН ВЭД России имеет  международную основу Международную  конвенцию о Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров, заключенную в Брюсселе 14 июня 1983 г., участницей которой наряду с более чем 100 государствами является РФ.

 

РФ является также участницей Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, подписанного 3 ноября 1995 г. в Москве правительствами государств участников СНГ. В отличие от ТН ВЭД СНГ, в  которой используются 9-значные кодовые  обозначения, классификационный код  товара по ТН ВЭД России представляет собой 10-значный набор цифр. Причина  такого изменения состоит в том, что все позиции, в которых  товары в соответствии с ТН ВЭД  СНГ фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые  обозначения. ТН ВЭД России представляет собой производную от действовавшей до апреля 2000 г. ТН ВЭД СНГ. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России.

 

ТН ВЭД России содержит более 11,5 тыс. товарных позиций, 97 товарных групп и предусматривает базовый принцип классификации каждому товару должен соответствовать только один-единственный код. Ситуация, при которой для одного предпринимателя избирается один код, а для другого предпринимателя по тому же товару иной код, исключается самой логикой построения ТН ВЭД России.

 

По общему правилу определение  и заявление классификационного кода товаров возлагаются на декларанта и производятся им при декларировании товаров (ст. 40 и 124 ТК РФ).

 

Каждому классификационному коду товаров соответствует ставка таможенной пошлины, свод которых представляет собой Таможенный тариф. Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе»  ставки ввозных таможенных пошлин в  пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством РФ.

 

В основу структуры российского  Таможенного тарифа положен широко применяемый в мировой практике принцип «тарифной эскалации» повышения  размера ставок пошлин по мере роста  степени обработки продукции. Вместе с тем, как уже отмечалось, при  определении размера ставки на его  увеличение могут повлиять протекционистские  задачи государства (что можно наблюдать  на примере автомобильной промышленности).

 

Основой исчисления таможенной пошлины в зависимости от вида применяемых ставок является таможенная стоимость или количество товаров. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» в РФ

 

Проведем анализ таможенных пошлин с помощью неоклассической  концепции. При этом будем исходить из следующих положений:

 

1. Пошлина (налог) взимается  с товара, пересекающего национальную  границу.

 

2. Вкусы, доходы и привычки  потребителей не меняются.

 

3. Не учитываются технологические  нововведения.

 

4. Не принимаются во  внимание тарифы на сырье, используемое  для производства товара.

 

5. Не учитываются транспортные  расходы. 

 

Построим график (рис. 1), полагая, что иностранный поставщик готов  поставлять любые количества товара по данной цене, т. е. полностью удовлетворить  потребности данной страны.

 

При цене Р1 из общего количества потребляемого товара Q0Q4 на долю местного производителя будет приходиться величина Q0Q1, в то время как на долю иностранного поставщика придется величина Q1Q4.

 

Введем дополнительный импортный  налог Т1, повышающий цену товара до уровня Р2. В этом случае общее количество уменьшившегося потребления будет определяться величиной О3Q4; в то же время национальные производители увеличат объем производства на величину Q1Q2; потери для иностранных поставщиков будут равны сумме отрезков Q1Q2 и Q3Q4.

 

Площадь прямоугольника Р1Р2Q0Q4 будет определять величину потерь или  дополнительных расходов, понесенных потребителями в связи с общим  увеличением цен продаваемых  товаров. Эта сумма включает дополнительные прибыли, полученные национальными  производителями (четырехугольник  «а»), и потери общества, возникающие  в связи с тем, что в производство вовлекаются новые, менее эффективные  факторы, использование которых  стало возможным благодаря протекционистской  политике правительства (треугольник  «b»). Треугольник «d» показывает потери, возникающие в связи с  уходом с рынка части иностранных  производителей, а прямоугольник  «с» -- величину выигрыша лиц, получающих средства, собранные налогами.

 

Большинство современных  экономистов исходят из того, что  материальные преимущества от следования принципу свободной торговли, несомненно, больше, нежели потери национальной экономики. Протекционизм снижает конкурентное давление на национальных производителей и приводит к уменьшению эффективности  производства. Кроме того, если он используется в течение десятилетия (например, в Латинской Америке в 1960--1970 гг.), то он блокирует доступ к новым  и новейшим технологиям. Это вредно для рынка, характеризуемого как  совершенной (наличие множества  производителей и потребителей), так  и несовершенной (наличие одной  или нескольких монополий) конкуренцией. В условиях монопольного производства производитель получает сверхприбыль. При импорте свободная конкуренция  сокращает величину сверхприбыли.

 

В теоретическом плане  экономисты классической школы допускают  возможность наличия ряда оговорок к идее «свободной торговли». Наиболее распространенной является возможность  установления «оптимального» таможенного  тарифа. Суть ее сводится к следующему: если страна достаточно велика, то она  в состоянии обеспечить снижение цен на импортируемые товары за счет сокращения спроса на них. В этом случае она может ввести таможенный тариф  с целью улучшения «условий торговли», т. е. заставить иностранных поставщиков  снизить цены. Такая ситуация свойственна  для ряда сельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичности потребления, при этом производство и потребление их сконцентрированы в нескольких местах.

 

Поставщик после введения дополнительного налога (импортной  пошлины), опасаясь потерять большой  экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога.

 

На графике линия WWs обозначает динамику предложения товара на мировом рынке до момента введения таможенного тарифа; линия WWsn - тенденцию предложения на рынке к моменту установления тарифа Т, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину РР3, превышающую величину тарифа Т; линия WWsn+Tпредложение товара на рынке после установления тарифа. Параметры q1, q2, q3 показывают соответствующее количество приобретенного товара, а линия DDi--потребность в импортном товаре, изменяющаяся в зависимости от цены.

 

Как видно из графика, при  снижении цен объем расходов потребителей в связке с общим увеличением  поставок с q1 до q2 будет определяться площадью прямоугольника P2D2q2O вместо величины, равной площади P3D1q1O, а выгода для  потребителей составит сумму четырехугольника «а» и треугольников «b» и  «с».

 

Обязательным условием, при  котором экспортеры оказываются  готовыми пойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления в импортирующей  стране или странах, вводящих новые  таможенные пошлины. В качестве примера  возникновения «парадокса Мецлера» могут служить поставки какао из Ганы в 1960 г. и масла из Новой Зеландии в начале 70-х годов в Великобританию.

 

Вступление Великобритании -- основного потребителя новозеландского масла -- в «Общий рынок» и последовавшее за этим увеличение ввозных пошлин заставило новозеландских поставщиков резко снизить цены даже за счет уменьшения прибыли с целью сохранения большей части английского рынка.

 

Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации, что также является одной из основных целей таможенного тарифа. Одна из важнейших задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.

 

Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый действенный рычаг  экономики для стимуляции экспорта и защиты от избыточного импорта. Обратимся к экономическому кризису  августа 1998 года. После августа 1998 года произошла 4 - 5 кратная девальвация  рубля по отношению к доллару. Соответственно, предприятия - экспортеры стали получать в несколько раз  большую прибыль, не приложив ни малейших усилий, не добавив ничего в производство и инвестиции. Большую часть российского  экспорта, к сожалению, составляет сырье  и пошлинами обложены только сырьевые товары. Это своего рода форма рентного платежа, которым государство облагает владельца сырьевых ресурсов. Часть  этой сверхприбыли стала перераспределяться в доход государства. «Экспортные  пошлины не очень широко используются в мире, но Россия далеко не единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют экспортные пошлины, в частности, Китай и Украина. В России в 99% случаев они играют не регулятивную, а чисто фискальную роль, пополняя доход федерального бюджета. Таможенные платежи дают порядка 35% доходной части бюджета и половина из них - экспортные пошлины. Сейчас их роль очень велика». Российское правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин. В 2000 году, например, были снижены пошлины на березовую древесину, на технологическую щепу, на хвойные пиломатериалы, чтобы данный вид экспорта не стал убыточным. Также были снижены пошлины на сжиженный газ (пропан, бутан). Кроме того, выведены из под обложения экспортными пошлинами те товары, которые не могут быть переработаны в России.

 

Например, медный концентрат с повышенным содержанием мышьяка. Чтобы не останавливать экспорт  этого товара, его сделали беспошлинным. Существование экспортных пошлин зависит  от многих факторов и, в частности, как  долго продлится эффект девальвации  рубля, насколько будут благоприятными цены на мировых рынках на товары российского  экспорта, насколько будет сильна потребность в экспортных пошлинах для российского бюджета с  финансовой точки зрения.

 

 Правительство Российской  Федерации не раз заявляло  на намерении постепенно уменьшить  объем пошлин и количество  облагаемых ею товаров, так  как список уже достиг своего  максимума в 2000 году и теперь  Правительство, имея другие источники  поступления финансовых средств,  намерено сокращать его. Объем  поступлений доходов от ввозных  таможенных пошлин в 2009 году  оценивается в размере 677 149,2 млн.  рублей, что на 131 419,4 млн. рублей  или на 16,3% меньше суммы, учтенной  при формировании бюджета.

 

Таким образом, можно сказать, что уже через два-три года экспортные пошлины станут менее  эффективными, нежели сейчас.

 

 Заключение

 

В заключение можно сделать  следующие выводы:

 

Таможенно-тарифное регулирование - это экономический метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которого лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

 

Главным инструментом таможенно-тарифного  регулирования, несомненно, является таможенная пошлина, которая имеет три основных функции:

 

· фискальная;

 

· протекционистская;

 

· балансировочная.

 

Порядок применения ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин регламентируется прежде всего Законом РФ "О таможенном тарифе", актами, принятыми Правительством России, а также документами ГТК России, изданными в рамках компетенции последнего регулировать отношения в таможенно-тарифной сфере.

 

Таможенная пошлина является разновидностью косвенного налога. В  Законе РФ "О таможенном тарифе" (п. 2 ст. 3) за Правительством РФ закрепляется право определять ставки импортных (ввозных) таможенных пошлин. В соответствии со ст. 3 НК РФ федеральные налоги и  сборы могут устанавливаться, изменяться или отменяться только нормами НК РФ. При этом в отношении таможенных пошлин, являющихся федеральным налогом, сделана оговорка о том, что ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством.

 

Ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает следующее:

 

- на всей таможенной  территории Российской Федерации  ставки едины;

 

- ставки таможенных пошлин  не подлежат изменению в зависимости  от лиц, которые перемещают  товары через российскую таможенную  границу, видов сделок и других  факторов (из данного правила  есть и исключения, например тарифные  льготы, закрепленные в ст. 34 Закона  РФ "О таможенном тарифе".

 

При этом необходимо отметить, что исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые  предусмотрены в указанном выше законе).

Информация о работе Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства