Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 06:50, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашего исследования, на сегодняшний день, является актуальной, потому что злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последняя время во многих, особенно развитых странах мира, приняли катастрофические размеры. Во многих странах наркомания признана национальным бедствием и России не является исключением.
Наркотики - от греческого «наркотикос», то есть приводящий в оцепенение, - были известны в Греции и на Китае за 2 тысячи лет до нашей эры. Из высушенного млечного сока незрелых семенных коробочек мака греки получали опиум и употребляли наркотик вовремя ритуалов в честь бога сновидений Морфея.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и содержание терминов «наркотические средства и
психотропные вещества»
Понятие наркотических средств и психотропных веществ
Перечень наркотических средств и психотропных веществ,
подлежащих контролю в Российской Федерации
Классификация наркотических средств и психотропных веществ
Глава 2. Организация деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным оборотам наркотических средств и психотропных веществ
Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных
веществ - одна из основных функций таможенных органов
Российской Федерации
Организационно-правовые основы борьбы таможенных
органов с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Особенности организации борьбы с незаконным перемещением
через таможенную границу Российской Федерации прекурсоров
Формы и методы борьбы таможенных органов с контрабандой
наркотиков и направление их совершенствования
Формы и методы борьбы с контрабандой наркотиков
Пути по совершенствованию деятельности таможенных органов по
борьбе контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

С первых дней существования  Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Таможенная служба России активно включилась в процесс разработки нормативной правовой базы межведомственного взаимодействия не только с центральными органами управления, но и с его подразделениями, создаваемыми в различных регионах страны. Параллельно с выработкой механизма взаимодействия были проведены совместные оперативные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков.

Хорошей основой для  укрепления и совершенствования  межведомственного взаимодействия с российскими правоохранительными органами   являются   оперативно-профилактические   операции   «Канал», объединяющие усилия несколько ведомств в создании надежного заслона распространению наркотиков и выявлении преступлений в этой сфере.

Так, таможенными органами во взаимодействии с российскими правоохранительными ведомствами проведено несколько таких операций (см. приложение Э), в результате которых на границе с Казахстаном, Украиной, Белоруссией, а также на путях воздушного сообщения с Таджикистаном из незаконного оборота изъято около 700 килограммов наркотиков.

Помимо российских правоохранительных органов Таможенная служба России сотрудничает с зарубежными органами.

Так, Таможенной службой  России осуществлен комплекс мероприятий  по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и осуществлении правоохранительной деятельности и контроля за наркотиками от 25 сентября 2002 года № 703.

Плодотворно развивается  международное сотрудничество в  рамках обмена опытом служебной деятельности сторон по линии борьбы с контрабандой наркотиков.

Так,  был  организован  обмен  делегациями  из  числа  сотрудников таможенных органов России и Финляндии. В соответствии с протоколом о сотрудничестве в области таможенного дела ФТС России и Министерство финансов   Германии,   делегация   представителей   Таможенной   службы России приняла участие в международном семинаре «организация борьбы с контрабандой наркотиков на канале международных автомобильных перевозок и на канале авиаперевозок», проводимой Таможенной службой Германии. Таможенная служба России совместно с заинтересованными российскими ведомствами приняла участие в работе по совершенствованию       международной       нормативно-правовой       базы  антинаркотической направленности.

Также были  рассмотрены  проекты межправительственных соглашений по сотрудничеству России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с Республикой Никарагуа, Индией, Эквадором, Румынией.

Еще одним примером тесного международного сотрудничества по пресечению каналов контрабанды наркотиков является международная операция «ТРАК-СТОП». Она осуществлялась таможенными органами России во взаимодействии с таможенными службами Германии, Белоруссии и Украины, а также национальными полицейскими органами стран Европейского союза, в том числе Европола и Интерпола, на канале транзитных автогрузовых международных перевозок из стран Центральной и Средней Азии в Европу, с использованием туристского автотранспорта. В ходе этой операции российскими таможенниками на участке таможенной границы было задержано более 3 кг героина.

6. Использование информационных  баз данных

Работа по данному  направлению заключается в формировании баз данных о факте, местах обнаружения и задержания наркотических средств и психотропных    веществ,    их    номенклатуре    и    количестве,    способов сокрытия и перемещения через таможенную границу Российской Федерации, используемых методов для их обнаружения, а также о лицах, задержанных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ. Для этого в таможнях, в регионе которых проведено задержание, заполняются карточки формы 1, 2 и 3, которые факсимильной связью в течении 24 часов после момента задержаний направляются в оперативные таможни и Главное управление по борьбе с контрабандой Федеральной Таможенной службы Российской Федерации (ГУБК ФТС РФ). Параллельно с этой системой с 1999 года в таможенных органах для 
формирования и обработки электронных баз данных внедрен комплекс программных  средств  и информационных технологий правоохранительного    блока    таможенных    органов    «БК-ИНФОРМ», который имеет подсистему ведения учета по контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, а также сильнодействующих и ядовитых веществ и прекурсоров. С помощью базы данных «БК-ИНФОРМ» происходит введения на электронный носитель информации:

- об обстоятельствах задержания наркотиков и иных веществ;

- об изъятом наркотике и способе его сокрытия;

-  о  физических  и юридических лицах,  связанных с задержанием наркотиков и иной  дополнительной информации.  Данная  информация может обрабатываться и группироваться в зависимости от поставленных задач и составленных запросов и передается по электронной почте в оперативные таможни и ГУБК ФТСРФ.

 

4.2.   Пути   по   совершенствованию   деятельности   таможенных органов    по   борьбе   с    контрабандой    наркотических   средств

  

Остановимся на перспективах дальнейшего развития и совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на современном этапе.

По оценкам специалистом можно дать следующий прогноз  в сфере незаконного перемещения наркотиков:

- объемы задержанной  контрабанды наркотических средств и психотропных веществ будут возрастать в связи с расширением масштабов экспансии (растягивания) наркотиков на территорию России. В структуре контрабанды наркотиков будет увеличиваться доля более сильных наркотиков, таких как героин;

- основной поток наркотиков, ввозимых в России, будет следовать из 
государств Средней Азии при  сохранении ведущей роли Таджикистана;

- активизируется поступления синтетических наркотиков;

- в способах транспортировки и сокрытия контрабанды наркотиков будут продолжаться активные попытки контрабанды наркотиков с использованием внутриполостных сокрытий;

- создаются    объективные   экономические   условия   для    вывоза * среднеазиатского  героина в другие  страны,   в первую   очередь   в Западную Европу и США, поскольку в настоящее время цена на героин значительна меньше среднеевропейской;

- можно    ожидать    расширения    использования    международных 
почтовых     отправлений,     особенно     пересылаемых     курьерскими 
почтовыми службами;

- в связи с неблагоприятными экономическими условиями возрастает 
спрос на более дешевые наркотики, что повлечет увеличение ввоза марихуаны;

- в крупномасштабных операциях по осуществлению контрабанды наркотиков все более активную роль будут играть юридические лица, связанные    со     структурами российской и международной организованной преступности.

В этих условиях противодействие  незаконному обороту наркотиков будет приобретать характер борьбы с организованной преступностью.

Прогнозируемая обстановка диктует необходимость повышения эффективности работы таможенных органов по выявлению и перекрытию контрабанды наркотиков как одно их факторов, способных оказать позитивное влияние на состояние общественной безопасности, жизни и здоровья граждан России. Но нельзя сказать, что такая работа не проводится.   Постоянно   происходит   совершенствование   деятельности таможни     в    этом     направлении,     возрастает    понимание    значимости деятельности сотрудников таможенных органов в этой сфере, происходит поиск новых путей и средств противодействия этому общественному злу. Наиболее значимым событием в рассматриваемой области явилось проведение 27 июня 1998 года Коллегии ГТК Российской Федерации, принявшей Решение «О неотложных мерах по качественному улучшению работы таможенных органов по выявлению и перекрытию каналов контрабанды наркотиков».

Отметив, что «за период с 1991 по 1997 год таможенными органами проделана существенная работа по совершенствованию форм и методов борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ».

Коллегия указала на ряд серьезных недостатков. В  качестве основных из них выступают следующие:

 

1. Недостаточное внимание со стороны руководителей таможенных органов качественному комплектованию подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков оперативным составом, их обеспечению необходимым оборудованием, техническими средствами, транспортом и связью;

2. Недостаточное    внимание    повышению    эффективности    этой деятельности   в   ряде   Региональных   таможенных   управлении   и таможен;

3. Использование сотрудников ОБКН не по назначению, а в ряде случаев   несанкционированное   сокращение   их   численности   или ликвидации этих подразделений;

4. Отсутствия    до    настоящего    времени эффективного    прибора дистанционного обнаружения наркотиков, который использовался бы 
при повседневном таможенном контроле;

    1. Слабая организация взаимодействия с правоохранительными 
      органами Российской Федерации, непосредственно принимающими участие    в    борьбе с незаконным оборотом наркотиков, и недостаточный   уровень   международного сотрудничества   в   этой области.

И Коллегия ГТК Российской Федерации для достижения качественного  перелома в этой сфере предусмотрела  ряд мер, среди которых наиболее значимыми стали следующие:

  • принятие   мер   по   обеспечению   эффективной   работы   Центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков, а также его подразделений на местах;
  • создание   самостоятельной   службы   по   борьбе   с   контрабандой наркотиков   ГТК   России   и   структуры   вертикального   подчинения подразделений службы в таможенных органах;
  • принятие   активного   участия   со   стороны   ряда   подразделений Таможенной службы России    в подготовке нормативных правовых актов   по   реализации   Федерального   закона   «О   наркотических средствах и психотропных веществах»;

- восстановление ранее сокращенной и дополнительное увеличение штатной численности ОБКН в Региональном таможенном управлении и таможнях;

- активизация работы  по созданию технических средств обнаружения наркотиков;

- на основе изучения положительного опыта деятельности подразделений ОБКН подготовка учебно-методического пособия по способам сокрытия и ухищрения, применяемым при контрабанде наркотиков на автомобильном морском и авиационном транспортах для сотрудников таможенных органов, непосредственно осуществляющих таможенный досмотр лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу Российской Федерации.

Часть из намеченных мер  к настоящему времени осуществлена, что не замедлилось сказаться на повышении эффективности работы таможенных органов в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. Так, мы ранее упоминали о создании в Главном управлении по борьбе с контрабандой ФТС Российской Федерации специальной Службы по борьбе с контрабандой наркотиков.

Так же, проведена большая  работа по созданию приборов дистанционного обнаружения наркотиков. Активное участие принималось работниками Таможенной службы России при разработке ряда нормативных документов, таких как:

  • Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 647, утвердившего Порядок дальнейшего использования наркотических  средств  и  психотропных  веществ,   которые   были конфискованы или изъяты из незаконного оборота;
  • совместной межведомственной Инструкции, посвященной порядку изъятия, учета, хранения, передачи, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • проекты постановлений Правительства Российской Федерации «О порядке   ввоза   на   территорию   Российской   Федерации,   вывоза   с территории РФ наркотических средств, психотропных  веществ  и   их   прекурсоров»   и   «Об   установлении Порядка   и  форм  отчетности  юридических  лиц  о  деятельности, связанной с оборотом наркотиков».

Но и настоящее время  мы имеем достаточно большой ряд  переменных проблем в сфере противодействия  таможенных органов контрабанде  наркотиков. И здесь можно выделить три основных направления:

  1. Совершенствования системы нормативно-правового регулирования в 
    области контрабанды наркотиков;
  2. Проведение необходимых организационно-структурных изменений в системе таможенных органов Российской Федерации и их кадровое обеспечение;
  3. Научно-методическое и техническое обеспечение.

Первое направление включает в  себя три блока вопросов:

Информация о работе Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков