Сущность таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:49, курс лекций

Краткое описание

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ.

Файлы: 1 файл

Сущность таможенного контроля.doc

— 583.50 Кб (Скачать)

В 2006 году Федеральной таможенной службой России вводится в действие легко возводимый ИДК в пункте пропуска «Троебортное» Брянской таможни Центрального таможенного управления.

ФТС России планируется  создание системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, состоящей из ИДК различных типов и модификаций, размещенных на пунктах пропуска через государственную границу. По оценке специалистов ФТС России потребность таможенных органов составляет не менее 50 стационарных и более 70 мобильных ИДК.

 

7). Личный досмотр – исключительная форма таможенного контроля, применяемая физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящегося в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка установленного Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.373 ТК РФ).

Положения Таможенного  кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок личного досмотра, содержат все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, в том числе право на охрану достоинства личности государством. В частности, это выразилось в признании личного досмотра исключительной формой таможенного контроля, т.е. применяемой лишь в тех случаях, когда имеются достаточно веские основания предполагать о совершении правонарушения и не имеется иных возможностей такие предположения проверить.

Основаниями для проведения личного досмотра считаются:

1. Информация, содержащаяся:

  • в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;
  • в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации;
  • в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
  • в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации;

2. Непорседственное обнаружение  должностным лицом таможенного  органа любых признаков, прямо  или косвенно указывающих на  то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.

Места производства таможенного  контроля могут быть:

  • в международных морских (речных) и воздушных портах;
  • на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • на транспортных средствах (например, в поездах).

Компетенцией принятия решения о необходимости производства личного досмотра обладает начальник  таможенного органа, либо лицо его  замещающее.

Решение о проведении личного досмотра принимается в  письменной форме путем:

-наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа;

-оформления отдельного  акта.

Форма, в которой выражается решение о проведении личного  досмотра, избирается начальником таможенного  органа (лицом, его замещающим) в  зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность расположения места, в котором должен проводиться личный досмотр, отсутствие связи и т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра.

Участниками личного  досмотра являются следующие лица:

1. Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.

2. Досматриваемое лицо – физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра.

Специальных требований (возраст, дееспособность) к данному участнику личного досмотра не предъявляются. Исключения составляют ограничения возможности проведения личного досмотра, обусловленные профессиональной принадлежности физического лица. Перечень таких лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент Российской Федерации, депутаты Федерального Собрания  РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других лиц.

К обязанностям досматриваемого  лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного  органа, проводящего личный досмотр.

При проведении личного досмотра, лицо имеет право:

  • знакомиться с решением о проведении личного досмотра;
  • ознакомиться со своими правами и обязанностями;
  • добровольно выдать скрываемые предметы;
  • давать объяснения, заявлять ходатайства;
  • пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
  • знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него;
  • получить второй экземпляр акта личного досмотра;
  • обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.

Личный досмотр несовершеннолетнего  лица может проводиться лишь в присутствии родителей, опекунов и других его законных представителей.

3. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом.

Главные обязанности  понятых заключаются в присутствии  при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всей, отраженной в акте личного досмотра информации о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.

Иные участники личного  досмотра привлекаются в зависимости  от его особенностях (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный досмотр и др.). В качестве таких лиц выступают:

  • медицинский работник;
  • специалист;
  • переводчик;
  • законный представитель (родители, усыновители, опекуны, попечители)  несовершеннолетнего либо недееспособного лица.

Личный досмотр должен проводиться только в отдельном  изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность  наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении, аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.

Недопустимо проводить  личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении. В процессе личного досмотра запрещается делать какие-либо замечания по поводу мест и способов сокрытия предметов, а также поведения  и личности досматриваемого лица, за исключением случаев, когда это необходимо приглашенным специалистам для выполнения поставленных перед ними задач.

При проведении личного  досмотра не допускается унижение достоинства  и причинение неправомерного вреда  здоровью и имуществу досматриваемого  лица. Личный досмотр должен проводиться  в пределах, необходимых для обнаружения  скрытых физическим лицом при  себе товаров.

 В случае добровольной  выдачи досматриваемым лицом  товаров должностное лицо таможенного  органа имеет право ограничиться  их изъятием, если у него нет,  достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает  еще какие-либо товары. Данное  решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.

О проведении личного  досмотра составляется акт, в двух экземплярах, причем второй экземпляр вручается  под расписку досматриваемому лицу.

Протокол личного досмотра приобщается соответственно  к  материалам уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил при его возбуждении.

 

8). Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков – (ст.375 ТК РФ) форма таможенного контроля, проводимого таможенными органами с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Данная форма таможенного  контроля применяется в отношении товаров не находящихся под таможенным контролем. Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 36 Таможенного кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами РФ, таможенные органы  проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации:

  • путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации;
  • путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличием на них идентификационных  знаков или иных способов обозначения  товаров является подтверждение  легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, и выпускаемые для свободного обращения подлежат маркировке акцизными марками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.99 №1008 «Об акцизных марках».

Что качается непосредственно маркировки товаров, то их несколько видов: товарная, отправительская, специальная, транспортная.

  1. Товарная маркировка – наименование товара, заводская марка, номера заказа, наряда, сорт, дата выпуска.
  2. Отправительская маркировка – страна, наименование отправителя и получателя, пункта отправления и назначения, общее число мест, вес брутто, нетто.
  3. Специальная маркировка – предупредительные надписи и обозначения (верх, не кантовать, боится сырости и т.д.), предписывающие способы обращения с товаром при хранении, проведении погрузочно – разгрузочных работ, перевозок.
  4. Транспортная маркировка – число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии.

Таможенное законодательство подчеркивает важную роль применения средств идентификации и их проверки при проведении таможенного контроля.

Согласно ст. ст. 73-76 Таможенного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан сообщить таможенному органу сведения о товарах, необходимых для их идентификации.

Согласно ст. 83 Таможенного  кодекса Российской Федерации для  целей идентификации товаров  таможенный орган отправления вправе использовать средства маркировки для  таможенных целей. Согласно ст. 359, 361 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если они не разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям товаров и сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и транспортных документах.

 В соответствии  с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. На основании ст. 27 Федерального закона «О техническом регулировании» продукт, соответствует  требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном данным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Обнаруженные таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факт отсутствия указанных марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров, рассматриваются как подтверждение факта ввоза товаров в Российскую Федерацию без производства таможенного оформления. Бремя доказывания выявленных таможенными органами нарушений возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (пункт 2 ст. 374 ТК РФ).

При обнаружении таможенными  органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (пункт 1 ст. 391 ТК РФ).

Информация о работе Сущность таможенного контроля