Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.
Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТАРИФ.docx

— 83.86 Кб (Скачать)

Согласно  ч. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса ТС и принятых в соответствии с ним иных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты[1].

Таможенно-тарифное регулирование  относится к экономико-финансовому  разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в Законе РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. и в других правовых актах. Закон «О таможенном тарифе» следует отличать от самого таможенного тарифа. Последний представляет собой свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой товарной номенклатурой и действующих в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу. Цель же Закона состоит в том, чтобы установить порядок формирования и применения таможенного тарифа, важнейшие правила обложения таможенной пошлиной (определение таможенной стоимости, страны происхождения товара, вопросы тарифных льгот и др.)[5].

Согласно  Конституции РФ  таможенное регулирование  находится в ведении Российской Федерации.

Круг общественных отношений, названный  в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное  регулирование в Российской Федерации  основано на правовых предписаниях органов  государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Согласно  законодательству государственное  регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Система мер таможенного и нетарифного  регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157 —ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[4].

Следующим звеном правового регулирования  в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента и Правительства  РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе  определяющих правовые основания в  деятельности таможенных органов.

Разработкой соответствующих нормативных актов на ведомственном уровне  занимается Федеральная таможенная служба, передав функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ (далее по тексту Министерство РФ).

Главное управление тарифного и  нетарифного регулирования, входящее в структуру Министерства РФ, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании и ведении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений

Таможенно-тарифное регулирование  является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

  • определение страны прохождения товара;
  • определение таможенной стоимости товара;
  • определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному  регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали предметом регулирования Таможенного кодекса. Согласно ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» полномочиями по установлению   порядка определения    страны   происхождения товара  наделяется Правительство РФ. В ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции: в приложениях о правилах происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров. В рамках СНГ было заключено Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций[3].

В соответствии с общепринятым в международной  практике определением страны происхождения товара под ней понимается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными в статьях 59 и 61 ТК ТС. Аналогичное определение содержится в ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе»[4].

Таможенное законодательство допускает  использование понятие страны происхождения товара в широком смысле слова — как место происхождения товара. В этом смысле могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или часть государства.

Наиболее  часто встречаемый пример использования  в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз государств — Европейский Союз.

Таможенный орган вправе требовать  подтверждения страны происхождения  товара в следующих случаях (ст. 59 ТК ТС):

- если   стране   происхождения   ввозимого   товара   Российская   Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации;

-. при  обнаружении  признаков  того,  что  заявленные сведения  о  стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных платежей и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.

Документами, подтверждающими происхождение  товаров из данной страны, являются:

- декларация о происхождении товара — документ, составленный в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара (ст. 60 ТК ТС). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром;

- сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами или организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе, полученных из страны происхождения товара) (ст. 61 ТК ТС). В таможенной практике используются сертификаты о происхождении по форме «Ст-1» и по форме «А».

В ст. 60 ТК ТС предусматривается, что для удостоверения страны происхождения в таможенный орган может быть предоставлена декларация о происхождении товара. Такая декларация составляется в произвольной форме и содержит сведения, позволяющие определить страну происхождения товара.

Сертификат может быть выдан  органами и организациями, уполномоченными  на это Правительством РФ. Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи.

Особое место института страны происхождения товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины[1].

Следующей операцией правового  регулирования в рассматриваемой  сфере является таможенная стоимость  товаров.

Принятый  в 1993 г. Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров.

Система определения таможенной стоимости  включает в себя: Комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ; соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 (г. Марракеш) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров; Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»; методические положения ФТС РФ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения.

В ст. 75 ТК ТС определен объект налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также обозначена основа налоговой базы, применяемой при исчислении сумм таможенных пошлин, налогов.

Объектом обложения таможенными  пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РФ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При этом положения ст.38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенная стоимость определяется в зависимости   от  избранного   метода  определения  таможенной   стоимости.   В   случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров[2].

Порядок определения и заявления  таможенной стоимости определен  в ст. 76 ТК ТС. При этом положения ст. 53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются.

В ст. 76 ТК ТС установлена процедура определения и заявления таможенной стоимости товаров, являющейся основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 75 ТК ТС.

Права и обязанности таможенного  органа и декларанта при определении таможенной стоимости товаров определены статьями 15 и 16 Закона РФ «О таможенном тарифе». Так, декларант имеет право доказывать достоверность заявленной таможенной стоимости всеми доступными ему способами. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества, гарантию банка или внесение денежных средств на депозит таможенного органа. Таможенный орган Российской Федерации по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины. При несогласии декларанта с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в вышестоящей таможенный орган или в судебном порядке.

Таможенное законодательство исходит  из того, что процедура принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно - программной операции.

Таможенная  пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных ТК ТС, в зависимости от избранного таможенного режима.

При исчислении таможенной пошлины, налогов общей  налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через  таможенную границу РФ.

ТК ТС определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов. Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.

Нормы гл. 28-33 ТК РС применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.

Таможенные  сборы, включенные в перечень видов  таможенных платежей, согласно НК РФ имеют правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской. Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.

Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины[1].

Принятие решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование