Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.
Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТАРИФ.docx

— 83.86 Кб (Скачать)

Итак, в  результате введения тарифа любой страной  возникает несколько экономических  эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами  импортного тарифа и представляют собой  перемещение доходов от одних  субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям  для экономики в целом. Эффекты  защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики  от введения тарифа. В случае малой  страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и  улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие  тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет  к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает. Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические  эффекты, близкие к экономическим  эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением  является эффект дохода, который в  случае большой страны распадается  на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли. Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара[17].

Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется  в несовпадении интересов местных  производителей и потребителей. С  одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с  другой — те же производители, которые  во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности  приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это  противоречие разрешается путем  использования производного инструмента  таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом).

Тарифная  квота — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых  зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой  внутриквотной ставке тарифа (within-quota rate), при превышении определенного  объема импорт облагается по более  высокой, сверхквотной ставке тарифа (over-quota rate).

Экспортный  тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается  на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть  в России). Основными функциями  экспортного тарифа в этих странах  являются:

- фискальная — сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

- балансировочная — обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары[18].

В случае большой страны, которая введением  экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень  эффективности такой торговой политики в критической степени зависит  от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в  результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины  является эмбарго (запрет) экспорта, которое  использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких  стран, как Иран, Куба и др. Частным  случаем, приводящим к экономическим  эффектам, сравнимым с введением  экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или  иное объединение экспортеров. Они  ставят задачу создания эффекта большой  страны за счет монопольного положения  на рынке определенного товара и  одновременного введения пошлин на его  экспорт.

По мере развития экономических реформ и  укрепления национальной экономики  ставки экспортного тарифа постепенно снижаются[16].

 

3 ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ  ВЛИЯНИЕ ВВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ  ТАРИФОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

 

Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования  тарифов как средства экономической  политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах  практически во всех странах, включая  Россию.

Считается, что тарифы замедляют  экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, экономическое благосостояние  страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения  условий торговли перекрывает экономические  потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства  является экспортом других стран  или группы стран, то условия торговли России могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми  партнерами. Следовательно, в любом  случае воздействие тарифов на мировую  экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов  нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной  экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем  порядке импортный тариф для  защиты своих производителей от наплыва  более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего  затрагивают основные товары их экспорта[12].

Кроме того, тариф приводит к увеличению налогового бремени  на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные  товары по более высоким ценам. Тем  самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране[19].

Также считается, что тариф  на импортные товары косвенно подрывает  экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах  экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту  издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее  конкурентоспособной на мировых  рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом  другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность  импортировать из первой страны. Спрос  на экспортные товары уменьшается, что  ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт в послевоенное время  показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые  страдают от его введения.

Тариф способствует сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие  места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время  приводит к сокращению занятости  в экспортном и других связанных  с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может  оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости  в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным  влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в  отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей  зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит  конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Несмотря на столь убедительную отрицательную аргументацию сторонников  свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как  главный способ государственного регулирования  внешней торговли практически всеми  странами мира. Набор аргументов в  защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Судя по обсуждениям в парламенте и дискуссии в средствах массовой информации, для России наиболее актуальны  следующие аргументы в защиту таможенных тарифов[10].

Тариф — защита молодых  отраслей (infant industry argument). Новые отрасли  промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты  в других, нуждаются во временной  таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных  товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.  Так на рисунке 1 — на стадии становления новая  отрасль промышленности не в состоянии  конкурировать с зарубежными  производителями аналогичных товаров, поскольку еще не обладает необходимым  опытом организации производства, чтобы  обеспечить выпуск товара по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа, новая отрасль промышленности совершенствует производство, растет его эффективность, снижается себестоимость  продукции (ЦЦ). В точке А внутренняя цена товара Pd сближается с мировой P. Таможенный тариф отменяется. Открывшись международной конкуренции, страна продолжает увеличивать эффективность  своего производства (t), внутренняя цена снижается до уровня ниже мировой, что  позволяет стране начать самой экспортировать товары новых отраслей за рубеж[12].

 

P


 

Pd

                        Импортный

                             тариф                      A                           

Pw                                                                                                         Pw

                                                                                                        

                                                                         P

 

  

    0             t1                      t2      t3                 t  

 

Рисунок 3 — Защита молодых отраслей с помощью импортного тарифа

Данный аргумент в защиту импортного тарифа имеет явные недостатки. Во-первых, очень трудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня зрелости, достаточного для  того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующие  группы, заинтересованные в продолжении  существования тарифа, которые будут  убеждать в обратном, в результате чего устранение однажды введенного тарифа может оказаться политически  очень непростым делом. Во-вторых, очень сложно определить те отрасли, которые в течение разумного  промежутка времени смогут под защитой  тарифа развиться настолько, чтобы  стать конкурентоспособными на мировом  рынке. Специальные исследования на примере отдельных стран не подтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются быстрее, чем в незащищаемых. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых  отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Наконец, существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающие относительные цены и не влияющие на внутреннее потребление, такие как, например, субсидии новым отраслям. Правда, их недостаток заключается  в том, что, в отличие от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы[15].

Тариф может выступать  как средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже  подхвачен и в России. Поскольку  местная промышленность не в состоянии  конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом  с помощью более совершенной  технологии, постольку она нуждается  в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих  мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя  на бюджет, делая необходимыми выплаты  пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный  уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью  тарифа импорт и сохраняя занятость  в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Изза тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф является важным источник бюджетных доходов. Этот аргумент в  пользу введения таможенных тарифов  также традиционно активно эксплуатируется  развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая  Россию. (В случае России доходы от таможенных пошлин составляют примерно 12% доходной части бюджета, или 3,4% ВНП, причем эта  доля с начала 90-х гг. постепенно растет. В России структура государственных  доходов от таможенных пошлин значительно  отличается от большинства стран  — примерно доходов приходится на экспортный тариф и только 7 —  на импортные пошлины.) В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в  состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни[14].

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование