Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 06:50, дипломная работа
Тема нашего исследования, на сегодняшний день, является актуальной, потому что злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последняя время во многих, особенно развитых странах мира, приняли катастрофические размеры. Во многих странах наркомания признана национальным бедствием и России не является исключением.
Наркотики - от греческого «наркотикос», то есть приводящий в оцепенение, - были известны в Греции и на Китае за 2 тысячи лет до нашей эры. Из высушенного млечного сока незрелых семенных коробочек мака греки получали опиум и употребляли наркотик вовремя ритуалов в честь бога сновидений Морфея.
Введение
Глава 1. Понятие и содержание терминов «наркотические средства и
психотропные вещества»
Понятие наркотических средств и психотропных веществ
Перечень наркотических средств и психотропных веществ,
подлежащих контролю в Российской Федерации
Классификация наркотических средств и психотропных веществ
Глава 2. Организация деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным оборотам наркотических средств и психотропных веществ
Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных
веществ - одна из основных функций таможенных органов
Российской Федерации
Организационно-правовые основы борьбы таможенных
органов с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Особенности организации борьбы с незаконным перемещением
через таможенную границу Российской Федерации прекурсоров
Формы и методы борьбы таможенных органов с контрабандой
наркотиков и направление их совершенствования
Формы и методы борьбы с контрабандой наркотиков
Пути по совершенствованию деятельности таможенных органов по
борьбе контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Заключение
Список использованных источников
2.2. Организационно-правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Прежде чем показать, как осуществляется деятельность таможенных органов России по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, необходимо остановиться на существующих правилах законного перемещения этих средств и веществ через таможенную границу Российской Федерации.
Порядок этого перемещения закреплен в ст. 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», а более подробно в постановлении правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ».
В соответствие с этим порядком ввоз на таможенную территорию Российской Федерации (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственным унитарным предприятием при наличии лицензии на указанный вид деятельности, которая выдается Министерством торговли Российской Федерации. Для каждого конкретного случая пересечения таможенной границы в целях ввоза (вывоза) указанными предприятиями должны быть получены разрешения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и сертификаты на право ввоза (вывоза), который выдается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (ПККН МЗ РФ).
Указанные разрешения и сертификат не могут передаваться от одного юридического лица другому юридическому лицу.
К каждой партии наркотических средств и психотропных веществ, прилагаются заверенные копии выше указанных разрешений, которые затем направляются соответствующему компетентному органу государства, из которого осуществляется ввоз (вывоз). Юридические лица, осуществляющие ввоз (вывоз) обмениваются соответствующими сертификатами, а таможенные органы делают отметку на указанном сертификате о поступлении конкретной партии наркотических средств или психотропных веществ. Транзит через таможенную территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ запрещен.
Можно так же отметить, что суммарное производство и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации для любых целей не могут государственных квот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляется производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ".
Также ст. 32 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что больной, следующий транзитом через таможенную территорию Российской Федерации, может провозить в целях лечения наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Данный порядок определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 591 «Об утверждении правил провоза наркотических средств и психотропных веществ в лечебных целях больными, следующие транзитом через территорию Российской Федерации».
В соответствии с этими Правилами больные обязаны декларировать наличие у них каждого наркотического средства или психотропного вещества. Вместе с декларацией таможенным органам должны предъявляться следующие документы:
- медицинский документ,
который выдается уполномоченны
- вывозной сертификат на конкретные наркотические средства и психотропные вещества, который выдается компетентным органом страны проживание больного;
- ввозной сертификат, выданный аналогичным
компетентным органом
страны, в которую направляется указанный
больной.
Если больные вынуждены задержаться на территории Российской Федерации вне пункта транзита, то вдобавок к выше указанным документам они должны получить ввозной сертификат Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
Непосредственно осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, законно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ возложено на сотрудников таких отделов как:
А также сотрудников таможенных постов и происходит в соответствии с Типовым порядком таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В необходимых случаях для этого могут приглашаться сотрудники других подразделений таможенных органов или специалисты, обладающие необходимыми специальными знаниями.
Из этого всего можно сделать следующий вывод, что перемещение через границу наркотических средств и психотропных веществ с нарушением правил, описанных выше, входит в понятие незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Борьба с незаконным перемещением наркотиков через таможенную границу и в первую очередь борьба с их контрабандой требует от таможенных органов серьезных организационно-правовых усилий и материальных затрат.
Сложно оценить объемы
наркотических средств и
Динамика задержания контрабанды наркотиков, осуществленных сотрудниками таможенных органов России за 2003-2005 годах (см. приложение 6) показывает, что в последнее время имеет место ярко выраженная тенденция к росту контрабандного перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации. Так, по отчетным данным Федеральной таможенной службы, в 2003 году сотрудниками таможенной службы было выявлено и пресечено 1068 попыток контрабанды наркотиков. Общая масса изъятого составила около 9 тонн, в том числе задержано более 7 тонн марихуаны, гашиша, маковой соломы, почти 116 кг - опия, 146 кг - героина, 1,3 кг - кокаина. Кроме того, таможенными органами было задержано более 115 тонн химических продуктов, являющихся сырьем для нелегального производства наркотиков. В 2004 году таможенными органами пресечено 1031 попытка ввоза наркотиков. Общий вес изъятого составила около 7 тонн, в том числе задержано более 487 кг героина, кокаина 41,5 кг, гашиша около 46,5 кг и опия почти 12 кг, а марихуана и маковая солома составляет около 6 тонн.
А в 2005 году российские таможенники пресекли контрабандный провоз более 6 тонн 250 килограммов наркотиков, психотропных и сильно действующих веществ. Из незаконного оборота изъято свыше 573 кг героина, более 2 тонн марихуаны, около 45 кг кокаина, 61 кг гашиша и 24 кг опия. Самая крупная партия героина составила 247 килограмм, наркотик был расфасован в пакеты для соков.
В соответствии с этим
и строится вся деятельность таможенных
органов по борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств и
При выявлении факта контрабанды наркотиков сотрудники, занимающиеся таможенным оформлением и таможенным контролем, прилагают, как правило, сотрудников специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков или дознания, которые в дальнейшем сами оформляют изъятие этих веществ и проводят иные мероприятия по закреплению следов преступления. В случае, когда пригласить специалистов не представляется возможным, должностные лица таможенных органов, проводящие таможенные оформление и таможенный контроль, производят изъятие обнаруженных наркотических средств и психотропных веществ самостоятельно, о чем делается отметка в Акте таможенного досмотра. Однако достигнуть серьезных результатов в борьбе с контрабандой наркотиков, полагаясь на систему общих мер таможенного контроля, вряд ли возможно.
Поэтому, второе направление включает осуществление уже специальной деятельности, непосредственно направленной на пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Сюда следует отнести патрулирование и проведение других специальных мероприятий и операции подразделениями таможенной охраны и СОБРа.
Особая роль в борьбе с контрабандой наркотиков принадлежит подразделениям дознания таможенных органов. На них ложиться задача по закреплению уголовно-процессуальными действиями следов преступления, возбуждения по факту выявленной контрабанды уголовного дела и проведение первоначальных следственных действий.
Активное участие в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ также принимают и подразделения административных расследований. Ими осуществляется производство по делам о нарушение таможенных правил, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества, в случае, когда отсутствуют признаки состава преступления, либо когда субъектом нарушения таможенных правил выступает юридическое лицо.
Учитывая большой объем и сложность решаемых задач на данной линии работы. В Таможенной службе России создана самостоятельная служба специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ с вертикальной структурой подчинения на всех уровнях системы таможенных органов Российской Федерации (см. приложение 1).
На уровне ФТС в системе Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) в 1999 году была сформирована самостоятельная Служба по борьбе с контрабандой наркотиков (4-я Служба). На нее возложена задача обеспечения руководства деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ и иных правонарушений в сфере таможенного дела, предметом которых являются вышеуказанные средства и вещества. Данная Служба осуществляет непосредственное руководство деятельностью региональных таможенных управлений (РТУ), оперативных таможен и таможен центрального подчинения в сфере борьбы с контрабандой наркотиков, оказывает методическую помощь ниже стоящим звеньям, контролирует состояние оперативно-розыскной деятельности по данной линии работы.
На уровне Южного таможенного управления организация и ведение борьбы с контрабандой наркотиков возложена на Южную оперативную таможню, в составе которой действует отдел по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН). В их задачу входит изучение и анализ наркоситуации в Южном регионе, методическое и оперативно-служебное руководство работой таможен региона по выявлению и пресечению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, ведения региональной статистической базы данных по выявленным правонарушением в данной сфере, координация деятельности таможенных органов региона и непосредственное участие в проведении сложных специальных операций по пресечению каналов незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации в Южном регионе.
Информация о работе Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков