Таможенно-тарифные инструменты регулирования внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:40, доклад

Краткое описание

В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифного регулирования - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции. Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Как уже ранее отмечалось, доля таможенных пошлин в общем объеме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5%. В Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее "доходных" налогов: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифные инструменты.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Таможенно - тарифные инструменты  регулирования внешнеторговой деятельности

 

 В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты  таможенно-тарифного регулирования - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции. Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Как уже ранее отмечалось, доля таможенных пошлин в общем объеме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5%. В Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее "доходных" налогов: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета.

Наряду  с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она  продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики.

 
По своему экономическому содержанию таможенная пошлина относится к  стоимостным, рыночным регуляторам  экспортно-импортных операций. Таможенная пошлина представляет по своей сути разновидность косвенного налога, которым облагается товар при его перемещении через таможенную границу. Как всякий косвенный налог, она увеличивает цену товара и тем самым снижает его конкурентоспособность. Однако за этим внешне простым и, на первый взгляд, односложным воздействием таможенной пошлины на внешнюю торговлю скрываются сложные и подчас противоречивые процессы, обусловленные характером внешнеторговой политики данной страны.

 
Как справедливо отмечает И.И. Дюмулен, важная роль таможенных пошлин связана, прежде всего, с тем, что, "воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они активно влияют на накопление капитала, темпа развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в национальных и международных условиях производства". 
 
Сформулируем проблему: имеет ли таможенная пошлина налоговую природу или она относится к неналоговым источникам государственных доходов? Иными словами, является ли таможенная пошлина налогом, либо она имеет пошлинную природу, как это вытекает из самого ее названия. 
 
В этой связи важно отметить, что разночтения по данному вопросу возникли сравнительно недавно - в советский и современный период. Дореволюционная экономическая и финансовая наука единодушно, без каких бы то ни было оговорок признавала налоговую природу таможенной пошлины. Эта позиция нашла свое отражение в трудах таких корифеев экономической, финансовой и правовой науки. Наиболее емко позиция дореволюционной науки по вопросу о природе таможенной пошлины сформулирована в учебнике по финансовому праву, подготовленном приват-доцентом Казанского университета Г.А. Вацуро. Он, в частности, пишет: "Таможенные налоги представляют собою одну из основных категорий налогов косвенных. Их называют в действительности таможенными пошлинами. Выражение это неправильно, так как нет в таможенных налогах тех признаков, которыми характеризуются пошлины. Самое выражение "таможенные пошлины" представляет собою, в сущности говоря, исторический пережиток...". 
 
Скорее всего, в прошлом таможенные пошлины, возможно, носили именно пошлинный характер и представляли собою плату за услуги, оказываемые своим и иностранным купцам. Несомненный интерес в этой связи представляет точка зрения на природу таможенной пошлины классика мировой экономической мысли В. Петти, высказанная им в "Трактате о налогах и сборах" (гл. VI): "Таможенные пошлины - это сборы или налоги с товаров, вывозимых из владений государя или ввозимых в них. Я не могу хорошо уяснить себе, каковы те естественные основания, в силу которых эти пошлины должны уплачиваться государю как при ввозе, так и при вывозе; имеются, по-видимому, все же некоторые основания уплаты ему за разрешение вывозить определенные продукты, в которых другие страны действительно нуждаются. Я поэтому полагаю, что пошлины являлись вознаграждением, уплачиваемым государю за защиту провоза товаров как в страну, так и из страны от пиратов, и я считал бы это действительно правильным, если бы государь был обязан тратить большие средства с этой целью. Я полагаю, что доля в 5% была установлена на основе подсчета, показывающего, что до указанных мероприятий купцы обычно теряли больше от нападений пиратов". 
 
Сходные предположения высказывал и известный российский специалист в области таможенного дела К. Лодыженский, который полагал, что мыт (таможенная пошлина) - это не только сбор с товаров и торговли, а еще и сбор за покровительство, оказываемое купцами, своего рода гарантия соблюдения порядка в торговле. 
 
Важный вклад в теорию таможенной пошлины внес И.И. Янжул, называвший таможенную пошлину "первым, самым старым косвенным налогом". Определяя прямой налог как налог, который "уплачивается непосредственно тем лицом, которое государство имело в виду обложить", а косвенный как налог, уплачиваемый "лицами, которые, по предположению финансового закона, не несут его на себе, а переносят на других лиц, являющихся этим косвенным путем действительными плательщиками налога", И.И. Янжул задается вопросом, к какой категории налогов следует отнести по этой классификации таможенную пошлину. По его определению, таможенная пошлина - "налог, падающий на известный предмет потребления при передвижении его, при провозе из-за границы". Отвечая на поставленный вопрос, он пишет: "Положим, что из Англии в Россию привезен товар и с него взята таможенная пошлина; это будет налог - прямой или косвенный? Все зависит от того, привез ли купец товар для собственного потребления или для продажи; в первом случае налог будет прямым; во втором - косвенным, ибо купец, конечно, переложит его на покупателя". 
 
Далее И.И. Янжул подразделяет косвенные налоги на: 1) налоги, "падающие на производство или приобретение товаров" (к ним он относит акцизы), и 2) налоги, "падающие на передвижение товаров" (под ними Янжул в первую очередь понимал таможенные пошлины). 
 
Видом косвенных налогов считали таможенную пошлину ряд исследователей советского периода. Так, например, С.А. Котляровский в своем учебнике "Финансовое право СССР", определяя природу таможенной пошлины, отмечает, что она "по существу, несомненно, является видом косвенных налогов". 
 
Налоговая природа таможенной пошлины признается в определении, даваемом в "Финансово-кредитном словаре": "Таможенные пошлины - налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом". 
 
В советский период появились немногочисленные работы, авторы которых придерживались того мнения, что таможенные пошлины не имеют налоговой природы. 
 
Так, например, в учебнике "Финансовое право" под редакцией Е.А. Ровинского читаем: "Небольшая часть денежных средств поступает в Государственный бюджет СССР в результате взимания неналоговых доходов <...> Большинство платежей, составляющих группу неналоговых доходов, имеет не односторонний, а двусторонний и в некоторых случаях возмездный характер. В зависимости от основания взимания отдельных видов платежей, составляющих неналоговые доходы государственного бюджета, их можно разделить на следующие основные группы: <...> 2. Пошлины и сборы, взимаемые за услуги, оказываемые государственными органами предприятиям, организациям и гражданам, а также за некоторые другие действия. Сюда относятся: государственная пошлина, таможенные доходы...". Далее авторы учебника уточняют: "Основная часть таможенных доходов поступает в результате взимания таможенных пошлин". 
 
Неналоговый (пошлинный) характер таможенной пошлины признают авторы энциклопедии "Политическая экономия": "Пошлины - денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций в суммах, предусмотренных законодательством данной страны. Подразделяются на таможенные и внутригосударственные. Таможенные пошлины представляют собой государственный денежный сбор с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства". 
 
Неналоговый характер таможенной пошлины отстаивает и Н.И. Химичева. Она, в частности, пишет: "Таможенная пошлина, как и государственная пошлина, отличается от налога в собственном смысле (хотя и имеет с ним некоторые общие черты в силу своего обязательного характера, зачисления в бюджет - и условного включения в налоговую систему, как и многие другие платежи, не являющиеся в своей сущности налогами)". 
 
Н.И. Химичева, отстаивая свою позицию по неналоговому характеру таможенной пошлины, приводит ряд аргументов. Однако одни аргументы носят субъективный (оценочный) характер, другие же не выдержали проверку временем. К числу первых автор относит утверждение о том, что таможенная пошлина отличается "гибкостью как инструмент внешнеэкономической политики", ей присущи "широкие возможности дифференциации", в то время как налогу "свойственна большая стабильность". Думается, что существующую в современной России систему налогов и сборов с очень большой долей условности можно назвать стабильной и противопоставлять по этому свойству таможенной пошлине. Кроме того, считаем, что определенная степень мобильности, подвижности просто необходима налогу как таковому. В противном случае налог не сможет эффективно осуществлять регулятивную функцию, а государство успешно проводить налоговую политику. 
 
Далее проанализируем следующее утверждение Н.И. Химичевой: "Еще одна особенность: законодательство предоставляет возможность делегирования прав и обязанностей по уплате таможенной пошлины другим лицам, которые по этим вопросам могут самостоятельно взаимодействовать с таможенными органами. В законодательстве же о налогах такого делегирования не предусмотрено; права и обязанности налогоплательщика рассматриваются как лично ему принадлежащие". Такое заявление ставит под сомнение налоговую природу всех косвенных налогов, поскольку и НДС, и акцизы по внешнеторговым поставкам могут оплачиваться любым третьим лицом из собственных средств и даже без получения соответствующего поручения от декларанта. Эта уникальная особенность уплаты косвенных налогов во внешней торговле - реальность действующего таможенного законодательства Российской Федерации. Однако при этом налоговый характер НДС и акцизов Н.И. Химичевой не ставится под сомнение. 
 
Два аргумента Н.И. Химичевой заслуживают особого внимания. 
 
Во-первых, она считает, что "если платежам налогов свойственна регулярность уплаты в установленные сроки, то таможенной пошлине это не свойственно: обязанность уплатить ее появляется в связи с возникновением у лица необходимости в получении права перемещения товаров через таможенную границу". Подобный аргумент представляется нам неубедительным по двум следующим соображениям.

1. Таможенная  пошлина и другие таможенные  платежи далеко не единственный  пример таких "нерегулярных" налогов. Едва ли отвечает названному критерию, например, существующий во многих странах налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, или взимавшийся недолгое время в Российской Федерации налог на покупку иностранной валюты.

2. Если  руководствоваться приведенным Н.И. Химичевой аргументом, то в принадлежности к налогам следует отказать и НДС, и акцизам, поскольку при осуществлении внешнеторговой деятельности правовые режимы таможенной пошлины, НДС и акцизов практически совпадают, что позволило законодателю объединить их в одну комплексную категорию "таможенные платежи" (ст. 318 Таможенного кодекса). Таким образом, чтобы выпустить в свободное обращение ввозимый на российскую таможенную территорию товар, декларант должен заплатить не только таможенную пошлину, но и НДС, и акцизы (если ввозится подакцизный товар).

 
Во-вторых, Н.И. Химичева отмечает, что "в отличие от налога, являющегося  платежом индивидуально безвозмездным, взимание таможенной пошлины увязано  с получением конкретным лицом, уплатившим пошлину, права на ввоз и вывоз товара, перемещением их через таможенную границу, чему сопутствует пользование плательщика определенными благами". Это утверждение верно лишь отчасти. Так, товары, перемещаемые лицом через таможенную границу для собственных нужд, по общему правилу не подлежат таможенному обложению. Это в полной мере соответствует закрепленному на конституционном уровне праву каждого на свободное передвижение. Уплата таможенной пошлины становится условием перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу только при осуществлении предпринимательской (внешнеторговой) деятельности. При этом важно отметить, что уплата таможенной пошлины не является непременным условием ввоза или вывоза товара. Ввоз (вывоз) товаров на территорию Российской Федерации может не сопровождаться уплатой таможенной пошлины в случае выбора декларантом соответствующих таможенных режимов. Таможенная пошлина не уплачивается при декларировании товара под некоторые таможенные режимы (реимпорта, реэкспорта, международного транзита, временного ввоза и вывоза в отношении отдельных товаров, переработки под таможенным контролем, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны и свободного склада в отношении иностранных товаров, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и др.). При декларировании таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории предусмотрен возврат уплаченных таможенных пошлин.

 
Заметим, что в этом смысле неточность вкралась и в определение таможенной пошлины, содержащееся в п. 19 ст. 18 Таможенного кодекса, в котором она названа "платежом, взимаемым таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющимся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза".

 
Сейчас у исследователей, признающих неналоговый характер таможенной пошлины, появился еще один новый аргумент: вступившая в силу 1 января 2005 г. редакция первой части Налогового кодекса  РФ исключила таможенную пошлину из состава федеральных налогов, тем самым оставив ее за пределами существующей в России системы налогов и сборов. Однако данное обстоятельство носит скорее формальный и технический характер и объясняется тем, что на данный момент законодатель окончательно не определился с тем, в каком законодательном акте должны регламентироваться вопросы, связанные с таможенной пошлиной: должна ли быть принята специальная глава во второй части Налогового кодекса, или эти вопросы должны регулироваться специальным законом - Законом РФ "О таможенном тарифе".

 
Автор считает, что вопреки собственному названию, современная таможенная пошлина  имеет не пошлинную, а налоговую  природу. Таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога, которым облагается трансграничный оборот товаров. Таким образом, основанием взимания таможенной пошлины является перемещение товаров через таможенную границу.

 
Таможенная пошлина обладает всеми  необходимыми основными налоговыми характеристиками:

1) уплата  таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;

2) таможенная  пошлина не представляет собою  плату за предоставленные услуги;

3) поступления  от таможенных пошлин не могут  предназначаться для финансирования  конкретных государственных расходов и "растворяются" в общей массе поступлений в доходную часть федерального бюджета (принцип запрета специализации налога).

 
Таможенную пошлину следует отличать от таможенных сборов, имеющих неналоговый  характер. В отличие от таможенной пошлины, таможенные сборы (за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение товаров) представляют собою плату за предоставление (оказание) таможенными органами различного рода услуг (перевозка, хранение), выполнение различных мероприятий в процессе таможенного оформления и, следовательно, не обладают всеми основными признаками налога.

 
Таким образом, таможенная пошлина  представляет собою платеж, уплачиваемый в обязательном порядке, взимаемый  таможенными органами с товаров, перемещаемых через таможенную границу, и обладающий всеми чертами налога, в том числе безвозмездностью его уплаты, под которой понимается односторонний характер налогового обязательства, безэквивалентность и безвозвратность налога. Она в целом отвечает законодательному определению налога, содержащемуся в ст. 8 Налогового кодекса: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

 
Проанализируем структуру таможенной пошлины через характеристику ее основных элементов, таких как предмет, плательщик, ставка и объект таможенной пошлины.

Предмет таможенной пошлины

 
 

 
Предметом таможенной пошлины являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Для идентификации трансграничного  оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая в Российской Федерации "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации" (ТН ВЭД России). С ее помощью происходит таможенно-тарифное приравнивание - процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается код по действующей номенклатуре (осуществляется "кодировка товара") и тем самым определяется применимая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.

 
Действующий в Российской Федерации  Таможенный тариф, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", построен в соответствии с товарной номенклатурой - ТН ВЭД России, использующей 10-значные кодовые обозначения.

 
Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД  России:

1) собственно  номенклатурную часть;

2) примечания  к разделам и группам;

3) основные  правила интерпретации ТН ВЭД.

 
Кроме того, могут быть использованы и другие источники: сборники классификационных  решений, алфавитный указатель, различные  пояснения и т.д.

 
Применяемая в России в целях  таможенно-тарифного регулирования  Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) определяется Правительством Российской Федерации. При этом, закрепляя за Правительством Российской Федерации полномочия по определению ТН ВЭД России, законодатель устанавливает основной принцип создания и развития действующей в нашей стране товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

 
Следует отметить, что группировка  товаров в таможенных тарифах - это  не только техническая, но и торгово-политическая задача. На протяжении долгого периода времени в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных тарифах. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

 
С развитием внешнеэкономических  связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 г. в рамках Совета таможенного сотрудничества (ныне эта организация именуется Всемирной таможенной организацией) была разработана Брюссельская товарная номенклатура. К 1978 г. завершилось создание номенклатуры Совета таможенного сотрудничества. В 1983 г. под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров в апреле 1996 г. (Конвенция вступила в силу для России с 1 января 1997 г.).

 
ГС, лежащая в основании российской товарной номенклатуры, - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.

 
ТН ВЭД представляет собой национальную производную ГС. Классификационная  структура ТН ВЭД включает в себя разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции.

Информация о работе Таможенно-тарифные инструменты регулирования внешнеторговой деятельности