Содержание:
1. Введение………………………………………………………..стр.2
2. Значение таможенно-тарифного
регулирования…………….стр.5
3. Таможенно-тарифное регулирование
в России…………….. стр.8
4. Заключение……………………………………………………..стр.17
5. Список используемой литературы……………………………стр.20
1. Введение.
Цель контрольной
работы - провести обзор таможенно-тарифного
регулирования в таможенном союзе, проанализировать
в комплексе современную таможенно-тарифную
политику и тенденции ее развития на многостороннем,
региональном и национальном уровнях.
Задачи контрольной
работы:
• провести обзор таможенно-тарифного
регулирования в таможенном союзе;
• рассмотреть значение
таможенно-тарифного регулирования;
• показать роль таможенно-тарифного
регулирования в развитии международной
торговли;
Для обеспечения таможенного
регулирования на единой таможенной территории
Таможенного союза России, Беларуси и
Казахстана был разработан единый Таможенный
кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики
Казахстан и Российской Федерации ТК ТС
вступил в силу с 1 июля, а для Республики
Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным
документом таможенного регулирования
в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года
Комиссии таможенного союза переданы
полномочия в области регулирования внешней
торговли, такие как изменение ставок
ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности
таможенного союза, установление тарифных
льгот и тарифных квот, определение системы
тарифных преференций, введение нетарифных
мер регулирования.
2011 год стал вторым годом
осуществления таможенно-тарифного регулирования
в условиях передачи функции применения
большинства инструментов внешнеторговой
политики органам управления таможенного
союза, и в первую очередь Комиссии таможенного
союза. В связи с этим совершенствование
подходов и механизмов, обеспечивающих
реализацию задач таможенно-тарифной
политики Российской Федерации в 2011 году
в рамках установленного порядка принятия
решений органами управления таможенного
союза, будет осуществляться на основе
учета положительного и отрицательного
опыта этой работы в 2010 году, реального
вклада внешнеторгового фактора в решение
важнейших задач социально-экономического
развития.1
Актуальность темы исследования. В современной
мировой экономике таможенно-тарифное
регулирование выступает, с одной стороны,
как действенный регулятор, способствующий
большей открытости рынка, с другой –
как наиболее распространенный внешнеторговый
инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным
регулированием охвачен весь международный
товарооборот. При этом в течение последних
десятилетий наблюдается неуклонное снижение
ставок импортных таможенных пошлин. Так,
их средний уровень в развитых странах
– участницах Всемирной торговой организации
(ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время
как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина
превышала 30%.
В настоящее время таможенно-тарифное
регулирование становится не только инструментом
общей экономической политики на национальном
уровне, но и объектом регулирующей деятельности
международных экономических организаций,
в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО
направлена на формирование общих принципов,
норм, правил и инструментов таможенно-тарифного
регулирования с целью свести к минимуму
препятствия для развития международной
торговли.
Таким образом, актуальной является
задача обеспечения открытости национальной
экономики путем снижения средней ставки
тарифа до 6–8% без существенной потери
доходной части бюджета.
Объектом исследования является система
мер таможенно-тарифного регулирования
внешнеторговой деятельности.
Теоретической и методологической основой
проведенного исследования послужили
труды ученых-теоретиков в области финансов,
государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности и международных отношений.
Использовались научно-исследовательские
разработки, связанные с регулированием
внешнеэкономической деятельности, оптимизацией
ставок таможенных пошлин. Проанализированы
фундаментальные исследования современных
российских авторов по проблемам таможенно-тарифного,
нетарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности, среди них, по методологии
определения ставок таможенной пошлины.
При подготовке использовались открытые
материалы Минэкономразвития и Федеральной
таможенной службы России (прежде всего
программные, концептуальные документы.
Выводы и предложения, сформулированные
по результатам исследования, учитывают
современные подходы органов государственного
управления РФ к совершенствованию национального
таможенно-тарифного регулирования.
Теоретическая значимость результатов
исследования состоит в развитии теории
таможенной деятельности в части формирования
таможенно-тарифных мер регулирования
внешней торговли.
2.Значение таможенно-тарифного регулирования.
В различные периоды истории
нашего государства различными государственными
деятелями перед таможней ставились различные,
часто противоположные задачи: фискальные,
протекционистские и др. 2При этом значимость таможенной
политики для внешней торговли также изменялась.
В некоторые периоды военные, внешнеполитические
и другие интересы государства отодвигали
таможенные методы на второй план, и таможня
становилась подспорьем в решении внешнеполитических
и военных проблем. В другие периоды, наоборот,
внешнеэкономические задачи становились
главными, таможня превращалась в основной
инструмент их решения и таможенные методы
либо стимулировали развитие общественного
производства, либо способствовали увеличению
доходов государства. Факторами и условиями,
определяющими различные цели таможенной
политики, были внешние и внутренние политические,
военные, экономические, социальные и
другие условия жизни государства. До
сих пор не выявлены такие законы, закономерности
и тенденции изменения таможенной политики,
которые позволяли бы надежно прогнозировать
ее роль и значение в будущем.
Все страны в той или иной форме
используют инструменты таможенно-тарифной
политики, с помощью которых они решают
многие приоритетные социально-экономические
проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной
деятельности, в частности, реформирование
и модернизация хозяйства, поддержание
определенного уровня внутренних цен,
стимулирование роста перспективных отраслей
производства, пополнение доходной части
бюджета и т.д.
Россия сделала важные шаги
по созданию системы таможенно-тарифного
регулирования, отвечающей международным
нормам и правилам. Но сегодня перед нашей
страной стоят сложные задачи по переходу
на инновационную модель развития, диверсификации
экономики и экспорта, укреплению национальной
конкурентоспособности. Реализация этого
экономического курса требует адекватных
мер и в области государственного таможенно-тарифного
регулирования, что повышает актуальность
темы данного исследования.
Несмотря на либерализацию
мировой торговли и упрощение таможенных
процедур таможенно-тарифная политика
продолжает оказывать большое влияние
на динамику и структуру товарооборота,
поскольку таможенные тарифы применяют
почти все страны, импортные пошлины охватывают
преобладающую часть товарной номенклатуры
и являются наиболее транспарантным видом
торговых ограничений.
Изменение ставок таможенных
пошлин позволяет регулировать поступление
в страну иностранных товаров в зависимости
от уровня конкурентоспособности соответствующих
отечественных товаров, соображений экономической
безопасности и социальной стабильности,
состояния бюджета и платежного баланса
и иных обстоятельств. Тем самым страны
с разными социально-экономическими условиями
могут взаимодействовать через торговлю.
Таможенно-тарифное регулирование
эффективно выполняет свои функции только
при качественной организации таможенного
дела: достоверного статистического учета
и их строгого контроля, нацеленного на
обеспечение уплаты причитающихся платежей,
борьбу с контрабандой и ввозом некачественной
и фальсифицированной продукции. Громоздкая
и запутанная система таможенного администрирования
создает простор для принятия субъективных
решений и коррупции в таможенных органах,
формирует благоприятную почву для злоупотреблений
и обременяет потребителей дополнительными
расходами.3
Таможенно-тарифное регулирование
различных групп стран имеет специфику,
что отражает объективно существующие
различия в национальных интересах. В
отличие от невысокого уровня таможенного
обложения в развитых странах (по данным
экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%,
Японии - 5,6%) большинство развивающихся
государств применяет среднеарифметическую
ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий
уровень таможенного обложения позволяет
правительствам диверсифицировать структуру
экономики, создавать собственную промышленность,
а также значительно пополнять доходную
часть бюджета. Многие развивающиеся государства
при вступлении в ВТО "связали" ставки
пошлин на очень высоком уровне, но фактически
применяют более низкие ставки, сохранив
возможность существенного повышения
импортных пошлин.
Проведенные исследования
показывают, что средняя адвалорная ставка
ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии
и Казахстана составляет 6,54%, что меньше
чем средняя адвалорная ставка российского
тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное
уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные
последствия такого изменения тарифа
весьма существенны. Расчеты показывают,
что вклад ставок таможенного тарифа в
платежи составляет всего 44% от платежей
2008 г. В финансовых поступлениях бюджет
России может потерять до 9 млрд. долл.
США (по сравнению с доходами от импортных
таможенных пошлин, полученных в 2008 г.).
3. Таможенно-тарифное регулирование
в России.
Таможенное регулирование в
Российской Федерации в соответствии
с таможенным законодательством Таможенного
союза и законодательством Российской
Федерации заключается в установлении
порядка и правил регулирования таможенного
дела в Российской Федерации. Таможенное
дело в Российской Федерации представляет
собой совокупность средств и методов
обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного
регулирования, а также запретов и ограничений
при ввозе товаров в Российскую Федерацию
и вывозе товаров из Российской Федерации.
В Российской Федерации применяются
меры таможенно-тарифного регулирования,
запреты и ограничения, затрагивающие
внешнюю торговлю товарами (далее - запреты
и ограничения), предусмотренные международными
договорами, составляющими договорно-правовую
базу Таможенного союза, и принимаемыми
в соответствии с указанными договорами
актами органов Таможенного союза.
Таможенные органы составляют
единую федеральную централизованную
систему.
Должностными лицами таможенных
органов являются граждане Российской
Федерации, замещающие в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
должности сотрудников и федеральных
государственных гражданских служащих
таможенных органов Российской Федерации.
Таможенными органами являются:
федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного
дела;
региональные таможенные управления;
таможни;
таможенные посты.
Деятельность таможенных органов
основана на принципах:
законности;
равенства лиц перед законом,
уважения и соблюдения их прав и свобод;
единства системы таможенных
органов и централизованного руководства;
профессионализма и компетентности
должностных лиц таможенных органов;
ясности, предсказуемости, гласности
действий должностных лиц таможенных
органов, понятности требований таможенных
органов при проведении таможенного контроля
и совершении таможенных операций, доступности
информации о правилах осуществления
внешнеэкономической деятельности, таможенном
законодательстве Таможенного союза и
законодательстве Российской Федерации
о таможенном деле;
единообразия правоприменительной
практики при проведении таможенного
контроля и совершении таможенных операций;
недопущения возложения на
участников внешнеэкономической деятельности,
лиц, осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела, перевозчиков и других
лиц чрезмерных и неоправданных издержек
при осуществлении полномочий в области
таможенного дела;
совершенствования таможенного
контроля, применения современных информационных
технологий, внедрения прогрессивных
методов таможенного администрирования,
в том числе на основе общепризнанных
международных стандартов в области таможенного
дела, опыта управления таможенным делом
в иностранных государствах - торговых
партнерах Российской Федерации.
В государственном регулировании
внешней торговли России используются
все общепринятые в мировой практике методы
и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
Основным элементом механизма тарифного
регулирования служит таможенный тариф,
который представляет собой систематизированный
перечень ставок, определяющих размер
платы по импортным и экспортным товарам,
т.е. таможенные пошлины.
Таможенные тарифы имеют все
страны мира. Современные тарифы унифицированы
на базе Гармонизированной системы описания
и кодирования товаров, что облегчает
пользование тарифами на разных языках
и сопоставление ставок пошлин на одинаковые
товары. Тариф, используемый на территории
Российской Федерации, являет собой образец
договорного, или конвенционного, тарифа,
так как он устанавливается по взаимному
соглашению государств. Антиподом ему
выступает автономный тариф, определяемый
государством самостоятельно.4
Функции таможенного тарифа: