Система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, проанализировать взаимодействие стран-участниц Таможенного Союза.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Проанализировать таможенно-тарифную политику Российской Федерации;
Рассмотреть основную нормативно-правовую базу в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД;

Оглавление

Введение……..……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ………………………………...6
1.1 Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности …………..………………….6
1.2 Основные цели таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности …………………………….10
1.3 Правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ..…………………………..13
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………..……...…19
2.1 Основные направления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………….....…19
2.2 Методы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ………….……………...….22
2.3 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности ……...…………….……….26
Заключение ...……………………………………………………………………30
Список используемой литературы ………………………..…..……………..…32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.94 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……..……………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ………………………………...6

1.1 Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности …………..………………….6

1.2   Основные цели таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности …………………………….10

1.3   Правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ..…………………………..13

Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………..……...…19

2.1  Основные направления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………….....…19

2.2  Методы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ………….……………...….22

2.3  Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности ……...…………….……….26

Заключение ...……………………………………………………………………30

Список используемой литературы ………………………..…..……………..…32

Приложение  …………………………………………………………………..…35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По мере интеграции России в мировую экономику внешнеэкономическая деятельность, основу которой составляет внешняя торговля страны, становится все более важным фактором всей экономической жизни государства. В современных условиях регулирование ВЭД имеет целью обеспечить взаимодействие национальной экономики с внешним миром, создать условия для развития конкурентоспособности отдельных сфер экономики, а также сохранить экономическое равновесие и стабильность внутри страны. Во внешнеэкономическую деятельность включаются различные виды деятельности: внешнеторговая деятельность, валютные и финансово-кредитные отношения, производственная кооперация и инвестиционное сотрудничество.

Внешнеторговая деятельность - составная часть внешнеэкономической деятельности, и, безусловно, роль внешнеторговых операция является приоритетной: именно внешнеторговые операции опосредуют любую внешнеэкономическую деятельность, а поэтому их современная роль и значение остаются определяющими в комплексе внешнеэкономической деятельности.

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин, и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Кардинальные изменения геополитической обстановки в последние десятилетия существенно изменили ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка - с внешним.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор новых форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Актуальность данной темы курсовой работы очень велика в наше время, так как именно таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность  мер государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Именно с помощью таможенно-тарифного регулирования можно достичь ускорения интеграции экономики Российской Федерации в мировом хозяйстве и повышения эффективности ее внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного Союза.

Цель курсовой  работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, проанализировать  взаимодействие стран-участниц Таможенного Союза.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  • Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • Проанализировать таможенно-тарифную политику Российской Федерации;
  • Рассмотреть основную нормативно-правовую базу в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
  • Попытаться определить основные проблемы и перспективы развития таможенно-тарифной политики в России в рамках Таможенного Союза.

Решение поставленных задач основано на изучении правовых законодательных актов, международных договоров, учебных и методических пособий, материалов сети Интернет.

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

    1. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговая политика представляет собой достаточно сложную систему взаимосвязанных экономических, организационных и политических мер по развитию внешнеторговых отношений страны, включающая определение объемов географической и товарной структуры экспорта и импорта.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

Таможенно-тарифное регулирование является одной из функций таможенных органов, которые составляют единую федеральную централизованную систему.

 

Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области  таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.

В России государственное регулирование внешне-торговой деятельности осуществляется в соответствии с:

1. Таможенным кодексом  Таможенного союза (2010);

2. ФЗ РФ «Об основах  государственного регулирования  ВЭД» (2003);

3. ФЗ РФ «О таможенном  регулировании в РФ» (2010) и др.

К методам государственного регулирования относятся:

1. таможенно-тарифное регулирование;

2. нетарифное регулирование

3. запреты и ограничения  внешней торговли услугами интеллектуальной  собственности.

4. меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно - тарифное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенно-тарифное регулирование - форма и способ государственного воздействия на параметры внешней торговли, наряду с нетарифным регулированием. Таможенно-тарифное регулирование - всегда процесс. Непрерывность товарных потоков определяет непрерывность применения тарифа и пошлин для регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифное регулирование обычно применяется в системе форм и методов государственного регулирования (совместно с нетарифным регулированием, а также с уплатой налогов и таможенных платежей).

 В процессе регулирования  импорта, экспорта отдельных товаров  таможенно-тарифное  регулирование:

  • имеет определенную обособленность или самостоятельность (по содержанию, правовой базе, условиям применения и т.д.)
  • может занимать определенное место в системе приоритетов государственного регулирования (по степени значимости),
  • может взаимодействовать с другими элементами или формами государственного регулирования, при этом тарифное регулирование может взаимно дополнять регулирующее воздействие нетарифных мер, может взаимно заменять влияние нетарифных инструментов.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется с помощью инструментов, воздействующих, прежде всего на ценовые показатели. Таможенно-тарифное регулирование - экономический по своей природе метод государственного регулирования. В его основе лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, то есть оно предполагает применение импортных и экспортных таможенных тарифов.

Таможенно-тарифный метод регламентируется таможенным законодательством. 
          Необходимость применения таможенно-тарифного метода регулирования внешнеторговой деятельности обусловлена рядом причин, важнейшими из которых являются:

  1. различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров отечественного экспорта;
  2. дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;
  3. защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;
  4. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  5. необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя государством и др.

Таможенно-тарифное регулирование является формой или способом оперативного регулирования внешней торговли. 

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических и административных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части федерального бюджета.

Эффективность использования таможенно-тарифного механизма во многом зависит от нормативного порядка и правил таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Осуществляя воздействие на экономику посредством таможенного тарифного регулирования, государство преследует решение задач:

    • достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности (выравнивание сальдо торгового баланса государства);
    • обеспечение пополнения доходов бюджета;
    • обеспечение регулирования спроса и предложения;
    • обеспечение экономической безопасности государства;
    • достижение устойчивого экономического роста;
    • обеспечение защиты интересов отечественных товаропроизводителей;
    • достижение стабильности цен на импортируемые и производимые отечественные товары.

Информация о работе Система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности