Таможенно-тарифные инструменты регулирования внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:40, доклад

Краткое описание

В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифного регулирования - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции. Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Как уже ранее отмечалось, доля таможенных пошлин в общем объеме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5%. В Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее "доходных" налогов: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифные инструменты.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

 
В современном виде ТН ВЭД России предполагает присвоение десятизначного кода ТН ВЭД, состоящего из трех основных элементов.

 
Первый - это начальные шесть цифр, представляющие собой код товара по ГС.

 
Второй элемент - дальнейшее развитие товарной классификации в пределах субпозиции (в случае, если этого  требуют национальные интересы), осуществляемое с помощью седьмой и восьмой  цифр кода. Комиссия, которая разрабатывала  более детальную классификационную систему для ТН ВЭД (с выходом на 7-й и 8-й знаки), рекомендовала использовать Комбинированную номенклатуру Европейского Союза.

 
Наконец, третий элемент - это цифры (9-й и 10-й знаки), используемые для  возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов Российской Федерации.

 
10-й знак ТН ВЭД России - нововведение  Таможенного тарифа, утвержденного  Постановлением Правительства Российской  Федерации от 22 февраля 2000 г. N 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

 
В интересах единообразного понимания  классификационных группировок  ТН ВЭД используются пояснительные комментарии и примечания к разделам, группам и конкретным товарным позициям. Кроме того, в этих целях могут применяться имеющие обязательную силу Основные правила интеграции ГС.

 
Ведение ТН ВЭД отнесено к основным функциям российских таможенных органов. Осуществляя эту функцию, таможенные органы:

- обеспечивают  слежение за изменениями и  дополнениями международной основы  ТН ВЭД, международными пояснениями  и другими решениями по толкованию  этой основы;

- приводят  ТН ВЭД в соответствие с  ее международной основой;

- обеспечивают  опубликование ТН ВЭД;

- разрабатывают  и утверждают пояснения и другие  решения по толкованию ТН ВЭД  и обеспечивают их опубликование  (такие решения обычно оформляются  в виде разъяснений Федеральной  таможенной службы (ФТС России) и  публикуются в ее официальном издании - "Таможенных ведомостях").

 
Особыми полномочиями по ведению ТН ВЭД наделена ФТС России, которая  представляет российскую сторону в  международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части  разработки, изменения и дополнения ТН ВЭД, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

 
Товарные номенклатуры внешнеэкономической  деятельности унифицируются в рамках СНГ в целях упрощения таможенных процедур и достижения единообразия форм таможенной документации государств СНГ.

 
3 ноября 1995 г. в Москве правительствами  государств - участников СНГ было  подписано Соглашение о единой  Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности Содружества Независимых  Государств, которое, в свою очередь,  основывается на Соглашении о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников СНГ 9 декабря 1994 г.

Плательщик  таможенной пошлины

 
Таможенная пошлина может уплачиваться непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с нормами таможенного законодательства.

 
Понятие "декларант" является одним  из ключевых понятий в механизме  таможенно-тарифного регулирования  внешнеторговой деятельности. Декларант - это лицо, перемещающее через таможенную границу товары и (или) заявляющее (декларирующее), представляющее товары для целей таможенного оформления.

 
В качестве декларанта может выступить  лицо, перемещающее товары и транспортные средства, или таможенный брокер.

 
Под лицами, перемещающими товары и транспортные средства, в практике таможенно-тарифного регулирования понимаются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных таможенным законодательством, от собственного имени. Примером последних могут быть лица, управляющие транспортным средством. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком на подачу декларации, таковым для таможенных целей является капитан, водитель или иное физическое лицо, управляющее транспортным средством.

 
Декларант - это всегда российское юридическое  или физическое лицо. Иностранное  лицо может выступать декларантом  в случае перемещения через российскую таможенную границу иностранными физическими лицами товаров не для коммерческих целей.

 
В механизме таможенно-тарифного  регулирования декларант - это не только лицо, обладающее правом подать в таможенный орган декларацию, которая  содержит основные данные для расчета  таможенной пошлины и иных видов таможенных платежей, но прежде всего лицо, принимающее на себя обязательство по уплате таких таможенных платежей.

 
При этом следует различать понятия "декларант" и "лицо, осуществляющее декларирование". Эти два понятия  не совпадают, если декларантом выступает юридическое лицо. Декларирование от имени организации-декларанта осуществляется специально уполномоченными на то физическими лицами, определяемыми администрацией организации-декларанта с изданием соответствующего приказа и оформлением доверенности.

 
На рынке таможенных услуг наблюдается  постепенный рост удельного веса посреднических операций. В рамках динамично развивающейся таможенной инфраструктуры появление таможенных представителей (таможенных брокеров) обусловлено возможностью делегирования своих прав и обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов другому лицу, самостоятельно взаимодействующему по этому вопросу с таможенным органом.

 
Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей), который ведется Федеральной таможенной службой.

 
Деятельность таможенного брокера  заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств  и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица, а именно: декларирования товаров и транспортных средств; предоставлении таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; предъявлении декларируемых товаров и транспортных средств; обеспечении уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств. Причем таможенный брокер может выполнять перечисленные функции только в совокупности, частичное выполнение таможенным брокером указанных функций не допускается.

 
При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности  и несет ответственность, как  если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. При этом за уплату таможенной пошлины и иных таможенных платежей таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.

Ставка  таможенной пошлины

 
Ставка таможенной пошлины - один из наиболее важных элементов таможенной пошлины, подтверждающий ее налоговую  природу. Ставка представляет собой  величину начислений на единицу измерения  базы обложения таможенной пошлиной.

 
Система таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации допускает применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

- адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированных,  сочетающих оба названных вида  таможенного обложения.

 
Термин "адвалорная ставка" происходит от латинского ad valorem - от стоимости  и соответствует самой сути таможенного обложения в данном случае (поскольку адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров).

 
Адвалорные ставки используются при  обложении как ввозными, так и  вывозными таможенными пошлинами.

 
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по следующей формуле:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст,

где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Там. ст-ть - таможенная стоимость товара (в  руб.);

Ст - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка).

 
Как уже отмечалось, специфическая  ставка таможенной пошлины начисляется  в установленном размере за единицу  облагаемых товаров. Специфические  пошлины взимают с веса, объема, штуки товара.

 
Исчисление таможенной пошлины в  отношении товаров, облагаемых по специфическим  ставкам, производится по следующей  формуле:

Там. пошл. = Вт x Ст x К,

где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Вт - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;

 
При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы  товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной  упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

 
Ст - ставка таможенной пошлины в  евро за единицу товара;

К - курс евро, установленный Банком России на день принятия таможенной декларации.

 
Комбинированная ставка, как это видно из самого ее названия, сочетает в себе адвалорный и специфический принципы обложения.

 
Основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является таможенная стоимость товара (адвалорная составляющая) либо количество товара в натуральном выражении (специфическая составляющая).

 
Таможенная пошлина с использованием комбинированной ставки может рассчитываться двумя способами:

1) альтернативным: "С1 в процентах, но не  менее С2 в евро за количество товара";

2) кумулятивным: "С1 в процентах плюс С2  в евро за количество товара".

 
Выбор конкретного способа расчета  таможенной ставки с использованием комбинированных ставок устанавливается  в таможенном тарифе.

 
При применении комбинированной ставки "С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара" сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм.

 
При исчислении таможенной пошлины  по комбинированной ставке "С1 в  процентах плюс С2 в евро за количество товара" рассчитывается таможенная пошлина сначала по адвалорной ставке, затем - по специфической ставке. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, обе полученные величины складываются.

 
Размеры ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. Соответствующие полномочия Правительства позволяют осуществлять оперативное регулирование внешнеторговой деятельности и быстро (в отличие от законодательной процедуры) реагировать на изменения конъюнктуры международных товарных и валютных рынков и в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры уменьшать или увеличивать размер ставки таможенной пошлины, обеспечивая тем самым надежный уровень таможенно-тарифной защиты российской экономики и отечественного производителя.

Информация о работе Таможенно-тарифные инструменты регулирования внешнеторговой деятельности