Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:39, контрольная работа
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это комплекс экономических, правовых и административно - управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, напра
2.Понятие и характеристика государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это комплекс экономических, правовых и административно - управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, на устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
Цели государственного регулирования внешнеэклномической деятельности заключаются в:
- формировании благоприятного правового климата для корректной, в рамках действующего законодательства и международных дговоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;
- создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, в первую очередь именно их как источника поступления валютной выручки и формирования национального дохда государства, по приоритетным, согласн экономической концепции хозяйственного развития страны, направлениям;
- обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта, используя для этого разнообразные рычаги воздействия, как-то: различные формы экономического и административного контроля (приоритет мирования механизма трансформирования экономики России по пути перехода к рынку), создание соответствующей вспомогательной для бизнеса инфраструктуры - информационной, консультационной т т.д., содействие в подготовке и переподготовке кадров по всему спектру специализированных направлений внешнеэкономической деятельности и др.
- координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйста в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентноспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциаля страны;
- совершентвовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышния удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинтехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья;
- регулировании торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, содействий отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информацинного, консультационнго, юридического и другого содействя при проведении операций с зарубежными контрагентами, контоль за схранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;
регулирование платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолжности при жестком контроле за сохранением потенциала национального самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов, развития экономики, т.е. при контроле за точкой предельной величины внешних заимствований для страны;
- формировании имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности как добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных догоаоренностей государства, соблюдающего действующее законодательство при регулированнии внешнеэкономической деятельности национальных и зарубежных партнеров на своей территории и других муждународных норм и правил зарубежных государств на рерритории, пересекающих любого рода контрабандные или связанные с отмыванием "гразных" денег операции.
- обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе более глубокого участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве и межгосударственного регулирования его развития;
- содействии формированию многополярной геоэкономической модели мировой хозяйственной системы на основе последовательной реализации стратегии сотрудничества с различними регионами, международными организациями и группировками, союзами и отдельными корпорациями, в тм числе с учетом их региональной ориентации.
Мировой опыт показывает, что ряд стран - США, Канада, Австралия - структура внешнеэкономической деятельности определяется уровнем нормы прибыли в этих странах и за их пределами и при соответствующих изменениях сложившихся ранее пропорций корректируется сама система внешнеэкономической деятельности в большей степени связана с прогнозированием и государственным регулрованием со стороны уполномоченных органов и организаций.
По своей сути механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно свести к сочетанию следующего вида инструментов (таможеннотарифных) и неэкономических.
Внешнеэкономическая деятельность включает чисто внешнеторговые операции, связанные с двыжением товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности, а также ряд услуг, которые не оформляются внещнеторговми контрактами (основным признаком является переход права собственности от продавца к покупателю), например, медицинские услуги, туризм, образовательные услуги и пр. К внешнеэкономической деятельности относится в современных условиях и так называемая виртуальная торговля, регулирование которой на государственном уровне только вступает в сулу в ряде стран, где этот вид торговли получает поступательное развитие (Япония, США и др.).
Во Всемирной торговй организаци (ВТО) существует более 50 многосторнних соглашений, направленных на регулирование внешней торговли как таковой, услуги, а также отдельных аспектов, непосредственно связанных с внешнеторговыми сделками.
В 2004г. вступил в силу нвый Федеральный Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ). Указанный Закон, по своей сути, скрепляет большое число актов разного уровня, регулирующих внешнеторговую детельность в РФ или аспектов, связанных с ней. Более того, данный Закон предусматривает органическую связь правовых аспектов регулирования на террирории России с положениями более 50 соглашениф, входящих в так называемый пакет ВТО.
Предлагаемый Законом механизм регулирования предполагает использование следующего инструментария:
Схема
Законом определяется свобода международного транзита товарв - через специальные пункты пропуска. Это действие закона не рспространяется на воздушные суда.
Впервые закондательно определяется право государства осуществлять административные меры (запретительного, ограничительного характера), затрагивающие национальные (государственные) интересы нации, в частности в целях соблюдения общественной морали, для охраны жизни и здоровья нации, защты окружающей среды и пр.
Впервые в российском законе введены системные положения о торговли услугами, что является собой наглядное свидетельство адаптации российской правовой системы к международному праву ВТО. Ограничения на внешнюю торговлю (ВТ) услугами могут быть реализованы только в виде запретов, ограничений на способ их оказания. Иностранными исполнителям предоставляется национальный режим. Государство может также применять ряд ограничений и запретов в целях обеспечения национальных интересов.
схема №13
В законе в качестве особых режимов выделены:
приграничная торговля, хозяйственная деятельность в свбодных эконмических зонах (СЭЗ).
Режим приграничной торговли определяется Правительством РФ на базе межправительственной договоренности с государством (государствами), сопредельно граничащим, как особо благоприятный для трговли товарами, услугами в целях удовлетворения местнных потребностей. Данный режим есть исключение из режима наибольшего благоприятствования, предусмотренного муждународными договорами с третьими странами. Это значит, что страны не могут претендовать на преференции, установленные приграничным режимом.
Особый хозяйственный, в т.ч. внешнеторговый, режим вводится в свободных экономических зонах специальным федеральным законом.
Статья 30 Закона № 164- ФЗ предусматривает, сто все платежи, кроме пошлин и налогов, взымаемые в связи с экспортом/импортом товаров, услуг или права интеллектуальной собственности не должны:
1) преследовать фискальные цели;
2) испльзоваться для защиты российских товаров, производителей;
3) превышать приблизительную стоимость услуг, за которые эти платежи взымаются.
2. Принципы государственного регулирования внешторговой деятельности в Российской Федерации.
Целью государственного регулирования является формирование благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей услуг и воспрепятствования недобросовестной кнкуренции на территории России со стороны иностранных контрагентов.
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование, взаимодействие органов власти; определяет основные направления внутринней и внешней политики; ведет переговоры и подписывает международные договры; определяет порядок вывоза/ввоза драгметаллов и камней; определяет ограничение ВТД в случае международных санкций.
В обязаности Правительства РФ входят:
- организация внешней и внутриней торговой политики
- регулирование экономических процессов
- формирование федеральных программ
- выработка инвестиционной политики
- управление федеральной собственности
- политика в фере международного сотрудничества
- общее руководство таможнным делом
- меры по защите интересов отецественных производителей товаров и исполнителей услуг и работ
- единая жинансовая, кредитная, денежная, налоговая, миграционная политика, политика цен
- управление внутренним и внешним долгом
- руководство валютно-финансовым отношениями с иностранными государствами
- обеспечение санитарно-эпидемиолгической безопасности страны
- заключение международных договоров, обеспечение их выполнения, контроль за исполнением другими участниками этих договоров
- регулирование и государственный контроль за ВЭД, международным научно-техническим сотрудничеством и культурными связями.
Принципы государствнного регулирования внешнеторговой деятельности, представляющие собой исходные нормативн-руководящие основы механизма государственного регулирования, определяют взаимосвязь внешнеторгового законодательства, политики и механизма регулирования валютных отношений в расматриваемой сфере и направлены на:
- обеспечение единства внешнеторговой аолитики как составной части внешней политики. Внешнеторговая политика является неотъемлемой частью внешнеэкономической политики государства. Это предопределяет необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками. Так, например, присоединение России к международным санкциям в отношении какого-либо госудаства влечет за соьой немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись
- обеспечение еднства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти и государственными органами власти субъеектов Российской Федерации в пределах своей компитенции в целях обеспечения положения Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях защиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных образований и российских лиц
- обеспечение единства политики экспортного контроля. Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, по выявлению, предупреждению и пересечению нарушений этого порядка
- обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория - это территория, над которой РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенная территория РФ определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Таможенная территория включает в себя также в морской экономической зоне РФ искусственные острава, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в тношении таможенного дела. Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ
- обеспечение приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляет по средствам применени экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ
- обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического равенства, признание защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Государство не должно дискриминировать участникв внешнеторговой деятельности, т.е. предоставлять одним субъектам лучшие, а другим субъектам - худшие условия для внешнеторговой деятельности