Заимствование американских культурных образцов русской молодежью как фактор, указывающий на отсутствие этнокультурной идентиф

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении основных причин возникшего стремления заимствовать культурные ценности и нормы Запада у русской молодежи.

В соответствии с целью перед исследователем ставятся следующие задачи:

1) изучение специфики американских культурных ценностей

2) изучение ценностных ориентаций современной российской молодежи

3) выявление взаимосвязи между ценностными ориентациями молодежи и стремлением перенимать образцы американской культуры

Оглавление

Введение.......................................................................................................3

Глава 1. Анализ научной литературы по теме специфики

американской культуры и заимствования ее норм и

ценностей русской молодежью …………………………………………..5

1.1 Особенности американской культуры………………………………..5

1.2. Ценностные ориентации современной российской

молодежи......................................................................................................12

1.3. Причины, побуждающие российскую молодежь

перенимать американские культурные ценности и нормы …................16

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на

выявление причин, побуждающих русскую молодежь

перенимать американские культурные ценности и нормы…………....19

2.1. Программа………………………………………………………….....19

2.2 Результаты эмпирического исследования..........................................22

2.3 Выводы по второй главе………………………………………….......27

Заключение...................................................................................................30

Список библиографии……………….........................................................32

Приложение №1 Анкета

Файлы: 1 файл

ДПВ Курсовая!!!!!!!!!!.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Касательно  темы национальной идеи и существования  ее в России вообще, 100% респондентов дали отрицательный ответ. Никто  не смог сформулировать точное определение, что это такое. Приблизительно тот же результат был выявлен в ходе описания особенностей русской культуры. Ни один респондент не смог однозначно перечислить основные ценности и нормы российского культурного этноса. Подобная тенденция демонстрирует не столько неосведомленность современной молодежи в тонкостях и нюансах культурного своеобразия, сколько их отсутствие на сегодняшний день в нашем национальном самосознании. Ошибки в написании имен и фамилий выдающихся личностей российской истории свидетельствует о низком качестве начального и среднего образования в школах, где, в первую очередь, должно происходить культурное воспитание граждан и формирование их этнокультурной идентификации.

Гипотеза  исследования была следующая: основные причины в стремлении следовать основным тенденциям западной культуры — отсутствие понятия «национальная идея» в сознании молодежи.

Результаты, полученные по итогам опроса, подтверждают эту гипотезу.

Отсутствие  образа героя нашего времени в  сознании молодежи, а также отсутствие нравственных идеалов и ориентиров и приводит в итоге к тому, что эти идеалы начинают находиться в других культурах. Таким образом, и начинается заимствование ценностей, норм из одной культурной плоскости в другую, порой ей совсем не подходящую. Процессы, которые происходят в настоящее время с российской и американской культурой сложно назвать диалогом, так как речь не идет о взаимном приобретении друг у друга, а о слепом копировании Россией пропагандируемых Соединенными Штатами Америки культурных образцов без учета того, каким образом трансформируются и приживутся они на русской почве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

Естественно, Америка несет не только губительное  воздействие на нашу культуру. Достаточно много реализуется сегодня проектов по совместному сотрудничеству двух государств, а также поддержанию и сохранению их культурных ценностей. США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе контрактов. Федеральные и муниципальные власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования.

Одно  из основных мест в российско-американском культурном сотрудничестве занимает проект долгосрочного сотрудничества между Фондом Гугенхайма и Государственным музеем «Эрмитаж». Его основной целью является представление на постоянной основе экспозиций произведений классического искусства из собрания Эрмитажа в музеях Гугенхайма и, соответственно, представление коллекций западного искусства XX века в залах Эрмитажа

Активно развиваются связи по линии Библиотеки Конгресса США. В рамках реализации программы для российских управленческих кадров «Открытый мир», которая была учреждена в 1999 по инициативе директора Библиотеки Джона Биллингтона. Был запущен совместный проект Библиотеки Конгресса и Мариинского театра по модернизации архивных фондов театра. Осуществляется программа сотрудничества Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди с Мариинским театром. Этот проект рассчитан на 10 лет и предполагает ежегодные гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США.

Несмотря  на всё это, в обществе наблюдается  резкий спад культурного развития и  национального самосознания. Молодежь редко ходит в библиотеки, музеи, не посещает выставки народного искусства по одной простой причине – ей это просто неинтересно. Мы перестали заботиться о поддержании духа культурного единства, перестали создавать культурные шедевры. Всё приобрело цену и поэтому исчезло истинное искусство, создаваемое бескорыстно, от души. У молодых людей нет определенного обозначенного вектора развития и поэтому они вынуждены выискивать их самостоятельно, порой удачно, порой не совсем. Тот факт, что мы оказались в подобной ситуации - не чья-то конкретная ошибка, это страшная угроза, угрожающая вылиться в разрушительную катастрофу.

На мой  взгляд, для решения проблемы необходимо кардинально менять инструменты молодежной политики и формировать в ее рамках культурные особенности и индивидуальность нашей культуры. Правительство вынуждено остановиться и задуматься, что же будет с нашей страной в будущем, где потеряны основные ценности, и люди друг друга не уважают, не уважают свою культуру и историю. Необходимо создание кружков, секций, и организаций, направленных на достижение какой-то определенной цели, которая будет сплачивать всё культурное пространство нашей необъятной страны, и создавать новый уникальный в своем роде продукт, называющийся национальной идеей. Это и поспособствует развитию у современной молодежи этнокультурной идентификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  библиографии 

1. Дубин Б. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б.Дубин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 1998. - № 4. -С.22-32.

2. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - №5. - С.62.

3. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3.

4. Ионин Л. Г. Социология культуры. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. С. 127.

5. Патрушев В.Д. Свободное время работающих горожан России и США (Сравнительный анализ) В.Д. Патрушев // Социс. - 2004. - №12. - С.30-40.

6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000

.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение  №1

Анкета

Уважаемый респондент! 

Студенты 3 курса специальности «Связи с  общественностью» убедительно просят Вас принять участие в социологическом  исследовании в рамках дисциплины «Основы межкультурной коммуникации», направленном на выявление причин предпочтения русской молодежью американской культуры в качестве культурного образца.

Вы окажете  неоценимую услугу исследователям, ответив  на вопросы  анкеты. Ваше мнение действительно важно для нас, так как оно является определяющим по данной теме.

Результаты исследования будут представлены в обобщенном виде. 

1)Какую музыку  предпочитаете слушать? 

2)Какой фильм  из тех, что Вы видели в  кинотеатре в последнее время, Вам больше всего понравился? 

3)Вы когда-нибудь  слышали о молодежном течении  «хипстеров»?

  • Да
  • Нет
 

4)Принадлежите  ли Вы к нему?

  • Да
  • Нет
 

5)Бывали ли  Вы когда-нибудь в Соединенных  Штатах Америки?

  • Да
  • Нет
 

6)Хотите ли  Вы продолжать жить в России?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
 

7)В России  существуют достойные условия  для развития карьеры и создания  семьи?

  • Да
  • Нет
 

8)На ваш взгляд, отличается менталитет русского  человека от менталитета американца?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
 

9)Существует  ли в русской культуре понятие  национальная идея?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
 

10)Если да, в  чем она заключается? 

11)Знаете ли  Вы что такое «американская  мечта»?

  • Да
  • Нет
 

12)Перечислите  основные отличительные особенности  русской культуры. 

13)Назовите имя  и фамилию человека, которого  Вы считаете наиболее ярким представителем русской культуры. 

14)Считаете ли  Вы себя частью русской культуры?

  • Да
  • Нет
 

15)Считаете ли  Вы гордостью свою причастность  к русской культуре?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
 

16)Придерживаетесь  ли Вы позиции: «Каждый сам  за себя»?

  • Да, полностью придерживаюсь
  • В зависимости от ситуации
  • Нет, полностью не согласен (не согласна) с этим
 

17)Слышали ли Вы когда-нибудь о плане директора Центрального Разведывательного Управления Аллана Далласа?

  • Да
  • Нет
 

18)Дополните словосочетание прилагательным:

русский человек ____________________ 

19)С вашей точки зрения, в чем состоит основное преимущество США перед Россией?

  • В США выше уровень жизни
  • В патриотизме и чувстве национального самосознания
  • В культурном многообразии
  • У США нет преимущества перед Россией
 

20)Укажите Ваш пол

  • Мужской
  • Женский
 

21)Укажите Ваш возраст (полное количество лет)

_____________________ 

22)Укажите Ваш курс обучения

______________________ 

Спасибо за участие в нашем опросе! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Заимствование американских культурных образцов русской молодежью как фактор, указывающий на отсутствие этнокультурной идентиф