Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:23, курсовая работа
Таможенной службе принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства и внешнеэкономического регулирования. Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. В мире происходят серьезные изменения, и Республика Беларусь не может находиться от них в стороне. Тем более что изменения эти происходят в непосредственной близости от территории РБ. Вступление 1 мая 2004 года трех стран – соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) в Европейский Союз принесло с собой немало изменений и, прежде всего, в сфере таможенно – тарифного регулирования. Поэтому я выбрал тему своей курсовой работы «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ». Думаю, она очень актуальна в связи с происходящими в мире событиями.
Считаю, что тема эта достаточно разработана. В первую очередь, при написании работы, я использовала нормативно-правовые акты, регулирующие таможенное законодательство в РБ. Это Таможенный кодекс РБ, Законы РБ «О государственном регулировании ВЭД», «О Таможенном тарифе» и другие документы. Также помогли мне в написании работы статьи Забавского Г. В., Моториной О. И., Мацкевича В. В. и другие.
Предметом моего исследования явились тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД, а также последствия осуществления этих методов регулирования странами - новыми членами ЕС по отношению к Республике Беларусь.
Основной целью моего исследования является изучение тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД в РБ.
Проведя это исследование, основными результатами его явилось получение мною дополнительных систематизированных знаний по данной проблеме, всестороннее изучение предмета исследования.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Сущность и организация таможенного регулирования ВЭД…………………………….....4
1.1 Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД в РБ………...4
1.2 Основные понятия и категории таможенного регулирования……………………..…8
1.3 Органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД в РБ....………………………………………………………………...……………………………….11
Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД………………………………...…………….14
2.1 Основные методы нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, декларирование)………………………………………………………………………………….14
2.2 Таможенно-тарифное регулирование при различных таможенных режимах………..24
2.3 Понятие таможенного тарифа, его виды………………………………………...............27
2.4 Методы определения таможенной стоимости товаров………………………………...29
3 Проблемы таможенного регулирования ВЭД в РБ...……………………………………….42
Заключение…….…………………………………………………………………………………48
Список литературы……..………………………………………………………………………..50
Итак, в этой главе я попытался рассмотреть нормативно-правовые основы таможенного регулирования в Республике Беларусь. Помимо множества законодательных актов, осуществляющих таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ, основными являются Таможенный кодекс и Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе» (в редакции от 5 декабря 1997 г., с изменениями и дополнениями), а также Закон Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Также на территории Республики Беларусь действует Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, позволяющая обеспечить сопоставимость статистических данных о товарах, участвующих в мировой торговле. Несмотря на многочисленность законодательных актов, обеспечивающих таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ, они имеют некоторые недостатки. Многие нормативно-правовые акты дублируют друг друга. Некоторые из них потребовали внесения дополнений и изменений по прошествии короткого промежутка времени. Эти и другие недостатки затрудняют проведение ВЭД. Даже несущественные изменения в законодательстве приносят за собой большие потери и трудности для тех, кто непосредственно осуществляет внешнеторговые операции.
1.2 Основные понятия и категории таможенного регулирования
Таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.
Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются:
Таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория Республики Беларусь, внутренние воды и воздушное пространство над ними.
На территории Республики
Беларусь могут находиться свободные
таможенные зоны и свободные склады.
Территории свободных таможенных зон
и свободных складов рассматрив
Пределы таможенной территории Республики Беларусь, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Республики Беларусь.
Для более глубокого
понимания сущности таможенного
регулирования в Таможенном Кодексе
РБ дается трактовка основных понятий
и категорий таможенного регули
1.3 Органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД в РБ
Таможенное регулирование непосредственно осуществляют таможенные органы Республики Беларусь, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь.
Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Таможни действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Государственные органы
и должностные лица, не осуществляющие
руководства таможенными
Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает таможенные лаборатории.
В целях проведения исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе Государственного таможенного комитета Республики Беларусь действуют исследовательские учреждения и учебные заведения подготовки кадров и повышения их квалификации.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь.
Таможенные органы Республики Беларусь выполняют следующие основные функции:
2.Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД
2.1 Основные методы нетарифного регулирования
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.
Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
• во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;
• в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:
Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Информация о работе Таможенное тарифное и нетарифное регулирование