Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.
Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТАРИФ.docx

— 83.86 Кб (Скачать)

 

1 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК  ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Каждая  страна, исходя из своего исторического  опыта, сложившихся социально-экономических  условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными  и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.

Таким образом, формы и методы регулирования  внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения.

В научной  литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования  ВЭД обычно подразделяются на две  групп:

-тарифные  методы, к которым относятся ввозные  и вывозные пошлины и таможенные  сборы;

-нетарифные  методы, к которым относятся НДС,  акциз, а также методы административного  регулирования ВЭД — квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие методы.

Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той  специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании  ВЭД.

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию ВЭД  осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы  и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства[7].

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства.

Направленность целей  таможенного регулирования на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенное регулирование России призвано, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Формирование таможенного  регулирования любого государства предполагает наличие двух важных методов его достижения — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это меры, направленные на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство – это  политика свободной торговли. Она  устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем  минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Классическим  инструментом регулирования внешней  торговли является таможенный тариф, который  по характеру своего действия относится  к экономическим регуляторам  внешней торговли[12].

Таможенный  тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

- конкретная  ставка таможенной пошлины, подлежащей  уплате при вывозе или ввозе  определенного товара на таможенную  территорию страны. В этом случае  понятие таможенного тарифа полностью  совпадает с понятием таможенной  пошлины.

Иными словами, таможенно-тарифное регулирование  представляет собой финансовый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессивные  структурные изменения в экономике. Данный инструмент отличается экономической  направленностью, а это означает, что такие меры по сути относятся  к рыночным. Они воздействуют на конкурентоспособность товаров  с помощью ценового механизма.

Обычно  таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку  и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим  инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в  их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие  страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество и  Евразийское экономическое  сообщество.

Таможенные  тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее  время наиболее распространенным классификатором  товаров, обращающихся в международной  торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования  товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная  торговая классификация ООН.

Обычно  таможенные тарифы имеют несколько  колонок ставок обложения: колонку  максимальных пошлин, колонку минимальных  пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют  в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров  и соглашений. Минимальные пошлины  действуют в отношении 
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций.

Таможенный  тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным  в соответствии с ТНВЭД. Порядок  формирования и применения таможенного  тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным  законом определены основные цели таможенного  тарифа РФ:

-рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в РФ;

-поддержание   рационального  соотношения   вывоза и  ввоза товаров,  валютных доходов и расходов  на территории РФ;

-защита  экономики РФ от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение  условий для эффективных интеграции  РФ в мировую экономику[8].

В России возрастает роль тарифного регулирования  ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это  тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному  хозяйству таможенный тариф в  наилучшей степени может выполнить  роль механизма приспособления экономики  России к мировому рынку. В отличие  от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает  связь между мировым рынком и  национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим  регулятором ввоза конкретных товаров.

Министерство  экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации  по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике.  В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в  отношении которых будут предоставляться  тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Другим  важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной  реализации, является необходимость  рассмотрения таможенного тарифа как  неотъемлемой части единой налоговой  системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи  в тесной взаимосвязи с внутренними  налогами, обеспечивая оптимизацию  уровня структуры налогов в целом[2].

Учитывая, что практически не разработаны  научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов трудно переоценить. Таможенное и налоговое ведомства должны найти золотую середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль не работоспособна совсем, максимально форсировать объем ввоза данного товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического значения — продовольствие, лекарства и т.д. Так можно привести пример, когда возникла проблема с сывороткой от туберкулеза. Наши предприятия стали закрываться, а сыворотка закупалась во Франции. И когда у нас осталось только одно производство, французские производители в несколько раз подняли цену. Однако последнее предприятие смогли восстановить. Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так что Россия меж двух огней: с одной стороны, необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой — учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении таможенного тарифа должны приниматься сбалансированные решения[5].

С учетом вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что в современных  условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения  в целом и разработке предложений  по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными  основными задачами, решение которых  должно обеспечиваться с помощью  тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и  создание  возможностей  для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие 
конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования  необходим учет всех перечисленных  выше факторов.

С 01 января 2010 года заработал  Таможенный союз России, Белоруссии и  Казахстана, поэтому вместо ТНВЭД  России в таможенных органах РФ используется ТН ВЭД таможенного союза. ТНВЭД ТС — товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности — единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) — классификатор товаров, утвержденный главами трех государств и введен в действие с 1 января 2010 года. Коды ТНВЭД состоят из 10 знаков и разделены на 21 раздел и 97 групп. В кодах ТНВЭД строго соблюдаются принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе. Правильное определение товара и его классификация имеет решающее значение при определении ставок, установлении режима, льгот, платежей[1].

Реализация данных мероприятий  позволит обеспечить выполнение международных  обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о ГС, Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г.

В международной таможенной практике это — основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать процедуру взимания   Таможенных   платежей   путем усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров. Таким образом, таможенный тариф выполняет следующие функции: фискальную (пополнение доходной части бюджета), защитную (охрана интересов отечественных производителей) и стимулирующую (содействие развитию национальной экономики).

 

 

1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАРИФНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

 

При осуществлении внешнеэкономической  и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование