Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 06:50, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашего исследования, на сегодняшний день, является актуальной, потому что злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последняя время во многих, особенно развитых странах мира, приняли катастрофические размеры. Во многих странах наркомания признана национальным бедствием и России не является исключением.
Наркотики - от греческого «наркотикос», то есть приводящий в оцепенение, - были известны в Греции и на Китае за 2 тысячи лет до нашей эры. Из высушенного млечного сока незрелых семенных коробочек мака греки получали опиум и употребляли наркотик вовремя ритуалов в честь бога сновидений Морфея.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и содержание терминов «наркотические средства и
психотропные вещества»
Понятие наркотических средств и психотропных веществ
Перечень наркотических средств и психотропных веществ,
подлежащих контролю в Российской Федерации
Классификация наркотических средств и психотропных веществ
Глава 2. Организация деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным оборотам наркотических средств и психотропных веществ
Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных
веществ - одна из основных функций таможенных органов
Российской Федерации
Организационно-правовые основы борьбы таможенных
органов с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Особенности организации борьбы с незаконным перемещением
через таможенную границу Российской Федерации прекурсоров
Формы и методы борьбы таможенных органов с контрабандой
наркотиков и направление их совершенствования
Формы и методы борьбы с контрабандой наркотиков
Пути по совершенствованию деятельности таможенных органов по
борьбе контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.doc

— 296.00 Кб (Скачать)
  • осуществление борьбы с контрабандой;
  • в пределах своей компетенции, в соответствие с законодательством 
    Российской   Федерации,   осуществления   дознания    по   делам    о контрабанде и осуществление оперативно-розыскных действий.
  • участие и обеспечение участия нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пересечения незаконного оборота через   таможенную    границу   Российской    Федерации наркотических средств    и    психотропных    веществ    и    внесения предложений       вывшее стоящий       таможенный       орган       о совершенствовании такой системы. И, наконец, таможенные посты:
  • осуществляют борьбу с контрабандой;
  • в пределах своей компетенции осуществляют дознания по делам о 
    контрабанде;
  • участвуют в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного    оборота    через    таможенную    границу    Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ.
  •  

 

2.2.    Организационно-правовые    основы    борьбы    таможенных органов с   контрабандой   наркотических   средств   и   психотропных веществ

 

Прежде чем показать, как осуществляется деятельность таможенных органов России по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, необходимо остановиться на существующих правилах законного перемещения этих средств и веществ через таможенную границу Российской Федерации.

Порядок этого перемещения  закреплен в ст. 28 Федерального закона «О наркотических средствах и  психотропных веществах», а более подробно в постановлении правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ».

В соответствие с этим порядком ввоз на таможенную территорию Российской Федерации (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственным унитарным предприятием при наличии лицензии на указанный вид деятельности, которая выдается Министерством торговли Российской Федерации. Для каждого конкретного случая пересечения таможенной границы в целях ввоза (вывоза) указанными предприятиями должны быть получены разрешения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и сертификаты на право ввоза (вывоза), который выдается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (ПККН МЗ РФ).

Указанные разрешения и  сертификат не могут передаваться от одного юридического лица другому юридическому лицу.

К каждой партии наркотических  средств и психотропных веществ, прилагаются заверенные копии выше указанных разрешений, которые затем      направляются      соответствующему      компетентному      органу государства, из которого осуществляется ввоз (вывоз). Юридические лица, осуществляющие ввоз (вывоз) обмениваются соответствующими сертификатами, а таможенные органы делают отметку на указанном сертификате о поступлении конкретной партии наркотических средств или психотропных веществ. Транзит через таможенную территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ запрещен.

Можно так же отметить, что суммарное производство и  ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации для любых целей не могут государственных квот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляется производство,  хранение  и  ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ".

Также ст. 32 Федерального закона «О наркотических средствах  и психотропных веществах» установлено, что больной, следующий транзитом через таможенную территорию Российской Федерации, может провозить в целях лечения наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Данный порядок определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 591 «Об утверждении правил провоза наркотических средств и психотропных веществ в лечебных целях больными, следующие транзитом через территорию Российской Федерации».

В соответствии с этими Правилами больные обязаны декларировать наличие у них каждого наркотического средства или психотропного вещества. Вместе с декларацией таможенным органам должны предъявляться следующие документы:

- медицинский   документ, который выдается уполномоченным на то органам страны проживания больного, о наличии у него заболевания, требующего  применения  наркотических  средств  и  психотропных веществ, с указанием их наименование и количества;

-  вывозной  сертификат на конкретные  наркотические  средства и психотропные вещества, который выдается компетентным органом страны проживание больного;

- ввозной сертификат, выданный аналогичным компетентным органом 
страны, в которую направляется указанный больной.

Если больные вынуждены  задержаться на территории Российской Федерации вне пункта транзита, то вдобавок к выше указанным документам они должны получить ввозной сертификат Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Непосредственно осуществления  таможенного оформления и таможенного контроля, законно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ возложено на сотрудников таких отделов как:

  • отдел таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК)
  • отдел тарифного и нетарифного оформления (ОТ и HP).

А также сотрудников  таможенных постов и происходит в  соответствии с Типовым порядком таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В необходимых случаях для этого могут приглашаться сотрудники других подразделений таможенных органов или специалисты, обладающие необходимыми специальными знаниями.

Из этого всего можно  сделать следующий вывод, что  перемещение через границу наркотических средств и психотропных веществ с  нарушением  правил,   описанных  выше,   входит  в  понятие незаконного  оборота  наркотических  средств  и  психотропных  веществ.

Борьба с незаконным перемещением наркотиков через таможенную границу  и  в  первую  очередь  борьба  с  их контрабандой требует  от таможенных  органов  серьезных  организационно-правовых  усилий  и материальных затрат.

Сложно оценить объемы наркотических средств и психотропных веществ, нелегально перемещаемых через таможенную границу. По данным международных источников мировой оборот наркотиков составляет 500 млрд. долларов США в год (в ценах черного рынка). Одного только героина в мире ежегодно производиться тысячи тонн. По приблизительной оценке Интерпола правоохранительными органами изымается не более 5-10% наркотиков, находящихся в нелегальном обороте. Можно с большей долью уверенности сказать, что Российская Федерация с протяженной сухопутной границей и географическим расположением на пути  между  традиционными  странами-производителями наркотиков и странами-потребителями, «пропускает» через свои границы львиную долю наркотических средств и психотропных веществ.

Динамика задержания контрабанды наркотиков, осуществленных сотрудниками таможенных органов России за 2003-2005 годах (см. приложение 6) показывает, что в последнее время имеет место ярко выраженная тенденция к росту контрабандного перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации. Так, по отчетным данным Федеральной таможенной службы, в 2003 году сотрудниками таможенной службы было выявлено и пресечено 1068 попыток контрабанды наркотиков. Общая масса изъятого составила около 9 тонн, в том числе задержано более 7 тонн марихуаны, гашиша, маковой соломы, почти 116 кг - опия, 146 кг - героина, 1,3 кг - кокаина. Кроме того, таможенными органами было задержано более 115 тонн химических продуктов, являющихся сырьем для нелегального производства наркотиков. В 2004 году таможенными органами пресечено 1031 попытка ввоза наркотиков. Общий вес изъятого составила около 7 тонн, в том числе задержано более 487 кг героина, кокаина 41,5 кг, гашиша около 46,5 кг и опия почти 12 кг, а марихуана и маковая солома составляет около 6 тонн.

А в 2005 году российские таможенники  пресекли контрабандный провоз более 6 тонн 250 килограммов наркотиков, психотропных и сильно действующих веществ. Из незаконного оборота изъято свыше 573  кг героина, более 2 тонн марихуаны, около 45 кг кокаина, 61 кг гашиша и 24 кг опия. Самая крупная партия героина составила 247 килограмм, наркотик был расфасован в пакеты для соков.

В соответствии с этим и строится вся деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. И в связи с этим можно выделить два направления в этой деятельности. Первое направление представляет из себя проведение общих мероприятий в рамках осуществления таможенного контроля по предупреждению, выявлению, пресечению незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ, их задержания и изъятию. В местах, где проводиться таможенный досмотр, часто выявляются попытки скрытно или обманным путем переместить через таможенную границу наркотиков. Участие в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ данном случае принимают не работники таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль. При этом обнаружение и задержание контрабанды наркотиков является результатом добросовестно проведенного тщательного досмотра перемещаемых товаров и транспортных средств или внимательного изучения документов, представлены участниками ВЭД для производства таможенного оформления.

При выявлении факта  контрабанды наркотиков сотрудники, занимающиеся таможенным оформлением и таможенным контролем, прилагают, как правило, сотрудников специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков или дознания, которые в дальнейшем сами оформляют изъятие этих веществ и проводят иные мероприятия по закреплению следов преступления. В случае, когда пригласить специалистов не представляется возможным, должностные лица таможенных органов, проводящие таможенные оформление и таможенный контроль, производят изъятие обнаруженных наркотических средств и психотропных веществ самостоятельно, о чем делается отметка в Акте таможенного досмотра. Однако достигнуть серьезных результатов в борьбе с контрабандой наркотиков, полагаясь на систему общих мер таможенного контроля, вряд ли возможно.

Поэтому,    второе    направление   включает   осуществление   уже специальной деятельности, непосредственно направленной на пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Сюда следует отнести патрулирование и проведение других специальных мероприятий и операции подразделениями таможенной охраны и СОБРа.

Особая роль в борьбе с контрабандой наркотиков принадлежит подразделениям дознания таможенных органов. На них ложиться задача по закреплению уголовно-процессуальными действиями следов преступления, возбуждения по факту выявленной контрабанды уголовного дела и проведение первоначальных следственных действий.

Активное участие в  борьбе с незаконным перемещением через  таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ также принимают и подразделения административных расследований. Ими осуществляется производство по делам о нарушение таможенных правил, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества, в случае, когда отсутствуют   признаки   состава   преступления,   либо   когда   субъектом нарушения таможенных правил выступает юридическое лицо.

Учитывая большой объем  и сложность решаемых задач на данной линии работы. В Таможенной службе России создана самостоятельная служба специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ с вертикальной структурой подчинения на всех уровнях системы таможенных органов Российской Федерации (см. приложение 1).

На уровне ФТС в  системе Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) в 1999 году была сформирована самостоятельная Служба по борьбе с контрабандой наркотиков (4-я Служба). На нее возложена задача обеспечения руководства деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ и иных правонарушений в сфере таможенного дела, предметом которых являются вышеуказанные средства и вещества. Данная Служба осуществляет непосредственное руководство деятельностью региональных таможенных управлений (РТУ), оперативных таможен и таможен центрального подчинения в сфере борьбы с контрабандой наркотиков, оказывает методическую помощь ниже стоящим звеньям, контролирует состояние оперативно-розыскной деятельности по данной линии работы.

На уровне Южного таможенного  управления организация и ведение  борьбы с контрабандой наркотиков возложена  на Южную оперативную таможню, в составе которой действует отдел по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН). В их задачу входит изучение и анализ наркоситуации в Южном регионе, методическое и оперативно-служебное руководство работой таможен региона по выявлению и пресечению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, ведения региональной статистической базы данных по выявленным правонарушением в данной сфере, координация деятельности таможенных органов региона и непосредственное участие в проведении сложных специальных операций по пресечению каналов незаконного перемещения наркотических средств и    психотропных   веществ   через   таможенную    границу   Российской Федерации в Южном регионе.

Информация о работе Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков