Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Оглавление

Введение 3
1. Государственное регулирование ВЭД 5
2. Таможенно-тарифное регулирование в России 14
3. Единый таможенный тариф 22
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

н.е уч. ВЭД.docx

— 59.15 Кб (Скачать)

Тарифные  преференции

 

 

     В конце 2008 г. страны Таможенного союза  подписали Протокол о единой системе  тарифных преференций, которая применяется  с 1 января 2010 г. Тарифные преференции  дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

     Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой  к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

     Принципиально создание единой системы преференций  ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного  союза единых перечней стран, которым  предоставляются преференции, единого  перечня преференциальных товаров  и единых правил определения страны происхождения товаров.

     В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:

- Перечень  развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины  на 25%;

- Перечень  наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной  пошлины;

- Перечень  преференциальных товаров (товары  из 49 товарных групп).

     Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы  в России.

Во-первых, это означает закупку товара у  лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.

     Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного  союза будет происходить без  провоза через территорию другого  государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую  нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.

     В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что  означает обязанность представления  при таможенном оформлении товара сертификата  происхождения по форме "А". Важно  знать, что срок применения сертификата  ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать  перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его  подлинности.

     В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность  расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с  количеством, указанным в сертификате  происхождения товара. 

Тарифные  льготы

 

 

     Одним из важнейших вопросов тарифного  регулирования по-прежнему остается возможность применения компаниями, осуществляющими внешнеторговую деятельность, тарифных льгот - освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости  от страны происхождения товара).

     Основные  тарифные льготы (например, в отношении  гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные  перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008.

     Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18. Рассмотрим наиболее интересные из них.

     Во-первых, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны Таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы.

     Суть  такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие  ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно  вывозится на территорию иных стран Таможенного союза.

     Такой льготой вправе воспользоваться  компании, включенные в специальный  перечень, утверждаемый на уровне Комиссии ТС. В настоящее время в данный перечень включено 19 российских компаний. В целях применения льготы компании должны соблюдать ряд условий, заключающихся  в достижении минимального объема производства, выполнении ряда обязательных технологических  операций и т.д.

     Дополнительно страны-участницы установили возможность  предоставления тарифных льгот при  ввозе иностранных комплектующих  на территорию Таможенного союза  в целях сборки иных транспортных средств, отличных от легковых автомобилей (например, грузовиков, фургонов, автобусов  и т.д.). На сегодня порядок промышленной сборки иных видов транспорта на территории Российской Федерации не установлен, в связи с чем данная льгота временно не применяется.

     Во-вторых, следует подробнее остановиться на принципиально новой тарифной льготе. Речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов.

Ранее подобная льгота уже была установлена  в российском законодательстве в  Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в  Российской Федерации". К сожалению, она не применялась в силу отсутствия регуляторного механизма (в частности, в развитие Закона не были приняты  соответствующие нормативные акты).

     В соответствии с Законом об иностранных  инвестициях тарифные льготы подразумевалось  предоставлять в рамках приоритетных инвестиционных проектов, т.е. с суммарным  объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. (или 25 млн евро), где доля иностранного инвестора составляла бы не менее 10%.

     Вводимая  странами Таможенного союза аналогичная  льгота очень важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.

     Перечислим  условия применения данной льготы:

- льгота  в отношении сырья или материалов  предоставляется, если таковые  не производятся в странах  Таможенного союза или производимое  сырье не соответствует техническим  характеристикам проекта;

- инвестиционный  проект, в рамках которого ввозятся  товары, включен в перечень, составляемый  Комиссией ТС;

- товары, ввезенные на территорию Таможенного  союза с тарифной льготой, предназначены  исключительно для использования  в инвестиционном проекте. Порядок  контроля за целевым использованием ввезенных товаров определяется Комиссией ТС.

     К сожалению, данная льгота не может применяться  компаниями на практике ввиду неразрешенности  ряда принципиальных вопросов, связанных  с порядком ее предоставления. К  ним относятся:

- определение  группы инвестиционных проектов, которые смогут претендовать  на данную тарифную льготу (т.е.  какие проекты будут относиться  к категории инвестиционных, останутся  ли те же критерии оценки  размера инвестиций и доли  иностранного инвестора, смогут  ли льготой пользоваться те  проекты, которые уже реализованы  на территории России, или это  коснется только новых проектов  и т.д.);

- определение  порядка обращения компаний, претендующих  на включение инвестиционного  проекта в перечень, который ведется  Комиссией ТС (т.е. кто будет  являться адресатом обращений,  какие документы необходимо представлять  компаниям, в какие сроки будут  приниматься решения и т.д.). 

Льготные  таможенные процедуры

 

 

     Вступивший  с 1 июля 2010 г. в силу Таможенный кодекс ТС предоставляет участникам ВЭД  право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами.

     Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию Таможенного союза, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт.

     Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная  таможенная зона" и "свободный  склад"), порядок применения которых  должен регулироваться международными соглашениями между странами Таможенного  союза.

     18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и  Белоруссия подписали соответствующие  соглашения по вопросам свободных  экономических зон и свободных  складов.

     С одной стороны, применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес  для компаний, занимающихся производством  продукции из иностранного сырья  и комплектующих. Прежде всего это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран Таможенного союза товаров из третьих стран.

     С другой стороны, использование вышеназванных  процедур потребует от компаний соблюдения определенных условий, рассмотренных  ниже. 

Свободный склад

 

 

     Данная  опция предусматривает размещение и использование на складе (т.е. помещении, здании, территории, открытых площадках) иностранных товаров и товаров Таможенного союза. При этом таможенные платежи не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.

     В отношении товаров, помещаемых на свободный склад, разрешено проведение различных операций: хранения, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, маркировки, ремонта. Наиболее привлекательной для бизнеса является возможность осуществления на свободном складе операций по переработке и изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж).

     Юридическое лицо признается владельцем свободного склада после его включения таможенным органом в Реестр владельцев свободных  складов в порядке, устанавливаемом  национальным законодательством.

     К свободному складу, а также к его  владельцу предъявляются специальные  требования, установленные на уровне национальных законов. 

Процедура "таможенный склад"

 

 

     Под данную процедуру могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза. Иностранные товары подлежат обязательному декларированию, а товары Таможенного союза могут не декларироваться, если это установлено законодательством страны-участницы, на территории которой расположен склад.

     Однако  в отношении товаров Таможенного  союза, необходимых для обеспечения  деятельности склада, сделано исключение. Они в любом случае не подлежат декларированию и могут свободно размещаться и использоваться на складе.

     Декларантом товаров, помещаемых под процедуру  свободного склада, является его владелец. Однако национальным законодательством  в качестве декларантов могут  быть установлены и иные лица.

При использовании процедуры свободного склада обеспечение уплаты таможенных платежей (депозита) не требуется. Это, безусловно, является бонусом для компаний, которые будут применять данную процедуру.

Завершение  процедуры таможенного склада

 

 

     После завершения операций с товарами, размещенными на складе, декларант закрывает данную процедуру путем декларирования товаров. Выбор соответствующей таможенной процедуры для вывоза товаров со свободного склада зависит от их статуса (иностранный товар или товар Таможенного союза) и осуществленных на складе операций с товарами (переработка или хранение).

     Поскольку наиболее интересным для бизнеса  является применение свободного склада как площадки для переработки (изготовления) иностранных товаров, рассмотрим процесс  закрытия процедуры "таможенный склад" для этого случая.

     В отношении товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, эта таможенная процедура завершается реимпортом, при условии, что они признаны товарами Таможенного союза и остаются на его таможенной территории.

     Изготовленный на свободном складе товар признается товаром Таможенного союза, если в результате операций выполняется  одно из следующих условий:

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности