Сущность таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:49, курс лекций

Краткое описание

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ.

Файлы: 1 файл

Сущность таможенного контроля.doc

— 583.50 Кб (Скачать)

Данная форма таможенного  контроля тесно связана с другой формой контрольной деятельности –  осмотром помещений и территорий.

 

9). Осмотр помещений и территорий – (ст. 375 ТК РФ) форма таможенного контроля проводимого в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Осмотр помещений и  территорий проводится при наличии  информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных Таможенным кодексом России, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.

Осмотр помещений  и территорий может проводиться  таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу  Российской Федерации, в зонах таможенного  контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территории этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом России, для проверки такой информации.

Информация, необходимая  для проведения осмотра, может быть получена из таких источников как  сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения  в средствах массовой информации; сведения, поступившие от других таможенных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; информация, поступившая от таможенных, правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций.

Осмотр помещений и территорий у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, может проводиться при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию России с нарушением предусмотренного порядка, для проверки такой информации. В ходе осмотра помещений и территорий, может проводиться проверка хранящихся товаров на предмет маркировки специальными марками и наличия на них идентификационных знаков.

Не рекомендуется проведение осмотра в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Не допускается проведение осмотра жилых помещений.

Осмотр помещений и  территорий должен проводиться в  минимальный период времени, необходимый  для его проведения, и не может  продолжаться больше одного дня.

Осмотр проводят уполномоченные должностные лица таможенных органов  при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) и служебного удостоверения либо Решения1. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в помещения и на территории определен приказом ГТК России от 19.01.2004 №48 «Об утверждении перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра». Если федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими федеральными законами.

Перед началом осмотра  помещений и территорий должностные  лица таможенного органа предлагают лицу, чьи территории или помещения  подлежат осмотру, добровольно представить  товары или транспортные средства, а также вскрыть помещения, емкости и другие места, где могут находиться товары, находящиеся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенные или ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями порядка, установленного Таможенным кодексом России.

В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрывать запертые помещения в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Решение о вскрытии помещения (далее – вскрытие) принимает лицо, проводящее осмотр. О каждом случае вскрытия помещения составляется акт в произвольной форме, в котором указываются: дата, место (с указанием точного адреса), время вскрытия; инициалы и фамилия, должность лица, производившего вскрытие; основания и по каким причинам оно производится (отказ в доступе должностным лицам таможенного органа или отсутствие лица, чьи помещения или территории вскрываются); инициалы и фамилии лиц, присутствовавших при вскрытии; в отношении должностных лиц – занимаемая должность, а в отношении понятых – паспортные данные или данные другого документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства.

При проведении осмотра  помещений и территорий должностные  лица таможенных органов также вправе привлекать специалистов других органов, организаций, а также экспертов  для оказания содействия в его  проведении. В то же время должностные лица таможенных органов при проведении осмотра помещений и территорий несут определенные обязанности:

- проводить осмотр  в установленные сроки;

- вносить в акт осмотра  помещений и территорий (далее  – Акт) сведения, выявленные в  результате осмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при осмотре;

- возбуждать в соответствии  с требованиями КоАП Российской  Федерации дела об административном  правонарушении;

- не причинять неправомерный  вред товарам и помещениям;

- обеспечивать соблюдение  прав и законных интересов лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, их представителей, а также владельца или пользователя помещения и других лиц, присутствующих при осмотре;

- хранить государственную  и иную охраняемую законом  тайну, а также не разглашать сведения, ставшие им известными в связи с проведением осмотра;

- соблюдать иные требования  законодательства Российской Федерации,  международных договоров Российской  Федерации и нормативных правовых  актов ФТС России.

При проведении осмотра  помимо лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (его представителя) и лица, чьи помещения или территории осматриваются, могут присутствовать работники складов временного хранения, таможенных складов, магазина беспошлинной торговли, если осмотр проводится на складе или в магазине, лица, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур; технический персонал, осуществляющий содействие в проведении осмотра; представители других государственных органов (по решению начальника таможенного органа) и специалисты; понятые.

По результатам осмотра  должностным лицом, проводившим  осмотр, составляется Акт. Второй экземпляр  составленного Акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Акты регистрируются в журналах учета актов осмотра помещений и территорий и хранятся в архиве таможенного органа. В случае проведения осмотра в рамках проведения специальной таможенной ревизии они приобщаются к материалам ревизии и хранятся в деле.

 

10). Таможенная ревизия – (ст. 376 ТК РФ) форма таможенного контроля, которая заключается в проведении таможенными органами (в общей и специальной формах) проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в грузовой таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности со счетами, с другой информацией, имеющейся  у проверяемых лиц (декларантов, лиц осуществляющих деятельность в области таможенного дела и других проверяемых лиц).

Правовые нормы Таможенного  кодекса Российской Федерации о  таможенном контроле всех товаров и  транспортных средств, перемещаемых через  таможенную границу (ст. 14 ТК РФ), их декларированию (ст. 123 ТК РФ), о запрете пользования  и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 15 ТК РФ) – основа проведения таможенной ревизии.

Таможенная ревизия  может проводиться в общей  и специальной формах.

Проведение общей и специальной таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Результаты проведения таможенной ревизии оформляются  актом по форме определяемой федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченной в области таможенного дела.

Детально вопросы организации  и проведения таможенной ревизии  освещены в следующем параграфе  данной главы.

 

4) Понятие и  формы декларирования товаров;  Основные сведения указываемые  в ГТД декларации. 

 

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Стадия основного таможенного  оформления предназначена для таможенного  декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 168 ТК РФ декларированию также  подлежат товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется (в том числе при отсутствии факта перемещения через таможенную границу РФ).

Согласно ст. 169 ТК РФ декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование как  составная часть основного таможенного  оформления товаров и транспортных средств и само таможенное оформление — это настолько близкие по смыслу понятия, что для избежания путаницы в понятийном аппарате, а также с целью унификации и гармонизации таможенных процедур с общепринятыми в мировой практике разработчики Проекта нового Таможенного кодекса РФ вообще исключили из него понятие "таможенное оформление", заменив его понятием "таможенное декларирование", в которое вложили смысл процедуры основного таможенного оформления товаров и транспортных средств в его сегодняшнем понимании.

Декларирование товаров  и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и выполняет следующие функции:

  • обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;
  • служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;
  • носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Декларирование производится путем заявления по установленной  форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.).

Вместе с тем сведения могут представляться (и, как правило, представляются) таможенным органам  РФ гораздо раньше, задолго до начала производства таможенного декларирования, например, подача уведомления в месте  ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, представление товаросопроводительной и товаротранспортной документации в местах доставки товаров на СВХ. В чем же тогда состоит особенность таможенного декларирования? Для характеристики таможенного декларирования и выявления его особенностей необходимо обратить внимание на такие элементы, как:

  • форма декларирования, включая документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
  • лица, уполномоченные на подачу таможенной декларации (декларанты).

Заявляемые при декларировании сведения должны объективно и полно отражать фактические данные о товарах и транспортных средствах. Заявление недостоверных сведений является нарушением таможенных правил и влечет ответственность, предусмотренную ст. 279 ТК РФ.

 

 

Документы и  сведения, предоставляемые при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом.

При м/н перевозке жд транспортом перевозчик представляет там. органу жд накладную и имеющиеся  у него коммерческие документы на перевозимые товары.

Информация о работе Сущность таможенного контроля