Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Оглавление

Введение 3
1. Государственное регулирование ВЭД 5
2. Таможенно-тарифное регулирование в России 14
3. Единый таможенный тариф 22
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

н.е уч. ВЭД.docx

— 59.15 Кб (Скачать)

     Страна  имеет тем больше возможностей для  маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем уровня развития системы внешнеторгового регулирования  в стране. Для стран с неразвитой системой регулирования характерны слабо детализированные импортные  тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой товарной номенклатуры, так и от того, насколько  полно она используется. Наибольшее использование имеет Гармонизированная  система описания и кодирования  товаров, которая является основой  товарных номенклатур практически  всех крупных государств.

     Для общей характеристики и сопоставления  таможенных тарифов используют обобщенные показатели уровня ставок таможенного  тарифа. Для характеристики таможенного  тарифа в целом, а также для  анализа положения в области  обложения пошлинами крупных  товарных групп, подгрупп, разделов используются показатели среднего уровня тарифных ставок. Существуют и другие показатели, которые касаются не только уровня обложения, но и структуры тарифа. Такими показателями являются, например, максимальный уровень ставок тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного ввоза и др.

     Необходимость цифровых кодов обусловлена тем, что они используются для определения  ставок таможенных пошлин, так как  на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - система таких ставок. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным  группировкам".

     Таким образом, таможенный тариф устанавливает  соотношение между товарной номенклатурой  и ставками таможенной пошлины. Главный  вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений  в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально  сбалансированы интересы государства  и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

     Использование таможенного тарифа, содержащего  оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние  на мировые цены, оптимальный уровень  ставки таможенной пошлины может  принести ей существенный выигрыш. Известный  экономист П.Х. Линдерт отмечает, что таможенный тариф "всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается". В любом случае введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с экономической пассивностью.

     Таможенная  пошлина – обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами РФ при ввозе  товара на таможенную территорию РФ или  вывозе товара с этой территории и  являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

     Таможенная  пошлина носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

     Функциями современного таможенного тарифа могут  быть регулирующая и фискальная.

     Регулирующая  функция таможенных пошлин выполняет  широкий спектр экономических мер  от протекционистской защиты внутреннего  производителя до либерализации  внешнеторговых отношений с целью  насыщения внутреннего рынка  товарами, пользующимися спросом. Регулирующее воздействие импортных пошлин не ограничивается соответствующим удорожанием  импортируемого товара. Кроме того, повышаются цены на товары внутреннего  производства до уровня цены импортных  товаров, увеличенного на величину взимаемых  пошлин.

     Таким образом, импортные пошлины воздействуют на рынки промышленных товаров, сельского  хозяйства и, что немаловажно, на рынки рабочей силы, поскольку  достаточная защита от наплыва иностранных  товаров предохраняет внутренний рынок  от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа  рабочих мест.

     Регулирующая  функция содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего  производителя от иностранных конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом, участие России в международных  торговых, таможенных и иных организациях. Регулирующая и фискальная функции  таможенных пошлин тесно взаимосвязаны  между собой. Они должны комплексно учитываться при формировании и  изменении тарифа.

     Исследование  показывает, что в настоящее время  фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним из основных источников наполнения доходной части бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ они относятся  к доходам федерального бюджета  и зачисляются в размере 100%. Важность фискальной функции обусловлена  тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

     В России действуют:

     Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.

     Размер  взимаемой ввозной пошлины зависит  от страны происхождения товара и  от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины  применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего  благоприятствования. Россия предоставляет  по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.

     Вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

     При взимании вывозных пошлин преобладают  специфические пошлины, исчисляемые  в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

     •             Пополнением доходной части бюджета;

     •             Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

     Вывозные  пошлины распространяются на всех партнеров  по внешней торговли.

     Таможенная  пошлина отвечает основным налоговым  характеристикам:

     а) уплата таможенной пошлины носит  обязательный характер и

     обеспечивает  государственно-властным принуждением;

     б) таможенная пошлина не представляет собой плату за

     предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

     в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для

     покрытия  конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации  налога).

     С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового  баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных  регионов страны. Функции тарифного  регулирования реализуются в  тесной взаимосвязи с налоговой  системой, которая частично берет  на себя элемент тарифа и дополняет  его.

     Таможенный  тариф по своему содержанию имеет  экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное  установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного  курса. В условиях дефицитной экономики  таможенный тариф теряет свою эффективность  и подменяется более жесткими методами нетарифного характера. Следует  отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

     А между тем это эффективная  мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

  1. Единый  таможенный тариф
 

 

     На  этапе формирования Таможенного  союза одним из главных вопросов являлось обсуждение ставок Единого таможенного тарифа (далее - ЕТТ). Оказалось, что изначально ставки пошлин у трех стран совпадали только на 40%. В связи с этим начался долгий процесс унификации ставок почти по 11 тыс. товарных позиций.

     Однако  абсолютный консенсус по всем ставкам  тарифа не достигнут. Прежде всего в связи с тем, что Казахстан не был готов к изменению почти 55% ставок своего национального таможенного тарифа, причем в сторону увеличения. Поэтому Казахстан до 2014 г. зарезервировал перечень из 400 товарных позиций, на которые ставки пошлин остаются на более низком (либо нулевом) уровне. К товарам, вошедшим в данный перечень, отнесены лекарственные средства, пластмасса, бумага и картон, изделия из алюминия и прочие товарные группы.

     Ставки  российского таможенного тарифа, действующего на территории Российской Федерации до 1 января 2010 г., также  претерпели существенные изменения  и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения  коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройств и механизмов, ставки на которые были обнулены. Незначительные изменения ставок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также  черных металлов.

     Безусловно, значительные изменения тарифной политики стран Таможенного союза повлияли на размер пошлин, собираемых таможенными  органами в бюджет. Так, по оценке министра финансов России, введение ЕТТ сократит поступления в российский бюджет на 50 - 60 млн долл. США в год.

     Следует отметить, что ставки Единого таможенного тарифа подлежат пересмотру. Ставки пошлин на часть товарных позиций, относимых странами Таможенного союза к группе "чувствительных", подлежат изменению только в случае достижения тремя странами консенсуса. Речь идет о продуктах питания, одежде, изделиях из древесины, ткани и проч.

В отношении  остальных товаров изменение  ставок ввозных пошлин возможно в  случае их принятия 2/3 голосов (в таком  голосовании у России - 57%, у Казахстана - 21,5%, у Белоруссии - 21,5%).

     В течение 2010 г. Комиссия Таможенного  союза уже приняла ряд решений  о корректировке ставок ЕТТ по некоторым товарным позициям в сторону как увеличения, так и снижения. 

Тарифные  квоты.

 

 

     Страны - участницы Таможенного союза  договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 01 - 24 ТН ВЭД ТС) при  их ввозе на территорию Таможенного  союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышения квоты импортер обязан уплатить более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС.

     Основным  условием, при котором импортер может  оформить товар в рамках квоты, является получение соответствующей лицензии. Отмечаем: таможенное оформление в рамках тарифных квот возможно только в стране, где импортеру была выделена квота и выдана лицензия.

В качестве примера можно привести установление с 1 января 2010 г. странами Таможенного  союза тарифных квот в отношении  мясных продуктов. Например, квота на ввоз свинины в Россию в 2010 г. составила 472 тыс. т, в Казахстан - 7,4 тыс. т, в  Белоруссию - 30 тыс. т. При ввозе свинины  в рамках тарифной квоты применяется 15%-ная ставка пошлины (так называемая внутриквотная ставка), а при ввозе сверх квоты - 75%-ная. 

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности