Система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, проанализировать взаимодействие стран-участниц Таможенного Союза.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Проанализировать таможенно-тарифную политику Российской Федерации;
Рассмотреть основную нормативно-правовую базу в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД;

Оглавление

Введение……..……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ………………………………...6
1.1 Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности …………..………………….6
1.2 Основные цели таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности …………………………….10
1.3 Правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ..…………………………..13
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………..……...…19
2.1 Основные направления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………….....…19
2.2 Методы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ………….……………...….22
2.3 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности ……...…………….……….26
Заключение ...……………………………………………………………………30
Список используемой литературы ………………………..…..……………..…32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.94 Кб (Скачать)

2.1 Основные направления  таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности

Реализация таможенно-тарифной политики в настоящее время  осуществляется в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно:

- посткризисное восстановление  мировой экономики и мировых  товарных рынков  характеризуется высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики;

- ускорятся технологические  и структурные изменения в  мировой экономике, расширится и  усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность  новых центров силы из числа  развивающихся стран, что потребует  совершенствования структуры и  других качественных параметров  таможенного тарифа, упорядочения  системы преференций, повышения  эффективности таможенного администрирования;

- гармонизация норм внешнеторгового  регулирования и торгово-политической  практики стран ТС и СНГ  в целом с общепринятыми международными  нормами, институциональная консолидация  ТС позволят перейти к решению  практических вопросов формирования  большого евразийского экономического  пространства с участием Европейского  союза, активизировать переговорный  процесс о создании зоны свободной  торговли с ЕС и рядом других  стран дальнего зарубежья;

- повышение роли государственной  поддержки как инструмента роста  конкурентоспособности отечественных  производств, укрепления их позиций  на внутреннем и внешних рынках  потребует более тесного, оперативного  согласования мер торговой, в  том числе таможенно-тарифной, политики  с другими мерами экономической политики в целях усиления их совокупного стимулирующего эффекта (например, развитие институтов и инструментов поддержки экспорта должно сопровождаться упрощением таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной продукции);

- интенсификация инновационных  процессов в российской экономике  требует активного включения  России в международную научно-техническую  и производственно-технологическую  кооперацию, что повысит актуальность  задачи ее стимулирования средствами  таможенно-тарифной политики через  снижение тарифного обложения  материалов, частей и компонентов, участвующих в кооперационном  обмене, расширение практики использования  экономических таможенных режимов, упрощение и ускорение таможенных  процедур.

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России считаются:

1)  соблюдение системы  приоритетов: обеспечение интересов  России; обеспечение интересов блока  стран, возглавляемого Россией; обеспечение  интересов мирового сообщества  в целом;

2)  сочетание интересов  государства и интересов отдельных  участников внешнеэкономической  деятельности при обязательном  приоритете общенациональных интересов;

3) обеспечение внешней  безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др;

4) содействие улучшению  структуры внешнеторгового оборота,   улучшению структуры экспорта  и импорта;

5) соблюдения интересов  отечественных производителей товаров.

Направления таможенно-тарифной политики в последние годы строятся во исполнение постановления Правительства Российской Федерации "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год" в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

1. Необходимо обеспечить  эффективность и оперативность  механизма функционирования наднациональных  органов таможенного союза, полностью  отвечающего задачам, стоящим как  перед союзом в целом, так и  каждой из стран-участниц. Это  требует внедрения соответствующих  правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать  позиции сторон в рамках ТС  и учитывать их в рамках  решений наднациональных органов.

2. Предстоит выработать  и внедрить эффективные механизмы  продвижения позиции России в  таможенном союзе, усилить обосновательную  базу предлагаемых российской  стороной решений, прогнозирование  их социально-экономических и  торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России  в таможенном союзе подкреплялась  конкретными результатами в отношении  соблюдения экономических и торгово-политических  интересов российской стороны. В  этих целях предстоит повысить  прозрачность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

3. Более тесное интегрирование  таможенно-тарифной политики в  процессе диверсификации, структурной  перестройки и внедрения инноваций  в отечественный производственный  комплекс.

 

 

 

2.2 Методы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Таможенно - тарифное регулирование служит основным методом экономического воздействия на экспортно-импортные товарные потоки, пересекающие таможенную границу государства. Особенность его состоит в том, что этот метод регулирования воздействует на внешнеторговые связи посредством цены.

Методы таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенная процедура
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
  • Таможенная стоимость
  • Таможенные пошлины
  • Тарифные льготы
  • Страна происхождения товаров

Все эти элементы и порядок их применения закреплены в международной правовой базе и нормативно-правовой базе таможенного союза, а также законодательством Российской Федерации.

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

  1. Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ);
  2. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
  3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
  4. Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

Тарифные методы регулирования внешней торговли являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф.

Таможенный тариф - это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таможенный тариф состоит из двух основных элементов - ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности. Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах развитых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Одной из целей таможенного регулирования и контроля над перемещением товаров за границу является получение государством доходов от экспорта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значительной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей.

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью таможенных платежей, выполняя тем самым роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов федерального бюджета.

Таможенная пошлина - особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе или вывозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза и вывоза товаров. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку включается в продажную цену.

Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний. Если иностранные поставщики не пожелают снизить цены, по которым они ввозят товары, ради сохранения своего экспортного рынка, то спрос на импортные товары сократится и уменьшится объем их поставок. Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортом продукцию, безусловно, выигрывают от введения таможенной пошлины. Следующее за этим повышение цен на внутреннем рынке стимулирует рост производства отечественных товаров. Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа.

Таким образом, одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является таможенно-тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

 

2.3 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности

Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась.

В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства.

Информация о работе Система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности