Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.
Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТАРИФ.docx

— 83.86 Кб (Скачать)

Таким образом, в механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.

Правовые основы тарифного регулирования  содержатся и в Федеральных законах  от 14 апреля 1998 г. № 63— ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешне торговли товарами» и от 13 октября 1995 г. № 157— ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона о таможенном тарифе. В них установлены основы государственного регулирования ВЭД, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере[6].

 

 

 

 

1.3. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА: ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ И ВИДЫ.

Таможенный  кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

В правовой и экономической литературе нет  единого представления о природе  таможенных пошлин и выполняемых  ими функций.

Таможенная  пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТК ТС, и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров.

С позиций  общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.

Таможенная  пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

- фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую   (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью  предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых[10].

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

- комбинированные - сочетают оба названных  вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения:

- импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске   их   для   свободного   обращения   на   внутренней   рынке   страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой   всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае   больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные   —  пошлины,   которые   накладываются   на  товары,   перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного     характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

- антидемпинговые   —   пошлины,   которые   применяются   в   случае   ввоза   на территорию   страны   товаров   по   цене   более   низкой,   чем   их   нормальная   цена  в экспортирующей стране, если такой импорт наносит   ущерб местным производителям подобных   товаров   либо   препятствует   организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные - пошлины,  накладываемые на импорт тех товаров,  при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров[17].

Обычно эти особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем  порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров.   В   процессе   расследования   проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к  которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны[12].

По происхождению:

-  автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних  решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом     государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются    соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

- конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения,  такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

- преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые      накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин состоит в поддеожке экономического развития этих стран за счет 
расширения   их   экспорта.   Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам  ставок:

- постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

- переменные   —   таможенный   тариф,   ставки   которого   могут изменяться   в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы ― довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу  вычисления:

- номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

-  эффективные ― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные   узлы и детали этих товаров[18].

В связи  со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также  уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе  данного платежа до настоящего времени  остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина ― есть налог, а другие ― приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.

Во-первых, таможенная пошлина — обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.

Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом  перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством  достижения этой цели.

В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через  таможенную границу.

В-четвертых, таможенная пошлина в отличие  от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости  для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины  может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).

В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства.

Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами ― интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины[9].

В условиях рыночной экономики и либерализации  ВЭД таможенные пошлины стали  важнейшим экономическим регулятором  ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров  или ограничивать их, ставить в  равные экономические     условия     товары     отечественных  товаропроизводителей и сходные  товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в  русло общегосударственных, национальных интересов.

Пошлина относится к числу ценовых  категорий. Это требует индивидуального  подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными  и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских  свойств и качества товаров и  т.п.

Рассмотрение  природы таможенной пошлины позволяет  сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория  рассматривается и как защитное средство, и как источник получения  государственных доходов. Иначе  говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего  воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку[15].

 

2 ВЛИЯНИЕ   ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА НА ЭКОНОМИКУ  СТРАНЫ

 

Россию  многие ученые относят к малым странам с точки зрения международной экономики, поскольку изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к существенным сдвигам в мировой цене на них. На рисунке 1 рассмотрим три стадии модели:

- до начала торговли, когда товар производится и потребляется только внутри страны;

- при свободе торговли, когда импорт товара из-за рубежа ничем не ограничен;

- и после введения импортного тарифа.

До начала торговли. Малая страна производит и потребляет товар в

точке Е, при  этом линия Sd представляет собой прямую внутреннего предложения, а линия Dd — прямую внутреннего спроса. Страна производит и потребляет 50 единиц товара по цене 9,5 долл. за штуку.

 

        P


                                           Sd

Pd=9.5          g                  E 

              Pw+t =9         e               1    G                                Sd+w+t

                                                              

                    a        b       c        d       F              Импортный тариф

Pw=8                                                                        Sd+w

                                                                Dd

 

         

                        20     40  50  60    80                          Q

                        Q1      Q 2    Q3    Q4     Q  5

 

Рисунок 1— Влияние импортной пошлины на экономику малой страны

 

При свободе  торговли. Страна открывается мировой  торговле и обнаруживает, что мировая  цена на ее товар (Pw) ниже, чем ее внутренняя цена. Поскольку мировой рынок может поставить в данную страну неограниченное количество товара по цене Pw, кривая предложения будет представлена горизонтальной прямой Sd+w, которая покажет объем товара, доступный покупателям страны как из внутренних, так и из внешних источников. Равенство спроса и предложения в условиях свободы торговли будет достигнуто в точке F, в которой объем спроса на товар составит Q5, тогда как его внутреннее предложение — только Q1. Недостающее количество товара Q1Q5 импортируется. В результате импорта внутренняя цена товара упала с уровня Pd до уровня Pw, a местные производители продают на Q3Q1 товара меньше, чем до торговли. При свободе торговли рыночная цена товара падает с 9,5 до 8 долл., потребление растет до 80 единиц, тогда как внутреннее производство сокращается до 20 единиц. Чтобы обеспечить потребление, страна импортирует 60 единиц товара[12].

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование