Роль ТС в регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:16, реферат

Краткое описание

Важной составляющей экономического роста страны является эффективная внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), повышение ее результативности и устойчивости. Повышение эффективности внешней торговли зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеют, во-первых, формирование научно-обоснованной внешнеторговой политики, во-вторых, действенность механизма государственного регулирования экспортных и импортных операций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 2
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение……………………………………………………………...4
Таможенное регулирование ВЭД…………………………………..6
2.1. Классификация методов государственного регулирования ВЭД…………………………………………………………………...6
2.2. Цели и функции таможенного регулирования ВЭД………..10
Современное состояние таможенного регулирования в РФ……14
3.1. Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД………………………………………………..14
3.2. ФТС, её место и функции в сфере государственного регулирования……………………………………………………...17
Направления совершенствования таможенного регулирования ВЭД в РФ…………………………………………………………...20
Заключение ………………………………………………………...25
Содержание………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………..28

Файлы: 1 файл

Реферат ОТД.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

Термин «таможенное регулирование» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества. 
 
       Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. 
 
        Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность. 
 
         Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране. 
 
          Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». 
 
          Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом: 
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; 
2) таможенные режимы; 
3) таможенно - тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4) таможенное оформление; 
5) таможенный контроль; 
6) предоставление таможенных льгот; 
7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 
8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела

 
         Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. 
 
         Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. 
 
          Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д. 
 
         Современное развитие мировой экономики характеризуется выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Реформирование внешнеэкономических связей России выступает неотъемлемой частью рыночных реформ, проводимых в стране. Оно осуществляется в рамках реализации концепции либерализации внешнеэкономической деятельности. Все более настоятельной становится потребность в регулирующей роли государства во внешнеэкономической деятельности. Конечная цель государственного регулирования - способствовать росту эффективности функционирования национальной экономики, повышению уровня защиты экономической безопасности страны, пополнению ресурсов государственного бюджета непосредственно как за счет увеличения доходов от внешнеторговых операций, так и за счет взимания таможенных платежей, а также углублению интеграции России в мировое хозяйство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современное состояние таможенного регулирования в РФ

3.1. Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД

Таможенное регулирование  – важная часть политики нашего государства. Если совсем недавно ему  отводилась только роль «железного занавеса», то сегодня оно является экономическо-правовым инструментом внешнеэкономической  политики нашего государства. Регламентируется такое регулирование таможенным законодательством. 
 
         В общем случае, таможенное законодательство – это определенный свод законов, которые регулируют порядок ввоза и вывоза товаров и транспортных средств с (на) территории(ю) России, взимание таможенных платежей, установление запретов экономического характера, а также предоставление льгот. 
 
         Вся конкретика в основном содержится в многочисленных подзаконных нормативных актах, которые также входят в таможенное законодательство. 
 
Подзаконные акты, пополняющие собой законодательство, бывают следующих видов: 
 
○Указы Президента Российской Федерации; 
 
○Постановления Правительства Российской Федерации. Этими подзаконными актами регламентируют ключевые моменты таможенного регулирования; 
 
○Акты, принятые Федеральной Таможенной Службой РФ. Как устанавливает ТК РФ, нормативные акты ФТС РФ, связанные с таможенным регулированием, в обязательном порядке должны выполняться всеми таможенными органами, а также другими государственными органами, компаниями, предприятиями, организациями, гражданами и должностными лицами.  Такие подзаконные акты в большинстве случаев вступают в действие спустя 30 дней после их опубликования. 
 
○Акты, которые были приняты двумя или больше государственными органами.  
 
         Также к таможенному законодательству можно отнести инструкции ФТС и нормативные приказы, нормы которых комитет разъясняет таможенным органам в указаниях и письмах. 
 
         Таможенный кодекс РФ в первом разделе устанавливает соотношения между внутренним таможенным законодательством и международными договорами. В нем говорится, что в тех случаях, когда международные договоры с участием России устанавливают правила, отличающиеся от тех, которые регламентирует таможенное законодательство, то должны использоваться правила международного договора. Таким образом, установлена главенствующая роль решений, принятых на международном уровне. 
 
         Ввиду вышесказанного необходимо помнить, что если внутреннее таможенное законодательство противоречит международным договорам, то любой участник ВЭД может доказать свое право, правда, только в суде. 
 
         При перевозке грузов и транспортных средств через таможенную территорию необходимо иметь в виду, что законодательство применяется в том объеме, каким оно было на момент подачи декларации или других документов, необходимых для прохождения процедуры таможенного оформления. Но при этом таможенный кодекс подразумевает, некоторые отхождения от данного правила в отдельных случаях – они в нем описаны. 
 
         Внутреннее таможенное законодательство действует только на таможенной территории. Согласно таможенному кодексу РФ, под таможенной территорией понимается вся Россия – сухопутная ее часть, прилегающие воды и воздушное пространство.  При этом в таможенную территорию не входят таможенные зоны и зоны, на которых расположены свободные склады. Они рассматриваются при прохождении таможенного оформления как находящиеся «вне территории», если не обговорены дополнительно в таможенном законодательстве. 
 
         Таможенный кодекс РФ вводит такое понятие, как таможенные режимы для товаров и транспортных средств. В зависимости от выбранного для конкретного товара или транспортного средства режима, к нему применяются различные правила таможенного оформления. При этом режимы прохождения таможенного оформления выбирают сами декларанты. Таможенные органы, согласно кодексу, могут лишь разрешить или запретить применение того или иного таможенного режима к перевозимому товару. Запретить они могут в тех случаях, если выбранный таможенный режим не соответствует ряду критериев, которым он должен соответствовать. К таким критериям относятся – цель перевоза товара или транспортного средства, их тип и многие другие. 
 
          Кроме того, любой участник ВЭД может изменить таможенный режим, выбрав другой, в большей степени его устраивающий. 
 
 
 
         Самыми распространенными, с помощью которых ввозится на территорию РФ большинство товаров для свободной реализации, являются основные режимы. Более гибкими в процессе таможенного оформления выступают экономические режимы. Их основное предназначение – способствовать развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Для выбора экономического таможенного режима необходимо соблюдение нескольких условий, в частности – наличие макроэкономического значения, которое должно быть обосновано, вполне конкретных целей, соответствие некоторым специфичным ситуациям. 
 
         Завершающие режимы характеризуются тем, что в большинстве случаев ими завершается процесс таможенного оформления. 
 
         Сегодня таможенное законодательство – один из самых больших блоков в российском законодательстве, оно состоит из множества нормативных актов, принятых различными органами государственной власти. 
 
        Таможенный кодекс РФ – основной федеральный документ, регулирующий деятельность таможни России и содержащий конституционные положения таможенного регулирования. Вступил в действие 1 января 2004 года. До него действовал кодекс от 18 июня 1993 года, который по некоторым параметрам не соответствовал современным реалиям развития нашего государства. 
 
        Необходимость принятия нового кодекса была обусловлена многими факторами, основными среди которых являлись: существенное отставание норм от обновленного федерального законодательства, запутанность таможенного законодательства, проблемы в разрешении споров между участниками ВЭД и должностными лицами таможни.  
 
        Таможенный кодекс РФ от 1 января 2004 года оставляет деление грузов, пересекающих таможенные границы России, на товары и транспортные средства, что несет за собой практический смысл, поскольку статусы товаров и транспортных средств для таможни различны.  
 
         Транспортное средство в соответствии с ТК РФ – это объект, на котором осуществляется международная перевозка. Для него могут быть выбраны такие режимы, как  временный ввоз или временный вывоз, что полностью соответствует требованиям международного законодательства. Но при этом не исключается выбор для транспортных средств и других таможенных режимов. Запасные детали рассматриваются в ТК РФ как неотъемлемая часть транспортного средства. 
 
          Особо выделены в кодексе «российские товары». Они в соответствии с документом делятся на те, которые:  
произведены в РФ; 
выпущены на территории России для свободного обращения; 
произведены в РФ и выпущены на ее территории. 
 
          Товары, которые произведены в РФ, но вывезенные за границу, утрачивают статус «российских». 

3.2.ФТС, её место и функции в сфере государственного регулирования

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  Государственный таможенный комитет  РФ преобразован в Федеральную таможенную службу. Постановлением Правительства  РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» (с изменениями  и дополнениями от 10 июня 2005 г.) утверждено Положение о Федеральной таможенной службе. В соответствии с Положением Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) взимание таможенных  пошлин, налогов, антидемпинговых,  специальных и компенсационных  пошлин, таможенных сборов, контролирует  правильность исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

2) обеспечивает соблюдение  установленных в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности  и международными договорами  России запретов и ограничений  в отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу Российской  Федерации;

3) осуществляет таможенное  оформление и таможенный контроль;

4) осуществляет в установленном  порядке ведение товарных номенклатур  внешнеэкономической деятельности  и принятие решений о классификации  товаров в соответствии с Товарной  номенклатурой внешнеэкономической  деятельности РФ;

5) принимает в установленном  порядке предварительные решения  о классификации товара в соответствии  с Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности, о происхождении товара  из конкретной страны (стране  происхождения товара).

В рамках реализации предоставленных  полномочий Федеральная таможенная служба осуществляет:

– ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области  таможенного дела;

– ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

– ведение таможенного  реестра объектов интеллектуальной собственности;

– аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному  оформлению;

– выдачу лицензий на учреждение свободного склада;

– информирует и консультирует  на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической  деятельности;

– осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации;

– осуществляет производство по делам об административных правонарушениях  и рассмотрение таких дел;

– осуществляет дознание и  производство неотложных следственных действий;

– осуществляет оперативно-разыскную  деятельность;

– осуществляет в установленном  порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем;

– обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

– рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

– взаимодействует в установленном  порядке с органами государственной  власти иностранных государств и  международными организациями в  установленной сфере деятельности;

– осуществляет функции  заказчика по разработке эскизов  и изготовлению акцизных марок для  маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

– реализует программы  развития таможенного дела в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Направления совершенствования таможенного регулирования ВЭД в РФ

В настоящее время Россия активно предпринимает попытки  интегрироваться в мировое сообщество, что подразумевает под собой  заключение двусторонних соглашений с  таможенными администрациями стран  − торговых партнеров (электронного информирования о товарных партиях, сопряжение транзитных систем, расширение применение технологии «Зеленый коридор»), а также – обустройство пунктов  пропуска и развитие таможенной инфраструктуры. Это значительно усиливает влияние  таможенного регулирования как  элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 
 
          Выбранные ориентиры развития таможенных органов, основанные на информационных технологиях, совпадают с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира. Определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов нашей страны. Тем не менее, в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей экспортеров и импортеров. 
 
          Вступление в силу с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса Российской Федерации создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам, правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов РФ. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с их деятельностью. Для решения этих проблем в приоритетном порядке планируется использовать: возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками (СУР), единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля и другие мероприятия. 
 
         Одной из основных продолжает оставаться проблема недостоверного декларирования, то есть занижения таможенной стоимости товаров, веса, и других ключевых показателей, влияющих на величину взимаемой таможенной пошлины, что напрямую влияет на собираемость федеральных платежей. Важная роль в работе таможенных оформителей грузов как представителей участника ВЭД отводится определению таможенной стоимости, поскольку основная проблема заключается в занижения таможенной стоимости. Для решения этой проблемы российские таможенные органы должны активно использовать систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, которая в таможенном законодательстве официально закреплена как 
инструмент выбора объектов таможенного контроля. Таможенные органы проводят аналитическую работу и выявляют определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т. п. Однако на практике они зачастую используют слишком упрощенные индикаторы риска. Это, в свою очередь, приводит к тому, что снижается экономическая эффективность от использования СУР. 
 
         Законодательной базой таможенной оценки в России является Закон РФ «О таможенном тарифе». Следуя нормам ГАТТ/ВТО, этот закон устанавливает, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. При применении данного метода таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, т.е. на основе инвойсной (контрактной) стоимости товаров. Остальные методы таможенной оценки применяются только в том случае, если основной метод не применим, что должно происходить крайне редко. В этой связи необходимо отметить, что «в развитых странах таможенная стоимость определяется на основе цены сделки более чем в 95 % случаев». Однако недостаток указанного подхода к таможенной оценке заключается в том, что в целях уклонения от уплаты полной суммы таможенных платежей импортеры могут умышленно искажать сведения о цене сделки путем ее занижения. При этом отрицательный эффект от подобного рода действий заключается не только в том, что определение таможенной стоимости на основе сфальсифицированной цены сделки наносит удар по федеральному бюджету. Умышленное искажение сведений о цене сделки также препятствует выполнению защитной и регулирующей функций таможенного тарифа и нарушает конкурентное равновесие на рынке. Для большей объективности проводимого анализа надо признать и тот факт, что, как показывает практика, импортеры часто сами допускают ошибки как в процедуре декларирования таможенной стоимости, так и в вопросах выбора тактики работы с таможенными органами. Зачастую именно это дает таможенным органам правовые основания для корректировки таможенной стоимости.

         Типичные ошибки, совершаемые импортерами, могут быть классифицированы следующим образом: 
− документальное оформление претензий: при невозможности представить запрошенные таможней дополнительные документы импортеры, не направляют письменное объяснение причин, по которым такие документы не могут быть представлены;

− устранение осложнений: импортеры  отказываются от применения метода по цене сделки при заявлении таможенной стоимости и «подгоняют» ее под  некий «контрольный» уровень; 
− подчинение требованию таможни: импортеры самостоятельно корректируют первоначально заявленную таможенную стоимость товаров; 
− упрощение процедур: при осуществлении поставок напрямую от производителей импортеры не пытаются воспользоваться процедурами, построенными на принципах «зеленого коридора»; 
 
− предоставление досрочного обеспечения: импортеры предоставляют обеспечение уплаты и (или) дополнительно уплачивают таможенные платежи без получения правильно оформленного решения таможенных органов. 
 
В рамках проводимого исследования невозможно дать исчерпывающих рекомендаций по противодействию описанным выше действиям таможенных органов. Очевидным направлением может являться обжалование таких действий в судебном порядке, что требует значительных затрат времени и финансов со стороны участников ВЭД. Для целей эффективного таможенного контроля необходимо, с одной стороны, максимально возможное расширение источников поступления достоверной информации, с другой стороны – обеспечение автоматизированного анализа всей поступающей информации. Как видно, эффективность таможенного контроля напрямую зависит от успеха автоматизации основных компонентов СУР. Проведение мероприятий по совершенствованию автоматизированных систем выявления рисков позволит решить следующие задачи: 
− оптимизация принятия решения при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, снижение субъективного фактора; 
− достижение оптимального соотношения между временем, затрачиваемым на проведение таможенного контроля, и эффективностью его проведения; 
− единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации; 
− укрепление законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности; 
− качественно новый уровень информатизации таможенных органов. Необходима разработка модели прогнозирования рисков и недостоверного декларирования с оценкой воздействия принимаемых мер регулирования ВЭД, разработка программных средств, обеспечивающих функционирование эконометрической торговой модели, затем внедрение программных средств, обеспечивающих функционирование эконометрической торговой модели. 
 
         Разработка и внедрение программного средства анализа информации, содержащейся в базах данных ФТС России, позволит выявлять скрытые закономерности и взаимосвязи индикаторов риска при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Необходимо разработать методики комплексной оценки индикаторов риска на основе представленных документов и предварительной информации с целью определения степени риска при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и модели информационного взаимодействия с международными транспортно-экспедиционными и инспекционными организациями, обладающими информацией о товарах, транспортных средствах и лицах, перемещающих их через таможенную границу Российской Федерации, постепенно внедрить программное обеспечение комплексной оценки индикаторов риска, разработать программные средства, обеспечивающие информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Внедрение программного средства анализа и выявления информации о лицах, перемещающих товары, позволит быстро и с большой долей вероятности определять организации имеющие признаки 
фирм-однодневок. Чем больше и быстрее поступает информация для ее анализа, тем более актуальными и эффективными будут решения, принимаемые при применении СУР. В современных условиях обеспечить 
поступление своевременной актуальной информации в таможенные органы невозможно без использования соответствующих каналов связи и программного обеспечения. 
 
         Естественно, все эти мероприятия, направленные на улучшение таможенного дела в РФ, не могут выполняться быстро, и не надо торопиться, при разработке этих решений необходимо изучить наиболее глубоко все проблемы и принять наиболее правильное решение все эти процессы будут проходить не один год, но ожидаемые результаты того стоят.   
Подводя итог главы можно отменить, что  последнее время со стороны таможенных органов сделан целый ряд шагов по усилению взаимодействия с экспортерами и импортерами (заключены соглашения с крупными участниками ВЭД и таможенными брокерами в части таможенного оформления, уплаты таможенных платежей, определение таможенной стоимости и др.), которые учитывают систему рисков, но не в полной мере. Кроме того, и при обосновании новых конкретных направлений взаимодействия с участниками ВЭД (расчеты посредством таможенной карты, реализация соглашений о разделе продукции, механизм возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте и др.) необходимо более тщательно и скрупулезно анализировать и оценивать возможность появления рисков и успешно управлять ими. 
 
         Одним из важнейших направлений в решении проблемы совершенствования таможенного регулирования  является более эффективное использование таможенного механизма как элемента системы государственного регулирования ВЭД. От того, как четко отлажена система таможенного администрирования, насколько точно настроен таможенный механизм на анализ, оценку рисков и управление ими, зависит результативность экспортных и импортных операций. При этом должны соблюдаться основные принципы таможенного администрирования: формирование благоприятной правовой и экономической среды для участников ВЭД; соблюдение баланса интересов участников ВЭД и государства; обеспечение поступлений таможенных платежей в доходную часть бюджета; адаптация к международным нормам и правилам в области таможенных процедур.

Информация о работе Роль ТС в регулировании ВЭД