Сущность таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:49, курс лекций

Краткое описание

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ.

Файлы: 1 файл

Сущность таможенного контроля.doc

— 583.50 Кб (Скачать)
  1. Сущность таможенного контроля (понятие, задачи и цели)    

 

Таможенный  контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ.

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, таможенный контроль производится в следующих формах: проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (осмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических, в том числе должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. 

Основными задачами таможенного контроля являются:

- установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- обнаружение товаров,  запрещенных к ввозу, вывозу  товаров, перемещение которых  через таможенную границу допускается  только с соблюдением установленных  на этот счет положений и  предоставление их незаконного перемещения;

- выявление товаров  и транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу без  документов;

- определение тарифного  наименования товара согласно  ТН ВЭД, его цены, количества  и качества.

К целям таможенного  контроля относятся:

- определение соответствия  досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

- определение соответствия  досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими  регламентирующими перечнями и  списками;

- контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;

- классификация товаров  по ТН ВЭД;

- определение стоимости,  количества, качества.

Цель  таможенного контроля состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Институт таможенного  контроля понимается двояко: во-первых, как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Во-вторых, как совокупность проверочных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. формы таможенного контроля.

 

Таможенным кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень форм таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ):

  1. проверка документов и сведений;
  2. устный опрос;
  3. получение пояснений;
  4. таможенное наблюдение;
  5. таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  6. таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
  7. личный досмотр;
      1. проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
      1. осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
      2. таможенная ревизия.

 

1) Проверка  документов и сведений – форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления, для проверки документов.

В соответствии с пунктом 1 ст. 367 Таможенного кодекса Российской Федерации целями применения данной формы таможенного контроля являются:

  • установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);
  • проверка достоверности сведений, содержащихся в документах: данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др., сведения об уплате таможенных платежей и др. данные;
  • проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф грузовой таможенной декларации, отсутствие исправлений).

При реализации данной формы  таможенного контроля,  таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, должностные лица вправе самостоятельно использовать информацию, полученную из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.

Документы необходимые  для таможенного контроля, в соответствии с пунктами 28 - 30 ст. 11 Таможенного  кодекса РФ классифицированы в следующие  группы:

  • транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары,  и транспортные средства при международных перевозках;
  • коммерческие документы – счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ, если из Таможенного кодекса РФ не вытекает иное;
  • таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

Перечнь проверяемых  документов завистт от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представление товаров в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, оформление внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров и прочии).

Проведение проверки документов и сведений, в отдельных  случаях, допускается до перемещения  товаров через таможенную границу  России. Например, в соответствии с  пунктом 1 ст. 130 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Инструкции о действиях  должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальным контролем.

Актуальность этой формы  таможенного контроля - проверки документов и сведений, объясняется возможностью получить в процессе его проведения такого объема и характера информации, которая на данном этапе производства таможенного контроля позволяет принять решение о целесообразности применения иных форм.

При проведении таможенного  контроля должностным лицам таможенного  органа, уполномоченным производить  таможенный контроль, должны быть представлены соответствующие документы и сведения, а также перемещаемые через таможенную границу РФ товары и транспортные средства. При этом таможенный орган исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенных документах вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения. Такой запрос составляется в произвольной письменной форме и устанавливается срок для их представления. При этом запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если такое прямо не запрещено (ст.ст. 149-154 ТК РФ).

Перечень документов и сведений зависит от вида транспорта, на котором осуществляется международная  перевозка товаров, а также от цели перемещения товаров и транспортных средств. Именно документы и содержащиеся в них сведения служат источником информации, которая может использоваться для выбора иных форм проведения таможенного контроля, в этой связи законодатель в статье 366 Таможенного кодекса РФ отвел первое место этой форме таможенного контроля.

Таможенный контроль после выпуска товаров в форме  проверки документов и сведений проводится исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. При этом таможенный орган вправе в письменной форме мотивированно запросить дополнительные документы и сведения, установив достаточный срок для их представления (как правило, 3 – 5 дней). При проведении проверки после выпуска товаров таможенные органы имеют право:

  • получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в ст. 16 Таможенного кодекса России, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев СВХ, ТС и таможенных перевозчиков;
  • запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную  территорию Российской Федерации, - также и к последующими операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами;
  • получать пояснения от лиц;
  • получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.

Таким образом, при проведении проверки документов и сведений, таможенный органы анализируют как информацию и сведения, имеющиеся в таможенных органах, так и информацию, представленную банками и иными кредитными организациями, декларантами или иными лицами, имеющими отношение к операциям с товарами, а также информацию представленную налоговыми и другими контролирующими и правоохранительными органами.

При проведении проверки документов и сведений лицо, в отношении  которого она проводится, о ней  не уведомляется. Требования к документу, составляемому по результатам проверки документов и сведений, Таможенным кодексом России не установлены.

По результатам проверки документов и сведений в случае выявления неполной уплаты таможенных платежей вследствие допущенных при декларировании ошибок методологического или технического характера и при отсутствии признаков административного правонарушения или преступления производится расчет и взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей согласно порядку, установленному Таможенным кодексом России.

При выявлении данных, которые свидетельствуют о возможном  заявлении при таможенном оформлении недостоверных сведений, и при возможности проверки таких сведений только в рамках таможенной ревизии может быть принято решение о проведении таможенной ревизии в любой форме.

 

2). Устный опрос – (ст. 368 ТК РФ) форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств.

Возможность проведения устного опроса ограничивается производством  таможенных операций при перемещении  через таможенную границу товаров  и транспортных средств.

Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями  организаций, обладающих полномочиями в отношении оформленных товаров и транспортных средств, например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования  товаров таможенным брокером.

Данная форма таможенного  контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.

 

3). Получение пояснений – (ст. 369 ТК РФ)  форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации.

В отличие от устного  опроса, возможность получения пояснений  не ограничена институтом таможенного контроля и допускается везде, где Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для внутреннего потребления.

Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующей информацией об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

Информация о работе Сущность таможенного контроля