Сущность таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:49, курс лекций

Краткое описание

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ.

Файлы: 1 файл

Сущность таможенного контроля.doc

— 583.50 Кб (Скачать)

3. Специальные упрощенные  процедуры таможенного оформления  устанавливаются для лиц, осуществляющих  ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации,  и могут предусматривать подачу  периодической таможенной декларации (статья 136), выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (статья 150), проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также от соблюдения таможенных режимов

Могут устанавливаться  следующие специальные упрощенные процедуры:

а)   временное   хранение  товаров,   находящихся   под  таможенным контролем, на складе (складах) Заявителя;

б) предварительное  декларирование товаров  с подачей  неполной или  неполной периодической таможенной декларации;

в) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем  на складе  (складах)  Заявителя,  с  подачей  периодической таможенной декларации;

г) выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Заявитель  вправе  выбрать  для  таможенного  оформления  своих товаров одну  или несколько  специальных упрощенных  процедур, если иное   не   устанавливается   условиями   применения  запрашиваемой специальной упрощенной процедуры).

Выпуск товаров допускается  при условии, что декларантом  представлены:

- документы, содержащие  сведения, позволяющие идентифицировать  товары, а также подтверждающие  соблюдение ограничений, установленных  законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности;

- документы, подтверждающие  уплату таможенных пошлин, налогов или документы, подтверждающие обеспечение такой уплаты;

- письменное обязательство  о подаче таможенной декларации, а также необходимых документов  и сведений в срок, установленный  таможенным органом (форма обязательства  утверждена приказом ФТС от 05.09.2006 № 842 «Об утверждении формы обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и ведений»).

Срок подачи таможенной декларации не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров. При этом применяются ограничения, предусмотренные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также порядок исчисления таможенных пошлин, налогов (в том числе ставки таможенных платежей, курсы иностранных валют), действующие на день выпуска товаров.

            Декларирование товаров производится  таможенному органу, осуществившему  выпуск товаров.

 

  1. Таможенные режимы. Виды таможенных режимов. Выбор и изменение таможенных режимов.

Таможенный  режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Все таможенные режимы разделены законодателем  на четыре самостоятельные группы.

1. Основные таможенные  режимы.

              - выпуск для внутреннего потребления;

              - экспорт;

              - международный таможенный транзит;

2. Экономические таможенные  режимы.

              - переработка на таможенной территории;

              - переработка для внутреннего  потребления;

              - переработка вне таможенной  территории;

              - временный ввоз;

              - таможенный склад;

              - свободная таможенная зона (свободный  склад);

3. Завершающие таможенные  режимы.

              - реимпорт;

              - реэкспорт;

              - уничтожение;

              - отказ в пользу государства;

4. Специальные таможенные  режимы.

              - временный вывоз;

              - беспошлинная торговля;

              - перемещение припасов;

              - иные специальные таможенные  режимы.

          Данное  разделение таможенных режимов  на группы, может быть обусловлено  следующим:

  • основные таможенные режимы рассматриваются в качестве таковых из-за частоты обращения к ним участников ВЭД, то есть часто применяемые таможенные режимы;
  • экономические таможенные режимы объединены в соответствующую группу по нескольким признакам:

                       - хозяйственно целевому применению  товаров, например, изготовление или ремонт товаров в режимах переработки, продажа товаров в режиме таможенного склада, временный ввоз товаров для обеспечения деятельности представительств зарубежных компаний аккредитованных на территории РФ;

                       - наличию экономической заинтересованности в виду предоставляемых преимуществ (полное либо частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, неприменение к товарам мер нетарифного регулирования);

  • завершающие таможенные режимы характеризуются окончанием таможенного контроля по завершению действия любого из них. Например, товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:

                       - выпуска для свободного обращения;

                       - уничтожения;

                       - отказа в пользу государства.

  • специальные таможенные режимы предусматривают, в основном, узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных пошлин, налогов. Например, перемещение в качестве припасов, перемещение для продажи в магазине беспошлинной торговли, перемещение для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий.

          ТК РФ предусмотрены общие условия или принципы применения таможенных режимов, которые должны соблюдаться вне зависимости от вида конкретного режима:

     - право выбора любого таможенного режима в соответствии с ТК РФ – пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенный режим, но при условии соблюдения всех его требований);

     - право изменения  выбранного таможенного режима  на иной в соответствии с  ТК РФ – пункт 2 ст. 156 ТК РФ (заинтересованное лицо вправе  в любое время изменить избранный таможенный режим на иной, при условии соблюдения требований изменяемого и избираемого таможенных режимов). При этом, если выбор таможенного режима – это всегда право, то изменение выбранного режима может рассматриваться одновременно и как обязанность, когда действие таможенного режима завершается. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 223 ТК РФ не позднее дня истечения срока хранения товаров на таможенном складе товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму. Таким образом, обязанность заявить иной таможенный режим порождает право выбора конкретного (иного) таможенного режима.

Основные таможенные режимы: общая характеристика, содержание

- выпуск товаров для внутреннего  потребления; 

- экспорт; 

- международный таможенный транзит.

          Группа  основных таможенных режимов  наиболее востребована на практике. Данные режимы не представляют  большой сложности в применении. С практической точки зрения  являются «устоявшимися», так как  используются со времен Таможенного  кодекса СССР.

Как правило, таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и экспорта применяются в целях реализации международных договоров купли – продажи товаров.

Таможенный режим международного таможенного транзита способствует осуществлению внешнеторговых поставок товаров, в случаях, когда маршрут движения товара проходит через территорию РФ.

Выпуск  товаров для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их обратном вывозе.

Применение таможенного режима выпуска для внутреннего потребления  регулируется следующими документами:

- ТК РФ (§ 1 главы 18 ТК РФ);

- приказ ФТС России от 3 августа  2006 г. № 724 «Об утверждении новых  форм комплектов бланков таможенной  декларации и транзитной декларации»;

- приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057 «Об утверждении  Инструкции о порядке заполнения  грузовой таможенной декларации  и транзитной декларации». 

- приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536 «Об утверждении Перечня  документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

- приказ ГТК России от 30 марта  2004 г. № 395 «Об утверждении Инструкции  о совершении таможенных операций  при декларировании товаров в  электронной форме».

Учитывая то, что в большинстве  случаев при выпуске товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, имеет место взимание всех основных видов таможенных платежей, можно  также выделить:

- Закон РФ «О таможенном тарифе»

- Налоговый кодекс РФ;

- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

- Постановление Правительства  РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О  ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

Существует ряд документов, содержащих дополнительные требования при ввозе  на таможенную территорию РФ отдельных  видов товаров, например, оружия, продуктов  питания, культурных ценностей и  др. Данные требования отнесены к запретам и ограничениям, предусмотренным законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Варианты таможенного  декларирования товаров, помещаемых под  таможенный режим выпуска для  внутреннего потребления, допускают:

- предварительное декларирование  товаров (статья 130 ТК РФ);

- декларирование товаров различных  наименований, содержащихся в одной  товарной партии с указанием  одного классификационного кода  по ТН ВЭД России (статья 128 ТК  РФ);

- подачу неполной таможенной декларации (статья 135 ТК РФ);

- подачу периодической таможенной  декларации (статья 136 ТК РФ);

- выпуск товаров до подачи  таможенной декларации (статья 150 ТК  РФ).

Применение таможенного  режима выпуска для внутреннего  потребления предусматривает несколько видов выпуска товаров.

1. Выпуск товаров для свободного обращения, при условии уплаты всех необходимых таможенных пошлин, налогов, а также соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Товары, выпущенные в свободное обращение, для таможенных целей приобретают статус российских товаров.

Таможенный режим выпуска для  внутреннего потребления (с целью  оформления товаров для свободного обращения) может быть заявлен не только при ввозе товаров, но и при их нахождении на таможенной территории РФ в соответствии с ранее заявленным таможенным режимом. Например, в случаях выпуска в свободное обращение:

- иностранных товаров для переработки  и (или) продуктов их переработки;

- временно ввезенных товаров; 

- товаров, хранящихся на таможенном  складе.

2. Условный выпуск товаров:

- освобожденных от уплаты таможенных  пошлин, налогов; 

- без представления отдельных  разрешительных документов;

- при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов;

- при фактическом непоступлении  сумм таможенных пошлин, налогов  на счет таможенного органа.

Условно выпущенные товары продолжают сохранять статус находящихся под  таможенным контролем и рассматриваются как иностранные товары.

Выпуск для внутреннего потребления  с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, как правило, связан с ограничениями по пользованию  и распоряжению товарами (подпункт 1 пункта 1 статьи 151 ТК РФ). Например, при  помещении гуманитарной помощи под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления предоставляется полное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей (постановление Правительства РФ от 4 апреля 1999 г. № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации»), при этом запрещается полная либо частичная продажа гуманитарной помощи. Ограничения предусмотрены и в случае ввоза товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями. Ввозимый товар помещается под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты таможенной пошлины, а в отношении технологического оборудования и налога на добавленную стоимость. Выпуск таких товаров обусловлен запретом их продажи на территории РФ.

Информация о работе Сущность таможенного контроля