Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 06:50, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашего исследования, на сегодняшний день, является актуальной, потому что злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последняя время во многих, особенно развитых странах мира, приняли катастрофические размеры. Во многих странах наркомания признана национальным бедствием и России не является исключением.
Наркотики - от греческого «наркотикос», то есть приводящий в оцепенение, - были известны в Греции и на Китае за 2 тысячи лет до нашей эры. Из высушенного млечного сока незрелых семенных коробочек мака греки получали опиум и употребляли наркотик вовремя ритуалов в честь бога сновидений Морфея.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и содержание терминов «наркотические средства и
психотропные вещества»
Понятие наркотических средств и психотропных веществ
Перечень наркотических средств и психотропных веществ,
подлежащих контролю в Российской Федерации
Классификация наркотических средств и психотропных веществ
Глава 2. Организация деятельности таможенных органов по борьбе с незаконным оборотам наркотических средств и психотропных веществ
Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных
веществ - одна из основных функций таможенных органов
Российской Федерации
Организационно-правовые основы борьбы таможенных
органов с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Особенности организации борьбы с незаконным перемещением
через таможенную границу Российской Федерации прекурсоров
Формы и методы борьбы таможенных органов с контрабандой
наркотиков и направление их совершенствования
Формы и методы борьбы с контрабандой наркотиков
Пути по совершенствованию деятельности таможенных органов по
борьбе контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Подводя итог данной главы, можно выделить следующие моменты:

  • прекурсоры - это вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ,   которые   включены   в   Перечень   наркотических   средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
  • прекурсоры получают исключительно на предприятиях или базах 
    легкой химической промышленности;
  • общий порядок и осуществления контроля легального перемещения прекурсоров   через   таможенную   границу   Российской   Федерации определен  в  Федеральном  законе  «О  наркотических  средствах  и психотропных    веществах»    и    является    аналогичным    порядку ввоза вывоза наркотических средств и психотропных веществ.
  •  

ГЛАВА 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ      С      КОНТРАБАНДОЙ      НАРКОТИКОВ      И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

4.1. Формы и методы  борьбы с контрабандой наркотиков

 

Проблема злоупотребления  наркотических средств и психотропных веществ в течение последнего времени приобрела глобальный характер.

Незаконный оборот наркотиков стал одним из наиболее серьезных  преступлений. Для хранения, перевозки и пересылки контрабандисты прибегают к разнообразным способам сокрытия и маскировки наркотических средств и психотропных веществ (см. приложение 8):

- двойные стенки и днища чемоданов;

- электробытовые приборы, радио и телеаппаратура;

- тюбики из-под кремов, зубной пасты;

- флаконы из-под шампуней, лосьонов;

- музыкальные инструменты;

- упаковки продуктов питания (конфеты, кофе)

- одежда и обувь;

- среди товарных упаковок в грузовых отсеках, в контейнерах.

И в целях выявления  контрабанды наркотиков проводится широкий круг организационно-технических и оперативно- розыскных мероприятий.

Рассмотрим основные направления деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.

1. Идентификация наркотических  средств и психотропных веществ  и использованием технических средств таможенного контроля.

Выявление и пресечения незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ является одной из главных задач таможенных органов. Решающие значения приобретает использование технических средств таможенного контроля, которое приводит к значительным снижениям трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиров и грузопотока, позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств, содействует упрощению процедур таможенного оформлению и таможенного контроля.

Решение этой задачи может быть обеспечено с помощью следующих технических средств таможенного контроля:

  • для дистанционного поиска наркотических средств и психотропных веществ в одежде, ручной клади и багаже, в салонах и багажниках автомашин    может    применяться    легкая    переносная    аппаратура, позволяющая  обнаруживать  нахождение  наркотических  средств  и психотропных  веществ   в  контролируемом   объеме  независимо  от состояния, в котором они находятся (в виде растительного сырья, жидких растворов или фармакологической продукции), причем важен сам факт их наличия в объекте таможенного контроля, после чего должен  производиться  ручной  досмотра объекта  и  последующая 
    идентификация наркотических средств и психотропных веществ с помощью иных технических средств таможенного контроля;
  • поиск наркотических средств и психотропных веществ в средне- и крупногабаритных  грузовых  упаковках и контейнерах может осуществляться с помощью передвижной или  стационарной досмотровой   рентгеновской аппаратуры дистанционного обнаружения, которая достоверно определяет не только наличие, но и зону размещения наркотических средств и психотропных веществ контролируемом объекте.

Следующий обязательный после поисковых операций этап идентификационный экспресс-анализ наркотических средств и психотропных веществ предполагает использование таких технических средств таможенного контроля, которые в оперативных условиях с достаточного высокой степенью достоверности могут определить принадлежность веществ или фармакологической продукции к классу наркотических средств и психотропных веществ.

На основании положительных  результатов экспресс-анализа можно оформить задержания исследуемого вещества, направить его на деятельный экспертный анализ в таможенную лабораторию или в соответствующее экспертное учреждение и в случае получения положительного заключения оформить дело о контрабанде.

В  таможенной  практике используется  метод идентификации наркотических  средств  и  психотропных веществ,  основанный на проведении ряда последовательных химических реакций (тестов) между исследуемым веществом и набором химических реактивов, в результате которых происходит изменение окраски реакционной смеси (метод цветовых реакций). Положительным результатом тестирования является совпадение окраски, образовавшиеся реакционной смеси с нанесенной на реакционном контейнере или коробочке с химическим реактивом цветной меткой. На этом методе построена российская оперативная методика идентификации типа «Сигма» с использованием набора экспресс тестов «Политест», который позволяет выявить 11 видов наиболее распространенных наркотических средств и психотропных веществ.

К недостаткам метода химических цветовых реакций следует  отнести зависимость результатов от срока годности химических реактивов (около 1,5 лет хранения), зависимость результатов визуальной идентификации цветов от индивидуальных свойств зрения каждого оперативного работника и необходимость осторожного обращения с ними (как содержащие летучие и токсичные вещества).

В последнее время  большое распространение получил вариант метода цветовых реакций с использованием баллончиков с спрей-тестами, позволяющими идентифицировать героин, крэк, кокаин, гашиш и марихуану. Баллончики значительно удобнее в эксплуатации, спрей-тесты практически безвредны и могут дольше храниться.

Кроме того, для проведения более качественного досмотра, обнаружения тайников и скрытых полостей используется обычная досмотровая техника: набор щупов «Игла», досмотровых зеркал, эндоскопы «Дека», осветительная аппаратура и т.д.

 

 

 

2. Организация и проведение выборочного таможенного контроля

В рамках того направления  сотрудниками таможенных органов

определяются объекты  таможенного контроля, которые входят в так называемую «группу риска». Сюда относятся предприятия, учреждения и организации, которые занимаются фармацевтической деятельностью, а также имеющие регулярные поставки товаров из стран производителей наркотиков (государства так называемых регионов «Золотого треугольника» Нигерии, Колумбии) либо в страны получатели наркотиков (Голландия и др.). Тщательной проверки подвергаются грузы, следующие транзитом из стран-производителей в страны-получатели наркотиков.

Так же, пристальное внимание уделяется отдельным категориям физических лиц, в отношении которых имеется информация о традиционном занятии контрабандой наркотиков (авиапассажиров из Таджикистана, Казахстана, лица таджикской, казахской и цыганской национальности и ряд других).

Пристальное внимание при проверки транспортных средств уделяется местам и полостям, традиционно используемым для оборудования тайников, а также отдельным категориям товаров, которые по своим внешним признакам похожи на наркотические вещества или психотропные вещества.

3. Использование оперативно-розыскных  мероприятий.

В оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов следует обратить внимание на использование такого оперативно-розыскного мероприятия, как контролируемая поставка.

Согласно ст. 435 Таможенного  кодекса Российской Федерации контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором сведома и под контролем оперативно-розыскных органов, допускается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, а вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.

 

В практике контролируемая поставка чаще всего осуществляется в случаях, когда обнаруженная контрабанда либо иная вызывающая подозрение партия наркотических средств перевозится через территорию нескольких стран или в пределах одной страны, пересекая границы районов, областей республик, и имеется согласие компетентных органов этих стран (регионов) на обеспечение соответствующего контроля за перемещением груза на территории обслуживания.

В зависимости от места  отправления и места назначения груза и соответственно государственной принадлежности территории, на которой планируется осуществлять операцию, контролируемые поставки подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренняя контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятия, обеспечивающая контролируемое перемещение груза с наркотиками, незаконно транспортируемого в пределах границ Российской Федерации. Практика подтверждает эффективность подобных операций, так как они позволяют выявить не только межрегиональные связи наркодельцов, источники, но и каналы внутригосударственного нелегального оборота наркотиков.

Внешняя контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающая контролируемое перемещение груза с наркотиками, незаконно транспортируемого за пределы и через границу Российской Федерации. Эти контролируемые поставки могут проводиться совместными усилиями ОВД, ФСБ, таможенными органами, ФСКН, внешней и военной разведкой.

Основой использование  метода контролируемой поставки таможенными органами являются:

  • конвенция ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (ст. 1);

- Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6);

 

- Федеральный закон  «О наркотических средствах и  психотропных веществах» (ст. 36).

Международные масштабы криминальной деятельности в сфере  нелегального оборота наркотиков и высокая степень организованности наркомафии стали основной причиной консолидации (сплочения) международных антинаркотических сил в единый фронт борьбы с этой угрозой. Так, российскими таможенными органами осуществлены 25 операций «контролируемая поставка» международного и межрегионального характера, в том числе 11- во взаимодействиями с другими правоохранительными органами России. При этом из незаконного оборота было изъято около 160 кг наркотиков.

4. Применение служебных собак

Весной 2003 года в целях  совершенствования деятельности кинологической службы в системе таможенных органов Российской Федерации приказом ГТК России была создана Центральная таможня (Кинологический центр ГТК России). Таким образом, в таможенных органов создана собственная «кузница» профессиональных кадров, главным оружием которых станут специальные служебные собаки. Природные качества «братье наших меньших», при соответствующей подготовке, несомненно, позволяет в ближайшей перспективе повысить эффективность борьбы с контрабандой наркотиков на таможенной границе.

Служебные собаки являются вспомогательным средством в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, однако, они   не   являются   универсальным   средством,   дающим   сто   процентную гарантию наличие, либо отсутствие наркотических средств. Поэтому для достижения максимального эффекта от их использования создается система профессионального подхода к подбору специалистов-кинологов и собак, их содержанию и сбережению, обучению и подготовке, обеспечению необходимыми материально-техническими средствами, а также повышению квалификации кинологов и обмены передовым опытом их деятельности.

 

5. Взаимодействие с  иными правоохранительными органами

Борьба с наркобизнесом  в современных условиях становится в ранг приоритетных направлений государственной политики, главным орудием которой по-прежнему остается система правоохранительных органов государства наделенных соответствующими правами и силовыми возможностями при этом только консолидированная (сплоченная) система правоохранительных органов, при безусловной поддержки общества, может сегодня реально противостоять мощной структуре международного наркобизнеса, являющегося одним из звеньев общей цепи национальных угроз.

Для Таможенной службы России развитие и совершенствование взаимодействия с российскими правоохранительными органами всегда являлось главным и постоянным элементом рабочей обстановки, что в первую очередь обусловлено спецификой борьбы с преступлениями, связанными с контрабандой наркотиков.

Так в 2003 году работа по развитию межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков получило свое дальнейшее развитие, основные направления которой напрямую связаны с Указом Президента Российской Федерации № 306, в соответствие с которым была образована Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наделенная главными функциями в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Информация о работе Деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков