Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Оглавление

Введение 3
1. Государственное регулирование ВЭД 5
2. Таможенно-тарифное регулирование в России 14
3. Единый таможенный тариф 22
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

н.е уч. ВЭД.docx

— 59.15 Кб (Скачать)

       «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности» 
 

     Содержание

     Введение          3

     1. Государственное регулирование ВЭД     5

     2. Таможенно-тарифное регулирование в России   14

    3. Единый таможенный тариф      22

     Заключение         35

     Список  используемой литературы      36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В течение последних двух десятилетий  в процессе либерализации международной  торговли значительно снизился общий  уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

     Для обеспечения таможенного регулирования  на единой таможенной территории Таможенного  союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации  ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а  для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного  регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

     2011 год станет вторым годом осуществления  таможенно-тарифного регулирования в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 году в рамках установленного порядка принятия решений органами управления таможенного 16 союза, будет осуществляться на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010 году, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития. 

     В современной мировой экономике  таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

     В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли. 
 
 
 

  1. Государственное регулирование ВЭД
 

     Государственное регулирование используется в интересах  всего общества. Оно затрагивает  интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает  на них огромное влияние.

     В основе государственного регулирования  — использование рычагов и  методов, прямых и косвенных регуляторов  экономических процессов. Различные  аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные  заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

     Государственное регулирование устанавливает правила  и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил.

     Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической  политики тесно взаимосвязаны и  направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены  решению стратегических задач государства  как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области  развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для  достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с  конкретными экономическими и политическими  условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые  также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства  в ВЭД.

     Основные  цели, задачи, принципы и инструменты  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

     Основными целями государственного регулирования  ВЭД являются:

     •             Обеспечение национальной экономической безопасности.

     •             Защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции.

     •             Создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров.

     •             Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках.

     •             Обеспечение устойчивого внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств.

     •             Защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической  политики внешней и общей экономической  политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его  реализацией; перенос центра тяжести  регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение  прав и ответственности Федерации  и ее субъектов; обеспечение равенства  всех участников ВЭД.

     Главная стратегическая задача внешнеэкономической  политики любой страны состоит в  обеспечении благоприятных условий  в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального  экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических отношений – с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной борьбы на международной арене.

     В связи с этим во внешнеэкономической  политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и  либерализация внешнеэкономической  деятельности. Протекционизм состоит  в защите отечественного бизнеса  и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный  аспект протекционизма) и/или поддержке  отечественного бизнеса в его  экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма). Либерализация  связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается  с понятием открытости национальных экономик.

     Исходя  из стратегических целей и направлений  внешнеэкономической политики решение  тактических задач государственного регулирования ВЭД осуществляется на нескольких уровнях:

     1. наднациональном уровне, то есть на основе двусторонних и многосторонних соглашений и в сотрудничестве с международными организациями;

     2. национальном уровне, где его можно разделить на несколько направлений:

     - государственное регулирование  ВЭД по отраслям: предполагает  создание более благоприятных  условий для перспективных экспортных  отраслей, контроль над экспортом  стратегически важных товаров,  защиту временно убыточных отраслей;

     - государственное регулирование  ВЭД по регионам: предусматривает,  в частности, поддержку развития  внешнеэкономической деятельности, экспортных отраслей в отдельных регионах, например, путем создания специальных экономических зон.

     Государственное регулирование ВЭД на уровне участников - отдельных хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно осуществление процедур предоставления лицензий, экспортно-импортного контроля, предоставление экспортных государственных заказов.

     Органы  регулирования можно разделить  на органы общей компетенции и  специальные. К первым относятся  Президент, Федеральное собрание, Правительство  России. Центральным государственным  органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной  социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает  эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и  контролирует выполнение федеральных  программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней  торговли, Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт, Объединение  информационного обеспечения и  автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.

     Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил. 

     В настоящее время в мире существует множество союзов и организаций  со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также  осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.

     Одной из наиболее авторитетных и представительных международных организаций такого рода является Всемирная торговая организация, функционирующая с 1 января 1995 г. и  выступающая правопреемницей действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ). Полноправными  участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в  качестве кандидатов в члены организации.

     Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию  внешней торговли. Правилами ВТО  регулируется свыше 90 % объема мировой  торговли, а основа ее позиции –  это режим наибольшего благоприятствования  в торговле. Стремление к свободной торговле, освобожденной от высоких таможенных барьеров и администрирования порядка передвижения товаров через национальные границы, связано с тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования в торговле, может стать более эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая их на товары, издержки производства которых выше относительно других стран. При условии, что каждая страна будет придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности