Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:57, доклад

Краткое описание

Таможенным кодексом РФ установлены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина (таможенный тариф); налог на добавленную стоимость (НДС); акциз; сбор за выдачу и возобновление квалификационного аттестата по таможенному оформлению; сбор за выдачу и возобновление лицензий таможенными органами РФ; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий.

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифное регулирование .docx

— 27.37 Кб (Скачать)

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности связано с применением импортных и экспортных тарифов, которые входят в общую систему таможенных платежей.

Таможенным кодексом РФ установлены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина (таможенный тариф); налог на добавленную стоимость (НДС); акциз; сбор за выдачу и возобновление квалификационного аттестата по таможенному оформлению; сбор за выдачу и возобновление лицензий таможенными органами РФ; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий.

В этой системе платежей важное место занимает таможенная пошлина.

Таможенная  пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства или при вывозе товара с таможенной территории. При этом под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии.

Таможенные пошлины  часто используют в качестве таможенного  тарифа. В то же время термин «таможенный  тариф» употребляется в качестве документа, содержащего систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.

Таможенный тариф  является неотъемлемым условием перемещения  товара через таможенную границу.

Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные  тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары.

Пошлины в таможенном тарифе определяются уровнем экономического развития страны, степенью обработки товара и другими факторами.

С повышением степени  обработки товаров ставки пошлин увеличиваются. Наиболее высокие пошлины обычно устанавливаются на трудоемкие готовые изделия, поскольку сильная иностранная конкуренция на рынке этих товаров может привести к закрытию предприятий с большим числом занятых на них работников и повысить уровень безработицы в стране.

Пошлины почти во всех странах подразделяются на высокие, средние, низкие, а также имеется  беспошлинный ввоз. На Российскую Федерацию  чаще всего распространяются средние  ставки пошлин, применяемые для стран, пользующихся (на условиях взаимности) режимом наибольшего благоприятствования.

Некоторые страны, в частности страны Европейского Союза, применяют к РФ более льготный таможенно-тарифный режим, т.е. предоставляют преференцию.

Преференция – особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или  в одностороннем порядке без  распространения на третьи страны. Они чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин.

Для получения таможенных льгот необходимо представить таможенным органам соответствующих стран  специальный документ-сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведен в РФ или подвергся существенной обработке на ее предприятиях. При этом для товаров, которые подвергаются существенной обработке на российских предприятиях, установлены специальные критерии.

В Российской Федерации  порядок оформления и применения таможенного тарифа регулируется Законом РФ «О таможенном тарифе» с последующими изменениями и дополнениям к нему.

Таможенный  тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного  тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и  систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД).

ТН ВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систему классификации товаров.

Целями применения таможенного тарифа в РФ являются:

• рационализация товарной структуры ввоза в РФ товаров, т.е. любого движимого имущества, в том числе тепловую, электрическую  и другую энергию;

• поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

• создание условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и потребления товаров в РФ;

• защита экономики  РФ от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

• обеспечение условий  для эффективной интеграции РФ в  мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов.

В нашей стране применяются  следующие виды ставок пошлин:

адвалорные;

специфические;

комбинированные.

Адвалорные (лат. ad valorem - по стоимости) ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости, облагаемых товаров. Специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Комбинированные ставки – это ставки, сочетающие в себе адвалорные и специфические ставки.

Для оперативного регулирования  ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в год.

В целях защиты экономических  интересов Российской Федерации  к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

специальные;

антидемпинговые;

компенсационные.

Специальные пошлины  применяются:

• в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

• как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию РФ товаров  по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Применению указанных  выше особых видов таможенных пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решение в ходе расследования должно основываться на фактических данных.

Ставки указанных  выше особых видов пошлин устанавливаются  Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

Как уже отмечалось, адвалорные ставки определяются в процентах  от таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость  товара используется для:

• обложения товара пошлиной;

• внешнеэкономической  и таможенной статистики;

• применения иных мер государственного регулирования  торгово-экономических отношений, связанных  со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательством РФ.

Для определения  таможенной стоимости ввозимых, т.е. импортируемых, товаров применяются  следующие методы:

по цене сделки с  ввозимыми товарами;

по сделке с идентичными  товарами;

по цене сделки с  однородными товарами;

вычитания стоимости;

сложения стоимости;

резервный метод.

 

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, - по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.

В этой связи различают  два типа таможенных тарифов: простой  и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах развитых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Одной из целей таможенного  регулирования и контроля над  перемещением товаров за границу является получение государством доходов от экспорта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значительной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей. Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью таможенных платежей, выполняя тем самым роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов федерального бюджета.

Порядок применения ввозных (импортных) пошлин регламентируется прежде всего Законом РФ "О таможенном тарифе", принятом 21 мая 1993 года. Ввозные таможенные пошлины являются традиционным и по-прежнему одним из наиболее эффективных способов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во всех странах  используются различные административные инструменты регламентирования импорта путем, в частности, его запрещения, количественного лимитирования, лицензирования, предписаний таможенных органов, предъявления поставщикам других обязательных требований.

Так, наряду с полным запрещением торговли многие страны устанавливают частичные запреты на ввоз определенных товаров в интересах охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, по соображениям морали и религиозным законам. Применяется также запрет условный: импорт не разрешается, если поставщик не соблюдает определенных указаний властей. Кроме постоянно действующих запретов практикуются сезонные и временные меры. Вместе с закрытым запретом импорта применяется и завуалированный, например вводится ограничение на продажу товара в розничной торговой сети или заход иностранных судов во внутренние воды страны.

В дополнение к традиционным количественным ограничениям импорта  в форме квотирования (глобального, индивидуального, тарифного, сезонного и др.) широкое распространение получила сравнительно новая их форма – «добровольное» самоограничение поставок, фактически навязываемое под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.

Лицензирование  также имеет много разновидностей, причем в развивающихся странах часто импортное разрешение выдается быстрее при определенных встречных шагах импортера, например, если он берет обязательство закупить местную продукцию или реализовать на внешнем рынке часть изготовленных в стране товаров.

Важную роль за рубежом  приобретают специальные требования к импортным товарам, в первую очередь в отношении безопасности и соблюдения экологических норм, причем выполнение этих требований обеспечивается системой контролирующих учреждений, выдающих подтверждающие документы или отказывающих в их выдаче.

Особого внимания заслуживают  правила безопасности, поскольку  они обычно являются обязательными  и, кроме того, нанесение ущерба потребителю дефектом товара может повлечь за собой в дальнейшем большие расходы для поставщика. Это относится прежде всего к автомобилям и мотоциклам, бытовой электротехнике во всем ее богатом современном ассортименте, медицинским приборам, лекарствам, пищевым продуктам.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности