Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа
Актуальность темы исследования: культура каждой отдельной нации и народности содержит и хранит в себе все пласты исторического развития данного этноса и обладает своим, свойственным только ей, информационнокультурным кодом, под воздействием которого и формируется индивидуальное национальное сознание и самосознание каждого человека. Значимость изучения культурных кодов отдельных этнических культур способствует правильной межкультурной коммуникации, развитию взаимопонимания и общения между народами, что особенно актуально в настоящее время развития глобализационных процессов.
Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНОГО КОДА» В ТРУДАХ Ю.М. ЛОТМАНА
Ю.М. Лотман как исследователь русской культуры 6
«Культурный код русской культуры» в концепции Лотмана 12
ГЛАВА 2. «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В НАСТОЯЩЕМ
«Культурный код русской культуры» в XX веке 22
2.2«Культурный код русской культуры» в XXI веке 34
Заключение ..39
Список использованной литературы……………………………………43
К Г Э У |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
|
Кафедра Истории и Архивоведения
Курсовая работа
По дисциплине «Культурная антропология»
На тему:
«Культурный код русского народа»
г. Казань 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНОГО КОДА» В ТРУДАХ Ю.М. ЛОТМАНА
ГЛАВА 2. «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В НАСТОЯЩЕМ
2.2«Культурный код русской культуры» в XXI веке 34
Заключение ..39
Список использованной литературы……………………………………43
«КУЛЬТУРНЫЙ КОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Введение
Актуальность темы исследования: культура каждой отдельной нации и народности содержит и хранит в себе все пласты исторического развития данного этноса и обладает своим, свойственным только ей, информационнокультурным кодом, под воздействием которого и формируется индивидуальное национальное сознание и самосознание каждого человека. Значимость изучения культурных кодов отдельных этнических культур способствует правильной межкультурной коммуникации, развитию взаимопонимания и общения между народами, что особенно актуально в настоящее время развития глобализационных процессов.
Культурный код этноса (нации) реализуется в ее языке. В культурологии данные языки получили название «естественных», т.е. возникающих и развивающихся вместе с возникновением и формированием этносов и наций.
Степень изученности темы. Исследованием «культурных кодов» (социокодов) занимались такие ученые, как М.К.Петров, Г.М.Маклюэн, Ю.М.Лотман.
М.К. Петров - русский философ, предлагает классификацию типов культуры по социокоду, который можно трактовать как оборотную сторону «культурного кода». Социокод (культурный код), по мнению Петрова - это способ накопления, хранения и передачи социально необходимого знания. Знание существует в двух формах:
Выделяется три социокода:
человек выполняет обязанности имени, которое передается другому человеку в другом поколении через обряд инициации - посвящение во взрослую жизнь;
Г.М Маклюэн считает, что
смена типов культуры в истории
обусловлена сменой средств коммуникации,
которые он рассматривал как продолжение человеческих
Он выделяет три типа культуры, основанных на трех социокодах:
Однако самую интересную концепцию «культурного кода», связанную с русской культурой, предложил русский ученый Ю.М.Лотманв своих книгах: «Беседы о русской культуре, быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)», «Семиосфера», «Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история», «История и типология русской культуры»
Предмет исследования: культурный код русской культуры
Объект исследования: концепция «культурного кода» в трудах Ю.М.Лотмана
Цель исследования: выявить культурный код русской культуры в соответствии с концепцией Ю.М.Лотмана
Задачи: информация о культурном коде, типология, рассмотрение культуры русского народаДля достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Для решения стоящих перед нами задач и достижения цели исследования используются такие методы, как:
Основные понятия темы: культурный код - набор культурных архетипов (самотождественности), характеризующий идентичность историко-культурного типа личности, социальные и групповые солидарности1
________________________
http://ru.wikipedia.org/w/
Научная и практическая значимость исследования. Научная значимость состоит в исследовании русского кода и понимании его в культуре современности. Практическая значимость - в использовании материалов исследования в будущей профессиональной деятельности специалиста-культуролога.
ГЛАВА 1. Концепция «культурного кода» в трудах Ю.М. Лотмана
Ю. М. родился 28 февраля 1922 г. в семье петроградских — ленинградских интеллигентов, в знаменитом доме в начале Невского проспекта, где помещалась в пушкинское время кондитерская Вольфа- Беранжера. Литературоведческий круг друзей старшей сестры Лидии повлиял на выбор профессии, и Ю. М. поступил в 1939 г. на филологический факультет Ленинградского университета, где тогда преподавали знаменитые профессор и акдемики: Г.А.Гуковский читал введение в литературоведение, М. К. Азадовский — русский фольклор, А. С. Орлов — древнерусскую литературу, И. И. Толстой — античную литературу. В фольклорном семинаре В. Я. Проппа Ю. М. написал свою первую курсовую работу.
В октябре 1940 г., вместе со своими сверстниками, Ю. М. был призван в армию. То, что он еще до начала Великой Отечественной войны стал кадровым военным, возможно, спасло ему жизнь. Огромен урон, понесенный в войну нашим народом, но призывники 1922 г. рождения и старшие их сослуживцы, пройдя подготовку, могли потом и воевать более умело, чем мальчики, попадавшие на фронт прямо со школьной скамьи.
В конце 1946 г. Ю. М. демобилизовался
и продолжил учебу в
Уже в студенческие годы Ю. М. сделал первые научные открытия. В рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, в тетради масона Максима Невзорова, Ю.М. обнаружил копию программного документа одного из раннедекабристских тайных обществ, Союза (Орден) Русских Рыцарей, основателями которого были граф М. А. Дмитриев-Мамонов и М. Ф. Орлов. Найденный источник — «Краткие наставления (т. е. русским рыцарям), созданные Дмитриевым-Мамоновым — был давно известен по названию: он упоминался в переписке, он фигурировал
_____________________
2 Б. Ф. Егоров биографические статьи 1994 с. 130
в следственных делах декабристов, но исследователи тщетно искали сам текст,
документ уже стал считаться
утраченным. Статью о своей находке
вместе с найденным текстом Ю.
М. опубликовал в «Вестнике
В студенческие же годы Ю. М.
на материале своих научных
Уже в студенческих трудах Ю. М., в их содержании и методе, отпечаталось своеобразие его творческого мышления. Прежде всего для него, ученика Н. И. Мордовченко, характерны системность, многоаспектность, контексту ал ьность: литературное явление рассматривается на широком общественном и историческом фоне. Последующие изыскания обогатятся методами и данными лингвистики, психологии, археологии, музейного дела и истории быта, семиотики и структурализма, математики и других наук. Отметим также постоянный интерес Ю. М. к контрастным объектам: к переходным, размытым, неустоявшимся явлениям — и, наоборот, к четким, укоренившимся, оформившимся; к стихийному, интуитивному, бессознательному — и, в противовес, к ясной рационалистичности, системности; к конкретным фактам, к эмпиризму архивных и журнальных разысканий, к живой предметности — и к абстрактному метаязыку науки; к гениям, вершинам общественной мысли и литературы — и к рядовым, часто третьестепенным труженикам. Позднее прибавится еще интерес к парадоксам, к разрушению устоявшихся представлений.
В 1950 г. Ю. М. с отличием закончил университет, но ему как еврею был закрыт путь в аспирантуру: в последние годы перед смертью Сталина в стране свирепствовала борьба с «космополитами», то есть практически шла откровенная антисемитская кампания, особенно в гуманитарных учреждениях. Ю. М. удалось найти работу в Эстонии, где партийносоветское руководство все силы отдавало увольнениям и арестам местных «буржуазных» кадров и за «космополитами» не охотилось. Ю. М. стал преподавателем, а затем и заведующим кафедрой русского языка и литературы Тартуского учительского института. Таким образом, в Эстонию Ю. М. попал относительно случайно, но следует учесть, что его привлекли не только слава известного университетского города и почти полное отсутствие официального антисемитизма, но и давние культурно-исторические связи Петербурга с Эстонией: ведь многие русские писатели и общественные деятели начала XIX века, декабристы были биографически и творчески связаны с Эстонией. Об этом Ю. М. потом создаст немало научных работ.
В 1952 г. Ю. М. защитил в Ленинградском университете кандидатскую диссертацию о творческих взаимоотношениях Радищева и Карамзина, после чего опубликовал целый ряд работ об этих писателях. Статья «Радищев и Мабли» (1958), в свою очередь, открывала большую серию трудов ученого, посвященных русско-западноевропейским культурным связям (главным образом, русско-французским, но еще и русско-немецким, русско- итальянским, русско-английским): «Новые материалы о начале знакомства с Шиллером в русской литературе» (опубликована в 1958 г. в Германии на немецком языке), «Руссо и русская культура XVIII века» (1967), «К проблеме „Данте и Пушкин"» (1980) и много других.3