Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении основных причин возникшего стремления заимствовать культурные ценности и нормы Запада у русской молодежи.
В соответствии с целью перед исследователем ставятся следующие задачи:
1) изучение специфики американских культурных ценностей
2) изучение ценностных ориентаций современной российской молодежи
3) выявление взаимосвязи между ценностными ориентациями молодежи и стремлением перенимать образцы американской культуры
Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Анализ научной литературы по теме специфики
американской культуры и заимствования ее норм и
ценностей русской молодежью …………………………………………..5
1.1 Особенности американской культуры………………………………..5
1.2. Ценностные ориентации современной российской
молодежи......................................................................................................12
1.3. Причины, побуждающие российскую молодежь
перенимать американские культурные ценности и нормы …................16
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на
выявление причин, побуждающих русскую молодежь
перенимать американские культурные ценности и нормы…………....19
2.1. Программа………………………………………………………….....19
2.2 Результаты эмпирического исследования..........................................22
2.3 Выводы по второй главе………………………………………….......27
Заключение...................................................................................................30
Список библиографии……………….........................................................32
Приложение №1 Анкета
Касательно темы национальной идеи и существования ее в России вообще, 100% респондентов дали отрицательный ответ. Никто не смог сформулировать точное определение, что это такое. Приблизительно тот же результат был выявлен в ходе описания особенностей русской культуры. Ни один респондент не смог однозначно перечислить основные ценности и нормы российского культурного этноса. Подобная тенденция демонстрирует не столько неосведомленность современной молодежи в тонкостях и нюансах культурного своеобразия, сколько их отсутствие на сегодняшний день в нашем национальном самосознании. Ошибки в написании имен и фамилий выдающихся личностей российской истории свидетельствует о низком качестве начального и среднего образования в школах, где, в первую очередь, должно происходить культурное воспитание граждан и формирование их этнокультурной идентификации.
Гипотеза исследования была следующая: основные причины в стремлении следовать основным тенденциям западной культуры — отсутствие понятия «национальная идея» в сознании молодежи.
Результаты, полученные по итогам опроса, подтверждают эту гипотезу.
Отсутствие
образа героя нашего времени в
сознании молодежи, а также отсутствие
нравственных идеалов и ориентиров и приводит
в итоге к тому, что эти идеалы начинают
находиться в других культурах. Таким
образом, и начинается заимствование ценностей,
норм из одной культурной плоскости в
другую, порой ей совсем не подходящую.
Процессы, которые происходят в настоящее
время с российской и американской культурой
сложно назвать диалогом, так как речь
не идет о взаимном приобретении друг
у друга, а о слепом копировании Россией
пропагандируемых Соединенными Штатами
Америки культурных образцов без учета
того, каким образом трансформируются
и приживутся они на русской почве.
Заключение
Естественно, Америка несет не только губительное воздействие на нашу культуру. Достаточно много реализуется сегодня проектов по совместному сотрудничеству двух государств, а также поддержанию и сохранению их культурных ценностей. США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе контрактов. Федеральные и муниципальные власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования.
Одно из основных мест в российско-американском культурном сотрудничестве занимает проект долгосрочного сотрудничества между Фондом Гугенхайма и Государственным музеем «Эрмитаж». Его основной целью является представление на постоянной основе экспозиций произведений классического искусства из собрания Эрмитажа в музеях Гугенхайма и, соответственно, представление коллекций западного искусства XX века в залах Эрмитажа
Активно развиваются связи по линии Библиотеки Конгресса США. В рамках реализации программы для российских управленческих кадров «Открытый мир», которая была учреждена в 1999 по инициативе директора Библиотеки Джона Биллингтона. Был запущен совместный проект Библиотеки Конгресса и Мариинского театра по модернизации архивных фондов театра. Осуществляется программа сотрудничества Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди с Мариинским театром. Этот проект рассчитан на 10 лет и предполагает ежегодные гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США.
Несмотря на всё это, в обществе наблюдается резкий спад культурного развития и национального самосознания. Молодежь редко ходит в библиотеки, музеи, не посещает выставки народного искусства по одной простой причине – ей это просто неинтересно. Мы перестали заботиться о поддержании духа культурного единства, перестали создавать культурные шедевры. Всё приобрело цену и поэтому исчезло истинное искусство, создаваемое бескорыстно, от души. У молодых людей нет определенного обозначенного вектора развития и поэтому они вынуждены выискивать их самостоятельно, порой удачно, порой не совсем. Тот факт, что мы оказались в подобной ситуации - не чья-то конкретная ошибка, это страшная угроза, угрожающая вылиться в разрушительную катастрофу.
На мой
взгляд, для решения проблемы необходимо
кардинально менять инструменты молодежной
политики и формировать в ее рамках культурные
особенности и индивидуальность нашей
культуры. Правительство вынуждено остановиться
и задуматься, что же будет с нашей страной
в будущем, где потеряны основные ценности,
и люди друг друга не уважают, не уважают
свою культуру и историю. Необходимо создание
кружков, секций, и организаций, направленных
на достижение какой-то определенной цели,
которая будет сплачивать всё культурное
пространство нашей необъятной страны,
и создавать новый уникальный в своем
роде продукт, называющийся национальной
идеей. Это и поспособствует развитию
у современной молодежи этнокультурной
идентификации.
Список
библиографии
1. Дубин Б. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б.Дубин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 1998. - № 4. -С.22-32.
2. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - №5. - С.62.
3. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3.
4. Ионин Л. Г. Социология культуры. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. С. 127.
5. Патрушев В.Д. Свободное время работающих горожан России и США (Сравнительный анализ) В.Д. Патрушев // Социс. - 2004. - №12. - С.30-40.
6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000
.
Приложение №1
Анкета
Уважаемый
респондент!
Студенты
3 курса специальности «Связи с
общественностью» убедительно просят
Вас принять участие в
Вы окажете неоценимую услугу исследователям, ответив на вопросы анкеты. Ваше мнение действительно важно для нас, так как оно является определяющим по данной теме.
Результаты исследования
будут представлены в обобщенном
виде.
1)Какую музыку
предпочитаете слушать?
2)Какой фильм
из тех, что Вы видели в
кинотеатре в последнее время,
Вам больше всего понравился?
3)Вы когда-нибудь слышали о молодежном течении «хипстеров»?
4)Принадлежите ли Вы к нему?
5)Бывали ли Вы когда-нибудь в Соединенных Штатах Америки?
6)Хотите ли Вы продолжать жить в России?
7)В России
существуют достойные условия
для развития карьеры и
8)На ваш взгляд,
отличается менталитет
9)Существует ли в русской культуре понятие национальная идея?
10)Если да, в
чем она заключается?
11)Знаете ли Вы что такое «американская мечта»?
12)Перечислите
основные отличительные
13)Назовите имя
и фамилию человека, которого
Вы считаете наиболее ярким представителем
русской культуры.
14)Считаете ли
Вы себя частью русской
15)Считаете ли
Вы гордостью свою
16)Придерживаетесь ли Вы позиции: «Каждый сам за себя»?
17)Слышали ли Вы когда-нибудь о плане директора Центрального Разведывательного Управления Аллана Далласа?
18)Дополните словосочетание прилагательным:
русский человек
____________________
19)С вашей точки зрения, в чем состоит основное преимущество США перед Россией?
20)Укажите Ваш пол
21)Укажите Ваш возраст (полное количество лет)
_____________________
22)Укажите Ваш курс обучения
______________________
Спасибо за участие
в нашем опросе!