Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 06:50, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашего исследования, на сегодняшний день, является актуальной, потому что злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последняя время во многих, особенно развитых странах мира, приняли катастрофические размеры. Во многих странах наркомания признана национальным бедствием и России не является исключением.
Наркотики - от греческого «наркотикос», то есть приводящий в оцепенение, - были известны в Греции и на Китае за 2 тысячи лет до нашей эры. Из высушенного млечного сока незрелых семенных коробочек мака греки получали опиум и употребляли наркотик вовремя ритуалов в честь бога сновидений Морфея.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и содержание терминов «наркотические средства и
психотропные вещества»
Понятие наркотических средств и психотропных веществ
Перечень наркотических средств и психотропных веществ,
подлежащих контролю в Российской Федерации
Классификация наркотических средств и психотропных веществ
Глава 2. Организация деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным оборотам наркотических средств и психотропных веществ
Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных
веществ - одна из основных функций таможенных органов
Российской Федерации
Организационно-правовые основы борьбы таможенных
органов с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Особенности организации борьбы с незаконным перемещением
через таможенную границу Российской Федерации прекурсоров
Формы и методы борьбы таможенных органов с контрабандой
наркотиков и направление их совершенствования
Формы и методы борьбы с контрабандой наркотиков
Пути по совершенствованию деятельности таможенных органов по
борьбе контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Но основная нагрузка при осуществлении борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ ложиться на следующий уровень - таможню. На направлениях наиболее вероятного перемещения контрабанды наркотиков через границы Российской Федерации приграничных таможнях созданы специализированные отделы по борьбе с контрабандой наркотиков. В остальных таможнях, в зависимости от значимости проблемы борьбы с контрабандой наркотиков в регионе и объема решаемых задач,  в структуре оперативно-розыскных отделов созданы отделения (группы) по борьбе с контрабандой наркотиков или за данной линией работы закреплены отдельные сотрудники. Именно на сотрудников  ОБКН  таможен  приходится  основной  объем  работы  по непосредственному выявлению и пресечению незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ. Для этого используется весь спектр находящихся в их распоряжении сил, средств и методов по противодействию контрабанде наркотиков от непосредственного участия в таможенном контроле, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра пассажиров, до проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, задержаний и изъятий наркотических средств и психотропных веществ.

А вот на таможенном посту  нет специализированных подразделений, отвечающих за осуществление борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. Но зато на отдельных приграничных постах, на которых выявляется большой объем контрабанды наркотиков, как   правило,   выделяются   отдельные   сотрудники,   отвечающие   за проведение этой работы. Руководит борьбой с контрабандой наркотиков на посту непосредственно сам начальник поста или его заместитель по правоохранительной работе (где есть такие должности). Основной упор при этом делается на организацию и проведение более качественного досмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, повышенное внимание к документам, представляемые отдельных категориями участниками ВЭД для таможенного оформления отдельных категорий товаров (как правило, лекарственных средств, продуктов химической промышленности и т. д.).

Таким образом, на эти  специализированные подразделения (сотрудников) ложится задача выявлять основные каналы незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации в Южном регионе наркотических средств и психотропных веществ, а также способы для   их   сокрытия   и   проводить   конкретные   задержания   контрабанды наркотиков и первичное документирование, обрабатывать, анализировать имеющую информацию в данной области, осуществлять взаимодействие в целях борьбы с контрабандой с другими правоохранительными органами.

Подводя итог второй Главы, можно выделить следующие основные моменты:

- таможенным органам Российской Федерации принадлежит одна из 
ведущих ролей в деле борьбы с незаконным оборотом наркотических 
средств и психотропных веществ.

- осуществляя   таможенный   контроль   за   перемещением   через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, эти органы призваны оказывать серьезное противодействие контрабанде наркотиков.

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ     ОРГАНИЗАЦИИ     БОРЬБЫ     С 
НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕКУРСОРОВ

 

Есть необходимость  отдельно остановиться на организации  и осуществлении борьбы таможенных органов Российской Федерации с незаконным оборотом так называемых «прекурсоров».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» под прекурсорами понимаются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ)  включенных в  перечень  наркотических средству психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, с том числе конвенцией Организации Объеденных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Перечень этот в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 года утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю Российской Федерации».

В указанном Перечне  имеется специальный список прекурсоров (список 4) (см. приложение 5) который  содержит в своем составе 26 контролируемых   веществ.   Так   же,   в   примечании   к   данному   списку указано, сто контроль распространяется и на соли ряда включенных в список веществ, если образование таких солей возможно (например, соли лизергиновой кислоты, эрготамина, эфедрина и др.)

Список данных веществ, включает в себя исходные и основные химикаты, обычно используемые при производстве красителей, лакокрасочных и смазочных материалов, парфюмерных изделий, фармацевтических препаратов и др.

В то же время химические свойства этих веществ позволяют в нелегальных лабораториях синтезировать на их основе наркотические средства и психотропные вещества. Каждый из исходных химикатов может входить в состав структуры наркотиков и вносить свою долю в формирование их молекулярной формы, фактически являясь полупродуктом при их производстве. К основным химикатом относят растворители   и   реагенты.    Они   важны   в   процессе   производства наркотических средств или психотропных веществ, однако их использование не является специфичным, поэтому их можно заменить другими компонентами. Обычно основные' химикаты имеют широкое распространение в промышленности.

Перемещение легально производимых прекурсоров, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, - важная международная проблема. Прекурсоры получают исключительно на предприятиях или базах легальной химической промышленности. Признавая серьезность проблемы их утечки от законных производителей, международное сообщество и законодательные органы в некоторых странах приняли акты об управлении распределением и перемещением исходных и основных химических веществ и контроля над ними.

В Российской Федерации  порядок оборота прекурсоров  и контроля над ними определен  Федеральным законом «О наркотических  средствах и психотропных веществах». Самое активное участие в осуществлении данного контроля принимают таможенные органы Российской Федерации.

Общий порядок легального перемещения  прекурсоров через таможенную границу Российской Федерации и осуществления контроля за ним определен в ст. ст. 28 и 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и является аналогичным порядку ввоза (вывоза) наркотических средств и психотропных веществ.

Единственной особенностью является то, что в качестве участника внешнеэкономической деятельности в данном случае не всегда обязано выступать только государственное унитарное предприятие. Эта обязанность сохраняется только при ввозе (вывозе) 10 прекурсоров, а в остальных случаях право перемещать прекурсоры через таможенную границу Российской Федерации предоставлено и другим юридическим лицам. Перечень этих прекурсоров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года № 890 «Об утверждении Перечня прекурсоров, ввоз (вывоз) которых осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии на указанный вид деятельности».

Кроме того, Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, выдающее разрешение на ввоз (вывоз) прекурсоров, может отказать в выдаче указанного разрешения, если существуют достаточные основания полагать, что прекурсоры предназначены для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Такие основания возникают, когда имеется официальная информация у таможенных или иных правоохранительных органов Российской Федерации, международных организаций, участвующих в осуществлении контроля над наркотиками.

В случае нарушений правил перемещения прекурсоров через  таможенную границу Российской Федерации таможенными органами применяется весь арсенал имеющихся в их распоряжении средств и методов.

Так, согласно отчетам таможенных органов Российской Федерации основную массу задержанных в 2005 году прекурсоров или 99,8% от всего объема составили широко используемые в различных отраслях промышленности химические соединения - соляная и серная кислоты, ацетон и толуол. Количество случаев задержаний указанных прекурсоров составило 27 или 60%.

Основным направлением перемещения соляной и серной кислоты, а также ацетона, как и в прошедшие несколько лет, осталось белорусское: абсолютное большинство случаев задержаний и их массы было произведено при экспортных поставках в данном направлении. При вывозе с территории России было произведено 16 случаев задержаний указанных прекурсоров общей массой 43388 кг. На данном направлении преимущественно пытались нелегально вывести серную кислоту 11 случаев вывоза кислоты общей массой 10954 кг.

В тоже время, по сравнению  с 2004 годом отмечается увеличение доли соляной кислоты в структуре  задержаний нелегальных прекурсоров на данном направлении. Общий объем соляной кислоты при вывозе из страны составил 17820 кг.

На протяжении ряда последних  лет сохранилась закономерность превышения количества случаев вывоза прекурсоров с территории государства - 20 случаев над их ввозом - 9 случаев. При этом в общей сложности при вывозе было задержано 43703,8 кг. химических веществ или 79,2% от общего количества задержаний а при попытке ввоза на территорию Российской Федерации было задержано 4513,2 кг. прекурсоров или 8,2% от всего их объема.

Количество случаев  транзита через территорию России контролируемых химических веществ в 2005 году было, как и в 2004 году, относительно небольшим - 7, общая масса составила 6932,2 кг. или 12,6%. В остальных 9 случаев (20%) задерживался, в основном, ангидрид уксусной     кислоты     при   проведении     совместных     операций     с   подразделениями Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Министерства внутренних дел России и Федеральной службой безопасности России на местах с изъятием у физических лиц - сбытчиков или потребителей наркотических средств.


Анализ направлений  незаконных перемещений прекурсоров  показал, что основная масса химических веществ перемещается через государственную  границу Российской Федерации с государствами Ближнего зарубежья (западное направление). На указанном направлении таможенными органами России в 24 случаях было задержано в общей сложности 47892 кг контролируемых химических веществ или 86,8% от всего объема задержанных прекурсоров.

В 2005 году было пресечено 7 случаев нелегального перемещения  прекурсоров в направлении государств Средней Азии транзитом через Территорию России, таможенными органами было задержано в итоге 1063 кг контролируемых химических веществ или 1,9 % от всего объема.

 

В   основном   в   указанном   направлений   в   3   случаях   незаконно перемещался прекурсор серная кислота, суммарное  количество которого составило 988 кг. или почти 2% от общей массы прекурсоров.

Так же была пресечена  дона попытка незаконного перемещения серной кислоты на территорию России из Германии в количестве 256 кг., также Туапсинской таможней была пресечена одна попытка незаконного ввоза на территорию России из США прекурсора для производства наркотического средства ЛСД - эрготамина в количестве 12,4 кг (см. приложение 10)

Анализ вида транспорта, использованного при незаконной транспортировке прекурсоров, показал, что в большинстве количестве случаев (в 32 из 45 или в 71,1%) был использован автомобильный вид транспорта. Железнодорожный транспорт использовался в 3 случаях Пешим порядкам в 7 случаях перемещался ангидрид уксусной кислоты в небольшим количествах сбытчиками и потребителями наркотических средств, (см приложение 11).

В 2005 году в ходе проведенных  Главным управлением по борьбе с контрабандой оперативно-розыскных и оперативно-аналитических мероприятий на основании полученной оперативной информации было выявлено 12 фактов с признаками контрабанды и нарушений таможенных правил в отношении прекурсоров, перемещенных через таможенную границу.

Если стоимость перемещаемых с нарушением таможенных правил прекурсоров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда и усматривается виновность конкретных юридических лиц в совершении контрабанды, таможенными органами возбуждается уголовное дело по ч. 1 ст. 188 УК РФ и проводятся первоначальные следственные действия. При незаконном ввозе (вывозе) прекурсоров, имеющих меньшую стоимость, либо при отсутствии умысла у конкретных физических лиц на контрабанду таких веществ, заводятся дела о нарушении таможенных правил, по которым осуществляется производство в полном объеме.

 

Кроме того, уголовным  законодательством предусмотрена  ответственность за «нарушение правил ввоза, вывоза веществ, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил» (ч. 5 ст. 228 УК РФ). Так же в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» в случаях, когда имеются основания полагать, что прекурсоры предназначены для незаконного изготовления наркотического средства или психотропного вещества, таможенные органы в праве приостанавливать деятельность юридических лиц, связанную с оборотом указанных   прекурсоров,   на  срок  до  трех  месяцев.   Однако  следует признать, что применения данных юридических правил в уголовной и правоприменительной таможенной практике до настоящего времени не получило широкого распространения и является крайне редким.

Информация о работе Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков