Заимствование американских культурных образцов русской молодежью как фактор, указывающий на отсутствие этнокультурной идентиф

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении основных причин возникшего стремления заимствовать культурные ценности и нормы Запада у русской молодежи.

В соответствии с целью перед исследователем ставятся следующие задачи:

1) изучение специфики американских культурных ценностей

2) изучение ценностных ориентаций современной российской молодежи

3) выявление взаимосвязи между ценностными ориентациями молодежи и стремлением перенимать образцы американской культуры

Оглавление

Введение.......................................................................................................3

Глава 1. Анализ научной литературы по теме специфики

американской культуры и заимствования ее норм и

ценностей русской молодежью …………………………………………..5

1.1 Особенности американской культуры………………………………..5

1.2. Ценностные ориентации современной российской

молодежи......................................................................................................12

1.3. Причины, побуждающие российскую молодежь

перенимать американские культурные ценности и нормы …................16

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на

выявление причин, побуждающих русскую молодежь

перенимать американские культурные ценности и нормы…………....19

2.1. Программа………………………………………………………….....19

2.2 Результаты эмпирического исследования..........................................22

2.3 Выводы по второй главе………………………………………….......27

Заключение...................................................................................................30

Список библиографии……………….........................................................32

Приложение №1 Анкета

Файлы: 1 файл

ДПВ Курсовая!!!!!!!!!!.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Однако, помимо положительных качеств, присущих культуре этого великого народе, существуют еще и негативные ее проявления. Например, нельзя не вспомнить о  массовой культуре, чье появление  именно в Америке обусловлено тем, что она оказалась в значительной мере лишенной исторического и культурного прошлого, присущего Старому Свету.  Традиционная гуманитарная культура не нашла подходящих условий для своего должного развития. В ней не сформировались и не устоялись устойчивые и солидные традиций и школ, что сказалось на развитии такого интегрального ядра культуры, как философия. В последней Америка смогла сотворить скромное в философском плане течение – прагматизм, который является по сути идеологией и определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему. Именно прагматизм формирует отношение американцев к традиционной, классической гуманитарной культуре. Узкоутилитарный подход к последней проявляется в отношении к изучению гуманитарных наук в вузах Америки, его критике посвящена книга профессора философии Чикагского университета А. Блума «Закат американской учености». Он образно определяет гуманитарные науки как третий остров в университете после естественных и общественных дисциплин, который подобно древней Атлантиде полностью погружен в воду.

Именно, благодаря историческим предпоссылкам формирования американского государства, здесь и получила массовая культура такое распространение. Отсутствие той интеллектульной и культурной базы, которая так присуща Европе, России, странам Востока, и послужило благодатной почвой для произрастания семян такого творчества, которое рассчитано на массового потребителя: нетребовательного и не обладающего высоким уровнем интеллектуального потенциала. Отсюда и началось возникновение и развитие доступного и простого для обыденного понимания искусства, основанного на примитивном видении окружающего мира. Основная цель этого искусства — достижение личного, чаще всего материального, успеха любыми способами, а также известное нам своей банальностью «американское чувство юмора». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  

  • 1.2. Ценностные  ориентации современной российской  молодежи
  • Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

    На  современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотично, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло.

    Ценностные  ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это  направление духовности, характеризующееся  господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, - нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным.

    Семенов В. Е. на основе, проведенных им исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера. Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства.

    Серьезные изменения происходят и в отношении  молодых к решению острых проблем. Молодежь дистанцировалась от политики. Но с другой стороны существуют такие  аспекты политической жизни, на которые  молодые не могут не обратить внимание. Тенденция прослеживается четко: «пассивность граждан» начинает раздражать и молодежь. Отсюда и её растущие надежды на «сильного лидера».

    Также необходимо отметить, что молодых  стали сильнее волновать проблемы качества и уровня образования, кризиса семьи, спада рождаемости. К сожалению, в их сознании сохраняется представление о «второстепенности» проблем культуры, нравственности, образованности и профессионализма.

    Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена, то сейчас она вовсе отсутствует. Так как одни получают большие деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

    Российская  молодежь не озабочена сегодня мировыми проблемами. Ценностный мир для российской молодежи несет в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения. Для современной молодежи важными сегодня являются: деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия; она больше ориентирована на индивидуальные ценности.

    Героизм и герои всегда были важнейшими ценностями в любом обществе и государстве. В ходе одного социологического исследования респондентам  задавался открытый вопрос о «герое нашего времени». Оказалось, что 82 % молодых людей не могут назвать конкретных героев. Таковы плоды «дегероизации» и развенчивания всего и вся последних 15-20 лет. Однако, имеются три личности, которые упоминались чаще всего: премьер-министр России Владимир Путин, Сергей Бодров-младший и министр МЧС Сергей Шойгу.

    Акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились - усиливается высокая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Это заставляет молодежь ставить перед собой задачи по овладению современным образованием и профессией, при этом тревогу вызывает усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими «жизненного успеха». Наблюдается снижение социальной активности молодёжи, снижаются культурные запросы, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров.

    События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодёжи выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому объективной необходимостью, на сегодняшний день, является формирование системы воспитания и социализации у российской молодёжи. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     

     

    1.3.Причины, заставляющие российскую молодежь

        перенимать американские культурные  ценности и нормы  

    Ценности  национальной культуры, как классической, так и народной, уже давно вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

    Однако  вестернизация культурных интересов  имеет и более широкую сферу  приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде.

    У большинства  современной русской молодежи выявляется отсутствие какой-либо более или  менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, наблюдаются явные противоречия в сознании.

    Главным препятствием в реализации общественного  воспитания молодежи в настоящее  время является противоречие между  его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными, условиями отечественных не цивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющие противоречия между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения.

    Современный молодой человек в России, с  одной стороны, находится в нормальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, покинув эти «оазисы», - на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга он оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает двусмысленная реклама, иногда переходящая определенные нормы этики, ключевыми словами которой являются «наслаждение», «соблазн», «искушение».

    Несмотря  на часто обсуждаемые политиками меры по защите здоровья населения, а  также принятие многочисленных законов о запрете распивать спиртные напитки в общественных местах и после определенного времени, повсеместно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки и продукты.

    Во всевозможных многотиражных изданиях (журналах, газетах) можно обнаружить рекламу неких массажных салонов и салонов тату, завуалированную рекламу наркотиков и проституции и открытую рекламу абортов.

    Но все  это меркнет перед «желтой» продукцией СМИ - телевидения, радио, прессы. Газетные киоски на улицах, в метро, универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсациионными заголовками - о преступлениях, извращениях и пороках, а также чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные жестокостью, садизмом, порнографией).

    Нельзя  не отметить, что российское телевидение  отличается аморальностью. Вульгарные реалити-шоу, пропагандирующие паразитизм и безответственность («Дом-2»), сериалы о бандитах и мошенниках, нашествие сексуальной пропаганды, в том числе гомосексуальной — всё это транслируется с экранов телевизоров, которые смотрят современные дети и подростки.

    На основе всего вышесказанного возникает  совершенно обоснованное умозаключение, что деятельность отечественных  СМИ подчинена странной сверхзадаче (помимо бизнеса и прибыли), а именно - «обалваниванию» аудитории, превращению людей, и прежде всего молодежи, в биомассу, которой можно легко манипулировать. Даже на самом интеллектуальном канале нашего телевидения - «Культура» - идут передачи типа «Культурная революция», наполненные сомнительными и антикультурными внушениями (например, терпимого отношения к нецензурной речи).

    В последнее  время развращению молодежи способствуют даже средства мобильной связи. Разные компании дружно рекламируют под лозунгом «Be free!» («Будь свободен!»), цветные картинки и клипы с названиями вроде «Любовь брюнеток», «Лесбийские игры», «Любовь геев» и, так называемые, «прикольные звонки». Вот названия некоторых из них:

    • «Смех обкуренной обезьяны»,
    • «Алло, кореша звонят. Бухать пора»,
    • «Опять звонит какой-то гад» (Лукашенко)

    Дмитрий Мережковский в начале XX века в своей  книге «Больная Россия» писал о грядущем хаме, который сокрушит культуру и повергнет общество в хаос насилия и порока. Дальнейшие события XX века во многом подтвердили это пророчество. Громадных жертв и усилий стоило России преодолеть этот духовно-нравственный кризис. В начале XXI века мы сталкиваемся с аналогичной, но еще дальше зашедшей ситуацией. Грядущий хам стал настоящим, существующим среди нас множеством. Ситуация уже сейчас требует неотлагательных и решительных действий. На данном этапе культурного развития необходимо создание единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства для молодежи

    Информация о работе Заимствование американских культурных образцов русской молодежью как фактор, указывающий на отсутствие этнокультурной идентиф