Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 06:50, дипломная работа
Тема нашего исследования, на сегодняшний день, является актуальной, потому что злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последняя время во многих, особенно развитых странах мира, приняли катастрофические размеры. Во многих странах наркомания признана национальным бедствием и России не является исключением.
Наркотики - от греческого «наркотикос», то есть приводящий в оцепенение, - были известны в Греции и на Китае за 2 тысячи лет до нашей эры. Из высушенного млечного сока незрелых семенных коробочек мака греки получали опиум и употребляли наркотик вовремя ритуалов в честь бога сновидений Морфея.
Введение
Глава 1. Понятие и содержание терминов «наркотические средства и
психотропные вещества»
Понятие наркотических средств и психотропных веществ
Перечень наркотических средств и психотропных веществ,
подлежащих контролю в Российской Федерации
Классификация наркотических средств и психотропных веществ
Глава 2. Организация деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным оборотам наркотических средств и психотропных веществ
Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных
веществ - одна из основных функций таможенных органов
Российской Федерации
Организационно-правовые основы борьбы таможенных
органов с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Особенности организации борьбы с незаконным перемещением
через таможенную границу Российской Федерации прекурсоров
Формы и методы борьбы таможенных органов с контрабандой
наркотиков и направление их совершенствования
Формы и методы борьбы с контрабандой наркотиков
Пути по совершенствованию деятельности таможенных органов по
борьбе контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Заключение
Список использованных источников
Но основная нагрузка при осуществлении борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ ложиться на следующий уровень - таможню. На направлениях наиболее вероятного перемещения контрабанды наркотиков через границы Российской Федерации приграничных таможнях созданы специализированные отделы по борьбе с контрабандой наркотиков. В остальных таможнях, в зависимости от значимости проблемы борьбы с контрабандой наркотиков в регионе и объема решаемых задач, в структуре оперативно-розыскных отделов созданы отделения (группы) по борьбе с контрабандой наркотиков или за данной линией работы закреплены отдельные сотрудники. Именно на сотрудников ОБКН таможен приходится основной объем работы по непосредственному выявлению и пресечению незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ. Для этого используется весь спектр находящихся в их распоряжении сил, средств и методов по противодействию контрабанде наркотиков от непосредственного участия в таможенном контроле, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра пассажиров, до проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, задержаний и изъятий наркотических средств и психотропных веществ.
А вот на таможенном посту нет специализированных подразделений, отвечающих за осуществление борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. Но зато на отдельных приграничных постах, на которых выявляется большой объем контрабанды наркотиков, как правило, выделяются отдельные сотрудники, отвечающие за проведение этой работы. Руководит борьбой с контрабандой наркотиков на посту непосредственно сам начальник поста или его заместитель по правоохранительной работе (где есть такие должности). Основной упор при этом делается на организацию и проведение более качественного досмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, повышенное внимание к документам, представляемые отдельных категориями участниками ВЭД для таможенного оформления отдельных категорий товаров (как правило, лекарственных средств, продуктов химической промышленности и т. д.).
Таким образом, на эти специализированные подразделения (сотрудников) ложится задача выявлять основные каналы незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации в Южном регионе наркотических средств и психотропных веществ, а также способы для их сокрытия и проводить конкретные задержания контрабанды наркотиков и первичное документирование, обрабатывать, анализировать имеющую информацию в данной области, осуществлять взаимодействие в целях борьбы с контрабандой с другими правоохранительными органами.
Подводя итог второй Главы, можно выделить следующие основные моменты:
- таможенным органам Российской Федерации
принадлежит одна из
ведущих ролей в деле борьбы с незаконным
оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
- осуществляя таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, эти органы призваны оказывать серьезное противодействие контрабанде наркотиков.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
БОРЬБЫ С
НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ
ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕКУРСОРОВ
Есть необходимость отдельно остановиться на организации и осуществлении борьбы таможенных органов Российской Федерации с незаконным оборотом так называемых «прекурсоров».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» под прекурсорами понимаются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ) включенных в перечень наркотических средству психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, с том числе конвенцией Организации Объеденных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Перечень этот в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 года утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю Российской Федерации».
В указанном Перечне имеется специальный список прекурсоров (список 4) (см. приложение 5) который содержит в своем составе 26 контролируемых веществ. Так же, в примечании к данному списку указано, сто контроль распространяется и на соли ряда включенных в список веществ, если образование таких солей возможно (например, соли лизергиновой кислоты, эрготамина, эфедрина и др.)
Список данных веществ, включает в себя исходные и основные химикаты, обычно используемые при производстве красителей, лакокрасочных и смазочных материалов, парфюмерных изделий, фармацевтических препаратов и др.
В то же время химические свойства этих веществ позволяют в нелегальных лабораториях синтезировать на их основе наркотические средства и психотропные вещества. Каждый из исходных химикатов может входить в состав структуры наркотиков и вносить свою долю в формирование их молекулярной формы, фактически являясь полупродуктом при их производстве. К основным химикатом относят растворители и реагенты. Они важны в процессе производства наркотических средств или психотропных веществ, однако их использование не является специфичным, поэтому их можно заменить другими компонентами. Обычно основные' химикаты имеют широкое распространение в промышленности.
Перемещение легально производимых
прекурсоров, используемых для производства
наркотических средств и
В Российской Федерации порядок оборота прекурсоров и контроля над ними определен Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Самое активное участие в осуществлении данного контроля принимают таможенные органы Российской Федерации.
Общий порядок легального перемещения прекурсоров через таможенную границу Российской Федерации и осуществления контроля за ним определен в ст. ст. 28 и 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и является аналогичным порядку ввоза (вывоза) наркотических средств и психотропных веществ.
Единственной особенностью является то, что в качестве участника внешнеэкономической деятельности в данном случае не всегда обязано выступать только государственное унитарное предприятие. Эта обязанность сохраняется только при ввозе (вывозе) 10 прекурсоров, а в остальных случаях право перемещать прекурсоры через таможенную границу Российской Федерации предоставлено и другим юридическим лицам. Перечень этих прекурсоров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года № 890 «Об утверждении Перечня прекурсоров, ввоз (вывоз) которых осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии на указанный вид деятельности».
Кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, выдающее разрешение на ввоз (вывоз) прекурсоров, может отказать в выдаче указанного разрешения, если существуют достаточные основания полагать, что прекурсоры предназначены для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Такие основания возникают, когда имеется официальная информация у таможенных или иных правоохранительных органов Российской Федерации, международных организаций, участвующих в осуществлении контроля над наркотиками.
В случае нарушений правил перемещения прекурсоров через таможенную границу Российской Федерации таможенными органами применяется весь арсенал имеющихся в их распоряжении средств и методов.
Так, согласно отчетам таможенных органов Российской Федерации основную массу задержанных в 2005 году прекурсоров или 99,8% от всего объема составили широко используемые в различных отраслях промышленности химические соединения - соляная и серная кислоты, ацетон и толуол. Количество случаев задержаний указанных прекурсоров составило 27 или 60%.
Основным направлением перемещения соляной и серной кислоты, а также ацетона, как и в прошедшие несколько лет, осталось белорусское: абсолютное большинство случаев задержаний и их массы было произведено при экспортных поставках в данном направлении. При вывозе с территории России было произведено 16 случаев задержаний указанных прекурсоров общей массой 43388 кг. На данном направлении преимущественно пытались нелегально вывести серную кислоту 11 случаев вывоза кислоты общей массой 10954 кг.
В тоже время, по сравнению с 2004 годом отмечается увеличение доли соляной кислоты в структуре задержаний нелегальных прекурсоров на данном направлении. Общий объем соляной кислоты при вывозе из страны составил 17820 кг.
На протяжении ряда последних лет сохранилась закономерность превышения количества случаев вывоза прекурсоров с территории государства - 20 случаев над их ввозом - 9 случаев. При этом в общей сложности при вывозе было задержано 43703,8 кг. химических веществ или 79,2% от общего количества задержаний а при попытке ввоза на территорию Российской Федерации было задержано 4513,2 кг. прекурсоров или 8,2% от всего их объема.
Количество случаев транзита через территорию России контролируемых химических веществ в 2005 году было, как и в 2004 году, относительно небольшим - 7, общая масса составила 6932,2 кг. или 12,6%. В остальных 9 случаев (20%) задерживался, в основном, ангидрид уксусной кислоты при проведении совместных операций с подразделениями Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Министерства внутренних дел России и Федеральной службой безопасности России на местах с изъятием у физических лиц - сбытчиков или потребителей наркотических средств.
Анализ направлений незаконных перемещений прекурсоров показал, что основная масса химических веществ перемещается через государственную границу Российской Федерации с государствами Ближнего зарубежья (западное направление). На указанном направлении таможенными органами России в 24 случаях было задержано в общей сложности 47892 кг контролируемых химических веществ или 86,8% от всего объема задержанных прекурсоров.
В 2005 году было пресечено 7 случаев нелегального перемещения прекурсоров в направлении государств Средней Азии транзитом через Территорию России, таможенными органами было задержано в итоге 1063 кг контролируемых химических веществ или 1,9 % от всего объема.
В основном в указанном направлений в 3 случаях незаконно перемещался прекурсор серная кислота, суммарное количество которого составило 988 кг. или почти 2% от общей массы прекурсоров.
Так же была пресечена дона попытка незаконного перемещения серной кислоты на территорию России из Германии в количестве 256 кг., также Туапсинской таможней была пресечена одна попытка незаконного ввоза на территорию России из США прекурсора для производства наркотического средства ЛСД - эрготамина в количестве 12,4 кг (см. приложение 10)
Анализ вида транспорта, использованного при незаконной транспортировке прекурсоров, показал, что в большинстве количестве случаев (в 32 из 45 или в 71,1%) был использован автомобильный вид транспорта. Железнодорожный транспорт использовался в 3 случаях Пешим порядкам в 7 случаях перемещался ангидрид уксусной кислоты в небольшим количествах сбытчиками и потребителями наркотических средств, (см приложение 11).
В 2005 году в ходе проведенных Главным управлением по борьбе с контрабандой оперативно-розыскных и оперативно-аналитических мероприятий на основании полученной оперативной информации было выявлено 12 фактов с признаками контрабанды и нарушений таможенных правил в отношении прекурсоров, перемещенных через таможенную границу.
Если стоимость перемещаемых с нарушением таможенных правил прекурсоров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда и усматривается виновность конкретных юридических лиц в совершении контрабанды, таможенными органами возбуждается уголовное дело по ч. 1 ст. 188 УК РФ и проводятся первоначальные следственные действия. При незаконном ввозе (вывозе) прекурсоров, имеющих меньшую стоимость, либо при отсутствии умысла у конкретных физических лиц на контрабанду таких веществ, заводятся дела о нарушении таможенных правил, по которым осуществляется производство в полном объеме.
Кроме того, уголовным
законодательством
Информация о работе Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков