Роль ТС в регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:16, реферат

Краткое описание

Важной составляющей экономического роста страны является эффективная внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), повышение ее результативности и устойчивости. Повышение эффективности внешней торговли зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеют, во-первых, формирование научно-обоснованной внешнеторговой политики, во-вторых, действенность механизма государственного регулирования экспортных и импортных операций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 2
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение……………………………………………………………...4
Таможенное регулирование ВЭД…………………………………..6
2.1. Классификация методов государственного регулирования ВЭД…………………………………………………………………...6
2.2. Цели и функции таможенного регулирования ВЭД………..10
Современное состояние таможенного регулирования в РФ……14
3.1. Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД………………………………………………..14
3.2. ФТС, её место и функции в сфере государственного регулирования……………………………………………………...17
Направления совершенствования таможенного регулирования ВЭД в РФ…………………………………………………………...20
Заключение ………………………………………………………...25
Содержание………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………..28

Файлы: 1 файл

Реферат ОТД.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

Введение

Важной составляющей экономического роста страны является эффективная  внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), повышение ее результативности и устойчивости. Повышение эффективности  внешней торговли зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеют, во-первых, формирование научно-обоснованной внешнеторговой политики, во-вторых, действенность  механизма государственного регулирования  экспортных и импортных операций. Эффективная внешнеторговая политика создает благоприятные условия  для повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  и внутреннем рынках, мотивирует проведение стратегии на импортозамещение, способствует формированию доходной части бюджета, в конечном счете, укрепляет экономическую  безопасность страны. При этом внешняя  торговля является одной из самых  рискованных сфер экономики, и именно во внешнеторговой деятельности риски  проявляются во всем своем многообразии. Наступление рискового события  негативно отражается непосредственно  на финансовом состоянии участников ВЭД, отраслей, регионов и государства  в целом. Тем не менее, в настоящее  время при выработке политики в области внешнеторгового и  таможенного регулирования проблеме защиты от рисков уделяется недостаточное  внимание. 
 
           Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли. Способствовать интегрированию российской экономики в мировое хозяйство призвана таможенная политика Российской Федерации. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности. Только продуманная и сбалансированная таможенная политика страны могут оградить находящуюся сегодня в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема. Таможенная политика это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.  

Основная задача государства  в области международной торговли помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта. Средства таможенного регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.). Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях). Целями курсовой работы являются: изучение принципов и нормативно-законодательной базы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности; ознакомление с основными методами тарифного и нетарифного таможенного регулирования; изучение основных видов и методов определения таможенных пошлин, порядка уплаты и отражения в учете таможенных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение

 

Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости  контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности, как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской  деятельности и структурной связи  с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также  юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД может  открыть валютный счет в любой  иностранной валюте или сразу  в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах позволяет избежать конверсии  валюты из одной в другую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс  обменных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в  случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут  храниться и на депозитных счетах. По вкладам на депозитных счетах начисляются  проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием. Размер начисленных процентов принимается  либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанковском  рынке по типам валют.

В момент открытия валютного  счета участнику ВЭД открывается  сразу два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.

Источниками валютных поступлений  на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным  и дебетным карточкам; валюта, купленная  на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.

На текущие валютные счета  участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничения могут  зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного  остатка ранее полученной ими  наличной валюты.

На валютные средства, имеющиеся  на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих  валютных счетах, банки начисляют  и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют  доходы от их размещения на международном  валютном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Таможенное регулирование  ВЭД.

2.1. Классификация методов  государственного регулирования  ВЭД.

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей - это  совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов  и инструментов воздействия на экономические  отношения между странами и соответствии с государственными и национальными  интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и  иных государственных актов, постановлении  и решении правительства. 
 
         Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта. 
 
         Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства - протекционизм и фритредерство. 
 
          Фритредерство - это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных издержек Д. Риккардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок. 
 
         Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы, ограничение импорта. 
 
         Механизм регулирования ВЭД разработан на законодательном уровне применительно к внешней торговле. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрены таможенно - тарифные и нетарифные методы.

         Таможенно - тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России и основаны на Таможенном кодексе Российской федерации и Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе". 
 
         Таможенный тариф - это систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:

 
○фискальную, т. е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета; 
○защитную, т. е. предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции; 
○регулирующую, т. е. оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая другие. 
 
         В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с I января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо - и пиломатериалы и др. 
 
          Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет гармонизированная система описания и кодирования товаров - международная товарно-статистическая номенклатура. Российская ТН ВЭД пока несовершенна и требует углубленной дифференциации с учетом состояния и перспектив производства и внешней торговли. 
 
         Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает 3 уровня ставок таможенных пошлин: 
 
1.     базовый - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), к числу которых относятся Австрия, Великобритания, Греция, Франция и другие страны ЕС (всего 125 стран); 
 
2.     максимальный - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми отсутствует режим РНБ (например, Эстония), и товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки в 2 раза превышают размер базовых ставок; 
 
3.минимальный - для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. - всего 103 страны). С 15 мая 1996 г. эти ставки составляют 75% от базовых. 
 
         Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран - Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран), и из стран СНГ - участниц Таможенного союза. 
 
          С 1 февраля 1993 г. все ввозимые на территорию России товары за определенными исключениями облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами. 
 
         Акцизы взимаются с определенной группы товаров, определяемых Правительством Российской Федерации, к которым относятся винно-водочные, табачные изделия, автомобили, изделия из меха и кожи, ювелирные украшения. 
 
         Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров, Количественные ограничении могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаше всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна. 
 
         Нетарифные методы, т. е, различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и другое , используются в той или иной степени всеми странами мира, хотя ГААТ, а затем и ВТО поставили задачу максимально упразднить такие меры и перейти к регулированию внешней торговли только тарифными методами. 
 
         Нетарифные методы регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензии. Лицензированию подлежат квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установлена государством. 
 
         В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых стратегических товаров в определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб безопасности других государств. Так, страны, входящие в блок НАТО, создали в 1949 году специальный Координационный комитет консультативной группы Североатлантического блока (КОКОМ), разрабатывающий списки товаров, не подлежащих экспорту и другие страны, по отдельному перечню. 
 
         Механизм регулирования ВЭД разработан на законодательном уровне применительно к внешней торговле. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрены таможенно - тарифные и нетарифные методы. 
 
         Структура органов и механизм управления ВЭД позволяют предприятию оценить свои возможности при выходе на внешний рынок. Однако для реальных шагов необходимо провести огромную работу по маркетингу, определить свои конкурентные преимущества, оценить возможность привлечения иностранных инвесторов, размещения производства в свободной экономической или оффшорной зоне, сделать технико-экономическое обоснование проекта. 
 
2.2. Цели и функции таможенного регулирования

         Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
  • иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. 
     
    В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:
  • защита экономических интересов РФ;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;    
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; 
  • осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.

 

Предусмотрен блок функций  международного характера:

  • участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;
  • сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.

Информация о работе Роль ТС в регулировании ВЭД